Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития

Автор: p******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.
Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:
- дать определение туризма, рассмотреть динамику
- выявить проблемы международного туризма в России и в Амурской области
- рассмотреть тенденции развития

Содержание

Введение 3
1 Международный туризм: понятие и динамика 6
1.1 Определение и классификация 6
1.2 Динамика развития международного туризма в России 14
1.3 Международный туризм на современном этапе 18
2 Проблемы международного туризма 23
2.1 Проблемы международного туризма в России 23
2.2 Проблемы международного туризма в Амурской области 26
3 Тенденции развития международного туризма 29
3.1 Тенденции развития международного туризма в России 29
3.2 Тенденции развития международного развития в Амурской области 31
Заключение 34
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

   Туризм  в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена  роль непроизводственной индустрии. Поэтому  капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень  низкими, хотя государство субсидировало  развитие внутреннего туризма, как  части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число  иностранных туристов, прибывавших  в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10, 3 млн. иностранных гостей7.

   Больше  всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии – всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, – 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма – 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего – 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты.

   Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением.

   Политика  ограничений международного туризма  была присуща не только Советскому Союзу, но и странам Восточной  Европы, которые также уделяли  мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь  развитием внутреннего туризма  в лучшем случае туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60–70-е годы начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада.

   Естественно, что из-за слабого развития туризма  инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие.

   Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный  период их число начало быстро расти  с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989–1991 гг. – с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.8

   Если  в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай – соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).

   У российских туристов популярны такие  страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые  предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.

   Особенно  большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так  называемым шоп-туризмом, который в  будущем, естественно, претерпит изменения  со стабилизацией рынка потребительских товаров в России.

   Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев.

   Номерной  фонд Госкомитета «Интурист» в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах.

   Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов:

   1. старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик;

   2. современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран внутренних туристов;

   3. новые гостиницы, построенные по международным стандартам.

   Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов вход в совместные предприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции и построении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими.

   В настоящее  время все еще наблюдается  недостаток в предложении услуг  в столицах и курортных зонах  стран СНГ, поэтому иностранные  компании стремятся внедриться на этот рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как и раньше, их сдерживают две  причины: первая – недостаточно четко определены права собственности, вторая причина заключается в несоответствии принципов и стандартов бухгалтерского учета западным.

   С началом экономических преобразований сфера составления туристского  продукта и его реализации в России и других странах СНГ кардинально  изменилась, и сейчас ее представляют негосударственные компании. На рынке  Российской Федерации, по данным ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000 из которых  имеют лицензии на международную  туристскую деятельность (только в  Москве действуют 3000 таких фирм). Из них лишь 1,5 % используют иностранный капитал, а 0,3 % фирм основаны полностью на иностранном капитале. Значительное большинство российских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Они предлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоп-туры, познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы и др. 

1.3 Международный туризм на современном этапе 
 

   В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта, где  задействованы огромные массы служащих, основных средств производства, привлечены крупные капиталы. Можно сказать, что туризм — это и серьезная политика глобального уровня.

    Данные Росстата свидетельствуют, что российские граждане все активнее выезжают за рубеж, в то время как интерес иностранных туристов к России, наоборот, снижается. Статистики со ссылкой на данные Федеральной службы безопасности России (ей подчинена пограничная служба) приводят данные о числе пересечений границы. При этом для объективности из общего числа прибытий и выездов Росстат исключает граждан, выехавших на постоянное место жительства, и военнослужащих.9

   Проведенный Российским союзом туриндустрии анализ данных Росстата по выезду наших туристов за рубеж выявил дальнейшее ужесточение  конкурентной борьбы между Турцией  и Египтом и сенсационный расклад  направлений по показателям роста.

   Рост  выездного турпотока из России за первые шесть месяцев 2010 года доказывает, что – кризис все-таки был и сейчас наши сограждане активно наверстывают упущенное. После снижения выезда в первом полугодии 2009 года на 22,6 % этот показатель за шесть месяцев 2010 демонстрирует рост   42,7 %, почти 1 млн. 625 тыс. поездок, такой динамики не было практически с начала 2000-х годов.

    Верхнюю позицию в рейтинге самых популярных направлений занимает Египет. Страна закрепила свой успех в 2009 году, когда она впервые обошла Турцию - и по абсолютным цифрам, и по динамике в процентах. За первые шесть месяцев этого года в Египте отдохнуло 1140,6 тыс. россиян, что на      65,4 % больше, чем за такой же период 2009 года. Турция же приняла          923,6 тыс. наших туристов, показав рост 43,7 %. Кстати, Египет по динамике роста сейчас занял третью позицию, а Турция показала всего лишь пятнадцатый результат, уступив даже такому «неконкурентному» направлению, как Нидерланды.

   Причем  Египет последние три года в разы увеличивает «шаг» отыгранных у  Турции клиентов. Например, за первое полугодие в 2008 году страна пирамид приняла на 39,5 тыс. российских туристов меньше, чем Турция. По итогам шести месяцев 2009 года Египет уже обошел основного конкурента на 47 тыс. А за полгода 2010 резко увеличил отрыв, приняв на 217 тыс. россиян больше, чем Турция за тот же период.

