Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития

Автор: p******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.
Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:
- дать определение туризма, рассмотреть динамику
- выявить проблемы международного туризма в России и в Амурской области
- рассмотреть тенденции развития

Содержание

Введение 3
1 Международный туризм: понятие и динамика 6
1.1 Определение и классификация 6
1.2 Динамика развития международного туризма в России 14
1.3 Международный туризм на современном этапе 18
2 Проблемы международного туризма 23
2.1 Проблемы международного туризма в России 23
2.2 Проблемы международного туризма в Амурской области 26
3 Тенденции развития международного туризма 29
3.1 Тенденции развития международного туризма в России 29
3.2 Тенденции развития международного развития в Амурской области 31
Заключение 34
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

     Рост  конкуренции на рынке туристского  спроса происходит в результате действия следующих факторов:

  • появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
  • достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

     Для того чтобы сохранить свою туристскую привлекательность, требует следующих  действий:

  • попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
  • осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
  • предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
  • обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
 
 

     3.2 Тенденции развития  международного туризма  в Амурской области 

     В настоящее время в Амурской области  наиболее распространен выездной туризм: Амурчане предпочитают отдыхать на побережье Приморья или в Китае. В 2009 году количество туристов на внутреннем направлении составило менее пяти тысяч человек, на въездном - 9,4 тыс., в то время как за пределы области выехало более 75 тыс. туристов. По этим причинам, необходимо все силы направить на развитие въездного и внутреннего туризма.

     Для области международный туризм станет источником не только поступления иностранной  валюты, но и организации новых  рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие  дебаты о целесообразности поддержки  международного туризма завершились  тем, что международный туризм признан  инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и  проблемы. Почти все регионы понимают целесообразность развития международного туризма. Правительство при планировании мер по развитию туризма должны принимать  во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения.

     Соответствующие условия для развития международного туризма в области есть: уникальная природа, памятники культурно-исторического наследия и многое другое. Однако зачастую они малопривлекательные из-за плохой инфраструктуры: труднодоступности, отсутствия гостиниц, кафе и ресторанов. Возможность привлечения туристов ограничивает нехватка общедоступной информации, единого реестра туристских ресурсов. Отсутствие генеральной схемы маршрутов снижает осведомленность туристов о наличии предложений в регионе.

     На  юге области предусмотрено развитие проектов «Динозавры Азии» на базе находящегося в Благовещенске кладбища динозавров, и «Этнографическая деревня» - строительство национальной русской  деревни неподалеку от областного центра. В Райчихинском районе интерес туристов могут вызвать озера с цветущими лотосами и Муравьевский парк с занесенными в Красную книгу журавлями.

     На  севере потенциально интересными объектами  стали наскальные писаницы (древние  рисунки), а также Быссинское месторождение  термальных вод в Селемджинском  районе. Всего с 2008 по 2012 годы планируется развить девять проектов. За этот срок на их реализацию пойдет 73,3 млн. руб. При этом областной бюджет потратит 15 млн. руб., остальную сумму должны вложить инвесторы.16

     Если  в ходе реализации не возникнет серьезных  трудностей, то к 2012 году объем туристических  услуг должен вырасти в полтора  два раза, а с учетом самодеятельного  туризма число отдохнувших на маршрутах области увеличится с 14 до 35 тысяч человек в год. В  сфере туризма и смежных отраслях будет создано 500 рабочих мест, а  налоговые поступления отрасли  в областной бюджет увеличатся на пять процентов.

     Ослабление  миграционных ограничений со стороны  индустриальных стран будет способствовать увеличению числа поездок рабочих-мигрантов  между страной проживания и центрами занятости за рубежом, а также  появлению на туристском рынке турпродукта, рассчитанного на специфические  этнические группы.

     Повышение продолжительности оплачиваемого  отпуска и гибкость рабочего времени  вызовут потребность в новом  туристском продукте, включающем максимум удовольствия за минимальный отрезок  времени. Сокращение пятидневной рабочей недели с восьмичасовым рабочим днем до четырехдневной рабочей недели с девятичасовым рабочим днем высвободит три выходных дня для отдыха, путешествий и культурных мероприятий.  Станет популярным совершать круизные путешествия, маршруты выходного дня, каникулярные поездки с краткосрочным пребыванием, поездки целевого назначения, а также деловые поездки в «средний» и «низкий» сезоны. Возрастет популярность курортов, работающих по системе «All inclusive», обеспечивающих отдых людям, которым требуется полное отключение от каждодневных забот и тревог.

     Рост  уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к  другой культуре вызовет желание  путешествовать и получать новые  впечатления. Потребитель ощутит необходимость  в новом многовариантном турпродукте. Расширение туристской отрасли повысит спрос на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и других предприятиях. Киоски будут предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт.  Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по Родной стране, так и за рубежом.  Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка.

