Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности МВФ, изучение его деятельности для достижения финансовой стабильности мирового сообщества.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть понятие Международного валютного фонда, историю его возникновения, определить организационную структуру организации, изучить основные цели деятельности и функции Международного валютного фонда как фактора финансовой стабильности.
Введение………………………………………………………………………………………4
1. Общая характеристика Международного валютного фонда как международного финансового института……………………………………………………………………....6
1.1. Сущность МВФ, история его возникновения…………………………………...…......6
1.2.Основные цели, направления деятельности и функции МВФ…………….……….....7
1.3. Структура управления МВФ………………………………….........................................9
1.4. Порядок вступления стран в МВФ………………………………………………...…..11
1.5. Основные механизмы кредитования МВФ….………………………………………..13
1.6. Обусловленность выдаваемых кредитов...……………………………………………18
2. Практическая деятельность Международного валютного фонда в современных условиях………………………………………………………………………………......….21
2.1. Деятельность Международного валютного фонда в период глобального финансового кризиса………….…………………………………………..………………...21
2.2. Международный валютный фонд как инструмент обеспечения прочного подъема мировой экономики…………………………………………………………………………26
2.3. Надзор МВФ как фактор обеспечения международной финансовой защиты……..32
Заключение…………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………44
Приложение 1. Схема организационной структуры МВФ (по состоянию на 2010 год)
Приложение 2.Договоренности об использовании основных механизмов, утвержденные в 2010 году
Приложение 3. Утвержденные договоренности и договоренности, доступ по которым был повышен в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, 2010 финансовый год (в млн. СДР)
Страны имеют ряд инструментов для преодоления излишнего притока капитала:
Сохраняющийся
высокий уровень безработицы
остается важнейшей задачей
Конкретные меры политики в отношении рынка труда могут помочь в ограничении ущерба — достаточные пособия по безработице необходимы для поддержания уверенности населения, защиты доходов населения и предотвращения значительного увеличения бедности. Учебные программы и программы подготовки кадров могут содействовать реинтеграции безработных в рабочую силу и повысить их человеческий капитал. Финансовая реформа также должна занимать видное место в списке задач экономической политики, особенно ввиду того, что неэффективность финансового сектора и недостатки регулирования и надзора сыграли важную роль в возникновении кризиса. Для обеспечения финансовой стабильности настоятельно необходимо быстро провести санацию нежизнеспособных финансовых организаций и реструктуризацию тех организаций, которые имеют коммерческое будущее. Продолжение существования финансовых организаций, «слишком больших, чтобы позволить им обанкротиться», представляет собой риск, так как эти организации могут воспользоваться своими преимуществами в плане финансирования для дальнейшей консолидации своих позиций. Направление реформы системы регулирования является очевидным: повышение уровня и качества капитала, совершенствование управления рисками, инструментарий для преодоления системного риска в целом и решения проблемы финансовых организаций, «слишком больших, чтобы позволить им обанкротиться», а также практичная система содействия решению трансграничных вопросов. Директивным органам необходимо найти надлежащее сочетание между безопасностью финансовой системы и сохранением ее инновационного и эффективного характера. Бездействие может подорвать подъем экономики, закрепить моральный риск и повысить риск принятия странами своих собственных мер вместо нахождения совместного решения. Поскольку выполнение имеет такое же значение, как и нормативно-правовые нормы, надзор необходимо укрепить, сделав его более проактивным. Если реформа системы регулирования не будет сопровождаться усиленным надзором, она не будет результативной. Для восстановления и поддержания активного роста мировой экономики необходимо перебалансировать глобальный спрос. Странам, которые до кризиса имели чрезмерный внешний дефицит, необходимо консолидировать свои государственные финансы таким образом, чтобы ограничить ущерб для потенциального роста и спроса. Тогда на страны, имевшие чрезмерный профицит счета текущих операций, ложится основное бремя поддержания глобального спроса. По мере того как страны с дефицитом повышают сбережения в ответ на снижение ожиданий относительно будущих доходов, странам с профицитом необходимо будет перейти от роста за счет увеличения экспорта к росту на основе внутреннего спроса. Они могут повысить внутренний спрос благодаря расходам на системы социальной защиты и повышению качества инфраструктуры. Когда курсы валют стран с чрезмерным дефицитом снижаются, по логике следует, что валюты стран, имеющих профицит, должны укрепляться. Перебалансирование следует подкрепить реформой финансового сектора и надлежащими мерами структурной политики как в странах, имеющих профицит, так и в странах, имеющих дефицит.
2.2 Международный валютный фонд как инструмент обеспечения прочного подъема мировой экономики
В 2008–2009 годах мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за многие десятилетия глобальным экономическим спадом и резким сокращением торговли.
МВФ играл одну из ведущих ролей, содействуя государствам-членам в решении насущных задач, связанных с преодолением кризиса, и создании новой, более прочной глобальной финансовой системы. В 2010 финансовом году Фонд приступил к укреплению глобальной системы финансовой защиты, расширив свои кредитные ресурсы и утвердив общее распределение СДР, для того чтобы влить в глобальную экономику столь необходимые ликвидные средства [13]. Его обязательства по предоставлению кредитов достигли рекордного уровня в размере приблизительно 175 млрд долл. США, в том числе было резко увеличено льготное кредитование стран с низкими доходами. Фонд также обновил и расширил свои финансовые механизмы, чтобы они с максимальной возможностью полностью соответствовали потребностям государств-членов в условиях кризиса и после него. Учитывая, что кризис особо тяжелым бременем лег на страны с низкими доходами и что он может обратить вспять существующий прогресс в достижении Целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия, Фонд принял меры для расширения своих возможностей по предоставлению льготного кредитования и пересмотрел систему, посредством которой он осуществляет такое кредитование, в том числе применяемые критерии для его получения [12]. Он усилил мониторинг глобальной экономики, проводя регулярные оценки принимаемых мер, а также мер, которые все еще необходимы для восстановления макроэкономической и финансовой стабильности, и, помимо этого, усовершенствовал предоставляемые им рекомендации по вопросам политики, чтобы они в большей мере отвечали задачам, поставленным кризисом. Он также переориентировал свою деятельность в области надзора на повышение ее эффективности, открытости, независимости и беспристрастности. Сосредоточив внимание на необходимых антикризисных мерах, а также мерах по смягчению его последствий для государств-членов, МВФ также приступил к проведению тщательной и углубленной оценки того, что должно быть сделано, когда кризис, в конечном счете, закончится, включая переоценку роли МВФ в глобальной экономике и предотвращении будущих кризисов еще до того, как они разразятся. Совместно с Советом по финансовой стабильности была введена и доработана процедура раннего предупреждения и предприняты усилия для более широкого включения межстранового анализа и мониторинга финансового сектора в деятельность по осуществлению надзора. Кроме того, оказывается интенсивная техническая помощь в ряде областей, имеющих большое значение для реагирования на кризис и послекризисного восстановления. Фонд также принял шаги для усиления информационного обеспечения, установив и устранив важные пробелы в данных, выявленные кризисом.
Уже
на раннем этапе был признан тот
факт, что финансовые ресурсы МВФ
должны быть существенно расширены,
с тем чтобы организация могла
надлежащим образом удовлетворять
потенциальные потребности
В 2010 финансовом году Исполнительный совет Фонда одобрил 14 договоренностей на общую сумму в 72,2 млрд СДР.7 Большая часть этих обязательств (52,2 млрд СДР) была связана с предоставлением гибких кредитных линий Мексике, Польше и Колумбии. Две договоренности были заключены на условиях механизма расширенного кредитования (Сейшельские Острова и Молдова), две договоренности предусматривали предоставление кредита «стэнд-бай» с исключительным уровнем доступа (Румыния и Шри-Ланка), и одна договоренность представляла собой превентивную договоренность с обычным лимитом доступа (Сальвадор). Увеличение сумм по ранее утвержденным договоренностям привело к повышению общего размера обязательств о выделении ресурсов в 2010 финансовом году до 77,6 млрд СДР. Всего к концу апреля 2010 года покупки средств со счета общих ресурсов (СОР) достигли 21,1 млрд СДР, а обратные покупки — 275,0 млн СДР. В начале нового финансового года была утверждена, и поэтому не вошла в статистику 2010 финансового года, договоренность о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму в 26,4 млрд СДР (30 млрд евро), заключенная в качестве ответа на экономический кризис в этой стране, возникший в конце 2010 финансового года. На схеме 5 приводятся подробные сведения о договоренностях, утвержденных в течение 2001-2010 финансовых годов.
Схема 5.
Договоренности, утвержденные в течение финансовых годов, закончившихся 30 апреля,
2001-2010 финансовые годы (в млрд. СДР)8
В начале глобального экономического кризиса МВФ начал реформу порядка кредитования стран, ощущающих нехватку ликвидности в иностранной валюте, с целью создать различные виды кредитов для удовлетворения весьма различающихся потребностей своих 187 государств-членов. Введенная в 2009 финансовом году гибкая кредитная линия была предназначена для удовлетворения растущих потребностей в финансировании на цели предотвращения и уменьшения последствий кризисов в странах с прочной основой политики и устойчивыми положительными результатами реализации экономических программ. ГКЛ обеспечивает странам, отвечающим определенным критериям, немедленный доступ к крупным суммам ресурсов МВФ без каких-либо жестких лимитов и ретроспективно предъявляемых условий. Страны, заключившие договоренность о ГКЛ, могут по своему усмотрению рассматривать кредитную линию в качестве превентивной или в любой момент времени в течение действия договоренности использовать средства кредитной линии. Отвечающие определенным критериям страны могут также просить о заключении преемственных договоренностей в рамках механизма ГКЛ. Если страна решает использовать средства кредитной линии, обратные покупки средств осуществляются в течение периода от 3,25 года до 5 лет. Стоимость заимствования в рамках ГКЛ является такой же, как и в случае традиционных договоренностей о кредите «стэнд-бай», и зависит от размера и срока кредитования. В мае 2010 года Исполнительный совет одобрил трехлетнюю договоренность о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму в 26,4 млрд СДР (30 млрд евро) для оказания поддержки программе экономической стабилизации и преобразований страны. Общая сумма финансирования со стороны МВФ в 2010 году составила 10 млрд евро, и это финансирование предоставлено в комплексе с финансированием на сумму около 30,0 млрд евро, которое обязался выделить ЕС. Договоренность о кредите «стэнд-бай», которая является частью совместного с Европейским союзом пакета финансирования на сумму в 110 млрд евро (приблизительно 145 млрд долл. США), рассчитанного на период в три года, предусматривает исключительный доступ к ресурсам МВФ, превышающий 3200 процентов квоты Греции, и она была утверждена в рамках ускоренных процедур Механизма экстренного финансирования.
Для
преодоления возникшего в стране
экономического кризиса правительство
Греции разработало амбициозную
многолетнюю программу, на начальном
этапе которой принимаются
Начиная с 1962 года МВФ оказывает чрезвычайную помощь государствам-членам, пострадавшим от стихийных бедствий, таких как наводнения, землетрясения, ураганы или засуха, используя с этой целью средства на счету общих ресурсов. В 1995 году политика МВФ в отношении чрезвычайной помощи была расширена и стала охватывать страны в остконфликтных ситуациях. Оба вида чрезвычайного финансирования предлагались в последние годы отвечающим соответствующим критериям странам с низкими доходами по льготной процентной ставке. Известным примером чрезвычайной помощи, оказанной МВФ в 2010 финансовом году, было выделение Гаити 114 млн долл. США вскоре после разрушительного землетрясения, постигшего страну в январе 2010 года.
Широкие реформы механизмов льготного финансирования Фонда совпали с резким увеличением обязательств по выделению кредитов до 2,2 млрд СДР в 2010 финансовом году. Общая сумма непогашенных льготных кредитов 63 государствам-членам с низкими доходами на 30 апреля 2010 года составляла 5,1 млрд СДР12. Схема 6 отражает непогашенные суммы кредитов, предоставленных за последнее десятилетие.
На схеме 7 приведена подробная информация о новых договоренностях и увеличении доступа в рамках льготных механизмов Фонда.
Схема 6.
Обычные непогашенные кредиты, 2001-2010 финансовые годы (в млрд. СДР)9
Схема 7.
Льготные непогашенные кредиты, 2001-2010 финансовые годы (в млрд. СДР10)
Совместный комплексный подход МВФ и Всемирного банка к сокращению задолженности призван обеспечить, чтобы ни одна страна с низкими доходами не имела долгового бремени, с которым она не может справиться; он включает в себя две инициативы — Инициативу в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и Инициативу по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ), призванные снизить до экономически приемлемого уровня бремя внешней задолженности стран с низкими доходами, имеющими наиболее высокий уровень долга. Исполнительные советы двух организаций постоянно информируются о ходе реализации этих двух инициатив посредством регулярно выпускаемых совместных докладов Банка и Фонда о статусе их выполнения. Пятый доклад такого рода был опубликован в сентябре 2009 года.
В
июле 2009 года Исполнительный совет
МВФ поддержал общее
2.3 Надзор МВФ как фактор обеспечения международной финансовой защиты
Информация о работе Международный валютный фонд как фактор финансовой стабильности