   В целом основные направления выезда россиян осталась прежней, хотя внутри нее есть перестановки. Таиланд с 8 места поднялся на 5-е, сдвинув на одну позицию Германию, Италию и Испанию. Прежде замыкавшие десятку ОАЭ поменялись местами с Чехией, которая была на 9 месте. Чехия, кстати, хоть и удержалась в десятке, но на фоне многих других стран показала совсем небольшую динамику за полгода – 18 %. Меньше рост только у Японии (17 %), Франции (16,7 %), Украины (12,7 %) и Финляндии (8,6 %). Однако отметим, что у той же Чехии, Франции и Финляндии и снижение в первом полугодии прошлого года было незначительным, потому и «отскок» небольшой.

   Так же учтем, что ни одна из 37 стран с пятизначными цифрами выезда российских туристов не показала за эти полгода отрицательную динамику турпотока.

   Такого  тоже не было, как минимум, последние  семь лет. Даже Польша, которая «падала» с 2004 года из-за введения визового режима с Россией, в первом полугодии 2010-го дала неплохой прирост 23,6 %. Напомним, что в первом полугодии 2009 года 20 из 33 самых популярных стран частично потеряли российских туристов.

     Пятерка лидеров по росту турпотока в процентах выгляди так: Таиланд (рост 118,5 %), Литва (92,3 %), Египет (65,4 %), Латвия (59,8 %), Черногория (58 %).

   С Таиландом все понятно – отложенный спрос, россияне с удовольствием  поехали в эту замечательную  страну, как только там чуть поутихли политические разборки. И если Таиланд  по итогам года действительно не досчитается, как прогнозируется, почти 1,5 млн. туристов, то россияне точно не попадут в это число. Минус 40,4 % в первом полугодии 2009 сполна компенсированы плюсом в 118,5 % за шесть месяцев 2010 года.

   Попробуем разобраться с тремя оставшимися  лидерами роста. Туроператоры по Прибалтике в целом признают повышение спроса на Литву и Латвию, хотя и не в  столь впечатляющих масштабах. Генеральный  директор компании «Веди-тур» Ирина  Федина считает, что эти страны предлагают отдых европейского качества за вменяемые  деньги. И добираться удобно: всего  ночь в поезде. Среди клиентов компании «Эй Би Клаб» интерес к Латвии выше, чем к Литве. Генеральный  директор Анастасия Гинтерс объясняет  это транспортной логистикой. Самый  популярный латвийский курорт Юрмала находится всего в 20 км. от Риги, куда приходит поезд из Москвы. А от Вильнюса до Паланги, самого популярного литовского курорта, надо проехать еще 350 км. И хотя Паланга дешевле Юрмалы, народ выбирает более короткий путь к морю.

   Но  все эти факторы сами по себе вряд ли бы выдвинули прибалтийских конкурентов  в лидеры роста. Пожалуй, завесу тайны  приоткрывает версия генерального директора  компании «Лас Флорес» Дениса Котова: не исключено, что все дело в авиакомпании AirBaltic. Латвийский перевозчик предлагает дешевые перелеты, в частности, через Ригу во все популярные европейские страны, и очень многие россияне пользуются услугами авиакомпании для транзита в Европу. Некоторые едут из Москвы поездом до литовской столицы, а уже оттуда самолетом в Великобританию, Францию, Италию. Получается дольше, но дешевле, чем напрямую лететь из Москвы.

   Теперь  Черногория, замыкающая пятерку самых  растущих направлений. У туроператоров  спрос на отдых в этой стране тоже активно растет, цифры называются от 30 % до 55 %. «Причем без всякого демпинга», - говорит генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов. Он объясняет хороший спрос на Черногорию прекрасной природой, сравнительно дешевой перевозкой и невысокими внутренними ценами, что способствует увеличению числа повторных туристов.

   И все же, по мнению Сергея Приголовкина, основу выездного потока из России в Черногорию составляют бизнесмены и владельцы недвижимости. И те и другие целью поездки называют туризм. Самостоятельные туристы – еще одна значительная часть турпотока. Как правило, они выбирают низкобюджетные варианты размещения – апартаменты уровня 2-3 звезды. А с билетами проблем нет – объем авиаперевозки на направлении очень большой: летают Montenegro Airlines, «Московия», «Сибирь», «Скай Экспресс», «Трансаэро».

   Таким образом, мы видим что, рекордные цифры лидеров по росту турпотока – это во многом заслуга россиян, которые не обращаются в турфирмы, предпочитая путешествовать самостоятельно.10

Таким образом по данной главе можно  сделать вывод, что рассматривая развитие международного туризма в России, следует отметить, что развитие действительно есть.

      В прежние времена, эпохи туризм обозначивался  в формах путешествий с целью  познания, открытий, налаживания контактов  с другими странами по обмену опытом хозяйствования и носил в основном до XVIII века частный характер.

      Рассматривая  международный туризм, состояние  его на современном этапе, следует  обратить внимание на то, что в России наметилось государственное регулирование  туристской деятельности.

      Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует  развитию туристской деятельности. 
 
 

Информация о работе Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития