Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности МВФ, изучение его деятельности для достижения финансовой стабильности мирового сообщества.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть понятие Международного валютного фонда, историю его возникновения, определить организационную структуру организации, изучить основные цели деятельности и функции Международного валютного фонда как фактора финансовой стабильности.
Введение………………………………………………………………………………………4
1. Общая характеристика Международного валютного фонда как международного финансового института……………………………………………………………………....6
1.1. Сущность МВФ, история его возникновения…………………………………...…......6
1.2.Основные цели, направления деятельности и функции МВФ…………….……….....7
1.3. Структура управления МВФ………………………………….........................................9
1.4. Порядок вступления стран в МВФ………………………………………………...…..11
1.5. Основные механизмы кредитования МВФ….………………………………………..13
1.6. Обусловленность выдаваемых кредитов...……………………………………………18
2. Практическая деятельность Международного валютного фонда в современных условиях………………………………………………………………………………......….21
2.1. Деятельность Международного валютного фонда в период глобального финансового кризиса………….…………………………………………..………………...21
2.2. Международный валютный фонд как инструмент обеспечения прочного подъема мировой экономики…………………………………………………………………………26
2.3. Надзор МВФ как фактор обеспечения международной финансовой защиты……..32
Заключение…………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………44
Приложение 1. Схема организационной структуры МВФ (по состоянию на 2010 год)
Приложение 2.Договоренности об использовании основных механизмов, утвержденные в 2010 году
Приложение 3. Утвержденные договоренности и договоренности, доступ по которым был повышен в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, 2010 финансовый год (в млн. СДР)
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов, которые различаются по целям, условиям и стоимости кредита (Таблица 1).
Таблица 1.
Специальные фонды кредитования МВФ4
№ п/п |
Название фонда |
Назначение |
1. |
Фонд компенсационного
и непредвиденного |
Предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них, факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т. п. |
2. |
Фонд кредитования буферных (резервных) запасов |
Создан для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты. |
3. |
Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга |
Наличие данного фонда объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. Фактические величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны. |
4. |
Фонд поддержки структурных преобразований |
Ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.
|
Международный валютный фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднений, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality) кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций в 80-е годы Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности.
Принцип обусловленности
кредитов находит свое выражение
в согласовании со страной-заемщицей
программы экономической
В публикациях МВФ утверждается,
что при разработке стабилизационных
программ Фонд занимает «прагматические
позиции», «признавая, что было бы неверно
применять какую-либо универсальную
модель ко всем странам». Однако на деле
он традиционно руководствуется
монетаристским подходом к анализу
инфляции и платежного баланса, исходя
из взаимозависимости между
Исходя
из доминирующих в МВФ теоретических
воззрений его практические стабилизационные
программы имеют
По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием», которое, в свою очередь, должно привести со временем к улучшению платежного баланса, снижению темпа инфляции, экономическому росту и повышению уровня занятости.
Опыт свидетельствует, что дефляционные меры не всегда достигают цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса и другие экономические трудности имеют устойчивый характер и глубокие корни. В то же время при определенных обстоятельствах подобные меры способствуют свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким образом, обусловленность кредитов МВФ – это социальная цена за осуществление стабилизационных программ.
Концепция
экономической политики МВФ, известная
как Вашингтонский консенсус
предполагает, с одной стороны, достижение
макроэкономической и финансовой стабилизации,
а с другой – осуществление
структурных изменений, включая
приватизацию предприятий, либерализацию
цен и внешнеэкономической
Растущее
недовольство негативными последствиями
осуществления ряда навязанных Фондом
развивающимся странам
Реализуя
принцип обусловленности
2. Практическая деятельность Международного валютного фонда в современных условиях
2.1 Деятельность Международного валютного фонда в период глобального финансового кризиса
По мере того как 2010 финансовый год подошел к завершению, мировая экономика, похоже, выходит из самой глубокой рецессии за последние 60 лет. Вместе с тем, подъем по-прежнему происходит неравномерно, некоторые страны имеют весьма высокие темпы роста, тогда как другие переживают гораздо более слабое оживление, риски снижения темпов глобального экономического роста вновь увеличились и продолжат расти в начале 2011 финансового года. Необходимы меры политики для их преодоления и создания основ для возобновления уверенного и устойчивого роста мировой экономики. В течение года МВФ продолжал находиться в центре действий международного сообщества, направленных на возвращение мировой экономики на траекторию устойчивого роста. Основное внимание уделялось предоставлению рекомендаций по вопросам экономической политики государствам-членам для поддержки восстановления экономики, усиления глобальных систем финансовой защиты и укрепления международной финансовой системы. Продвинулась работа по укреплению Фонда, при этом усилия были нацелены на пересмотр мандата организации, модернизацию его деятельности в области надзора, обеспечении достаточности финансовых ресурсов и реформу его структуры управления. Что касается других областей работы, продолжалась реструктуризация доходной и расходной части бюджета, были изменены правила в отношении кадров, повысилась степень прозрачности и активизированы информационно-разъяснительные мероприятия.
Сильный финансовый кризис в сентябре 2008 года, оказал значительное негативное влияние на мировую экономику, глобальный объем производства в 2009 году упал на 0,5 процента.5 От финансового кризиса в наиболее значительной степени пострадали страны с развитой экономикой, которые столкнулись с серьезным сокращением кредита, ухудшением балансов и растущей безработицей. В этих странах производство сократилось на 3,5 процента в 2009 году. Воздействие кризиса быстро распространилось по земному шару через ряд каналов, в том числе через сокращение торговли, прекращение потоков капитала и падение денежных переводов мигрантов. После того как улеглись бурные события, стало очевидно, что от глобального кризиса, самого глубокого за период свыше 60 лет, серьезно пострадали несколько стран с формирующимся рынком и стран с низкими доходами. Директивные органы в ответ на кризис приняли комплекс смелых и решительных мер, которые были реализованы в условиях беспрецедентного сотрудничества. В сфере денежно-кредитной политики страны установили процентные ставки, близкие к нулю, и приняли нетрадиционные меры. Центральные банки сотрудничали друг с другом, координировали снижение процентных ставок и открытие своповых линий.
В
налогово-бюджетной политике страны
приняли антициклический курс, допустили
вызванное спадом увеличение дефицитов
и в дополнение к этому приняли
бюджетный стимул. В общей сложности
ведущие страны с развитой экономикой
и страны с формирующимся рынком,
имевшие необходимое бюджетное
пространство, обеспечили бюджетный
стимул в объеме 2 процентов ВВП
в 2009 году, основные результаты были достигнуты
благодаря самому акту координации.
Страны также приняли меры для
поддержки финансовой системы, в
том числе приобретали активы,
пополняли капитал и вводили
различные виды гарантий. Эти меры
оправдали себя. Во второй половине
2009 года начался подъем, который
набрал обороты в начале 2010 года,
хотя возросшая волатильность
Во многих странах с развитой экономикой росту препятствует долговременный ущерб, причиненный финансовому сектору и балансам домашних хозяйств. В этих регионах подъем будет более вялым, чем в прошлом. После временного паралича мировые финансовые рынки также стали приходить в движение. Риски для глобальной финансовой стабильности существенно снизились, но стабильность еще не укоренилась. Оценки МВФ списаний в банковской системе на период до конца 2010 года были снижены с 2,8 до 2,3 трлн долларов.6 Но хотя ситуация в целом улучшается, остаются проблемные области, и банки все еще сталкиваются со значительными трудностями — в последующий год будет необходимо рефинансировать значительный объем краткосрочного финансирования, потребуется больший объем капитала более высокого качества, и не все убытки были уже списаны. В этих условиях восстановление кредита частному сектору неизбежно будет вялым, поскольку спрос на кредит является сниженным, а его предложение ограничено. Основное бремя ограниченного кредита, скорее всего, будет ложиться на средние и малые предприятия. Несмотря на восстановление роста мировой экономики, перспективы сопряжены со значительной неопределенностью, особенно в условиях, когда факторы бюджетной уязвимости ярко проявляются в странах с развитой экономикой. Риски ухудшения ситуации, безусловно, увеличились. Суверенные риски могут угрожать финансовой стабильности и продлить воздействие кризиса. Рынки становятся все более обеспокоенными в связи со значительными трудностями бюджетной консолидации, с которыми сталкиваются некоторые страны. Эта утрата доверия уже имеет серьезные последствия, а угроза цепной реакции омрачает оживление экономики, особенно в Европе. Пространство для маневра в экономической политике во многих странах с развитой экономикой стало более ограниченным, а в некоторых случаях было исчерпано, что делает неуверенный подъем уязвимым по отношению к новым шокам. Важнейшей предстоящей задачей является уменьшение факторов уязвимости суверенных заемщиков. Меры налогово-бюджетной политики обоснованно смягчили стремительное падение частного спроса и предотвратили намного более глубокий спад, но уровни государственного долга существенно повысились. Более того, отношение долга к ВВП в странах с развитой экономикой, как ожидается, к 2014 году превысит 100 процентов ВВП, что на 35 процентных пунктов превышает докризисный уровень. Большая часть этого увеличения вызвана снижением экономической активности, нестабильности. До настоящего времени общесистемных признаков вздутых цен на активы не было, хотя имеется несколько точек перегрева, и риски могут накапливаться. В странах с формирующимся рынком, имеющих чрезмерный профицит по счету текущих операций, ужесточение денежно-кредитной политики целесообразно проводить наряду с повышением номинального эффективного обменного курса при появлении избыточного давления со стороны спроса. Но в других странах с формирующимся рынком ужесточить денежно-кредитную политику может быть сложно, поскольку это привлечет больший объем потоков капитала. Помимо укрепления национальной валюты и подрыва конкурентоспособности, это будет содействовать наращиванию «пузырей» цен на активы и подрывать финансовую стабильность.
Информация о работе Международный валютный фонд как фактор финансовой стабильности