     Таким образом, для развития в области  международного туризма и привлечения  иностранных туристов, в частности  китайцев, так как они составляют большую часть туристов в области  можно организовать экскурсионные  туры различной тематики экологический, культурный, исторический и т.д. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В данном исследование изучены и раскрыты такие вопросы как понятие и динамика международного туризма, проведен анализ состояния международного туризма в РФ и в Амурской области.

     Теоретическое изучение проблемы состояния и развития международного туризма позволило  сделать следующие выводы:

  1. международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны. Международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. Следовательно, положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
  2. к преимуществам развития въездного международного туризма для каждой страны относятся:
  • увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;
  • рост валового национального продукта;
  • создание новых рабочих мест;
  • реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
  • привлечения капитала, в том числе и иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона.

     Недостатки  развития туризма проявляются в  том, что туризм:

  • влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;
  • способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
  • вызывает экологические и социальные проблемы;
  • может наносить ущерб развитию других отраслей.
  1. нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами государственной миграционной политики. Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

     Анализ  состояния международного туризма  в России и в Амурской области  был проведен на основании статистических данных. Выводы полученные при проведении анализа следующие:

  1. международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма. Для того чтобы сохранить свою туристскую привлекательность, требует следующих действий:
  • попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
  • осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
  • предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
  • обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
  1. проблемы выявленные в ходе исследования, невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Амурской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм. Активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области.
  1. для развития в области международного туризма и привлечения иностранных туристов, в частности китайцев, так как они составляют большую часть туристов в области можно организовать экскурсионные туры различной тематики экологический, культурный, исторический и т.д.

     Дальнейшее  исследование проблемы можно направить  по руслу изучения туристской инфраструктуры, с целью повышения конкурентоспособности  фирм на рынке туристских услуг и развития международного туризма в России и Амурской области. 
 
 
 

     Библиографический список

 
    
  1. Азар В.И. Очевидные проблемы туризма в  России./ www.intacadem.ru/statji/azar-v.i.
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. / А.Ю. Александрова – М.: Аспект Пресс, 2001 – 358 с.
  3.          Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. Учебное пособие для вузов. / А.Ю. Александрова – М.: Соло-Пресс, 2003 – 273 с.
  4.        Ананьев М.А. Международный туризм. Международные отношения. / М.А. Ананьев – М.: 2006 – 189 с.
  5.       Брижаков М.Б. Введение в туризм. / М.Б. Брижаков – М.: Санкт-Петербург, 2007 – 286 с.
  6.       Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. культур. деятельность» / Ю.Д. Дмитриевский. – М.: СГУ, 2005 – 287 с.
  7.       Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие./ В.А. Квартальнов - М.: Советский спорт, 2001 – 632
  8.       Кивал А.М. Глобализация и региональный туризм // Тезисы и доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». 3-5 октября 2006 г., Москва, Том 11. – М.: Альфа-М, 2006.
  9.       Кивал А.М. Региональные особенности организации туризма в Амурской области // Предпринимательство, №5, 2006. – 0,5 п.л.
  10. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Ч.II. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие./ Н.В. Колесник -М.: Советский спорт, 2008 – 232 с.
  11. Мартин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме./М.М. Мартин - М., 2008 – 189 с.
  12. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. С. 76
  13. Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации // www.russiatourism.ru/news/334.smx
  14. Перспективы России в ХХI веке. Мировые и внутрироссийские процессы. – М.: Фонд поддержки ученых, 2000. – С. 125
  15. Петрова Г.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 37
  16. Постановление Правительства РФ от 12.12.95 № 1222 «Об утверждении положение о Лицензировании туристской деятельности»
  17. Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна. Повестка дня на XXI век: Материалы 1-й Международной молодежной научно-практической конференции 14–17 ноября 2000 г. / Отв. ред. Леонов В.А. I том – Сочи-Ялта: РИО СГУТиК, 2001.С. 45
  18. Супрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. / В. Супрунова - М., 2008 – 133 с.
  19. Родигин Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. - М.: РИБ «Турист». 2005
  20. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов.- М.:2005-410 С
  21. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н.И. Волошин. -М.: Финансы и статистика, 2006 – 569 с.
  22. Туристские фирмы: Научно-методические материалы по международному туризму. - СПб.: Изд-во «ОЛВИС», 2005-2008. - Вып. 10-14.
  23. Целевая программа Амурской области по развитию туризма на 2008-2012 годы // Интернет версия Консультант плюс
  24. Федеральный закон о туристской деятельности в Российской федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ. // Интернет версия Консультант плюс
  25. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» // Интернет версия Консультант плюс
  26. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Интернет версия Консультант плюс
  27. Федеральной закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Интернет версия Консультант плюс
  28. RATA news – ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса. http://www.ratanews.ru/rubricator/rubric_37.stm

Информация о работе Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития