Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития

Автор: p******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.
Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:
- дать определение туризма, рассмотреть динамику
- выявить проблемы международного туризма в России и в Амурской области
- рассмотреть тенденции развития

Содержание

Введение 3
1 Международный туризм: понятие и динамика 6
1.1 Определение и классификация 6
1.2 Динамика развития международного туризма в России 14
1.3 Международный туризм на современном этапе 18
2 Проблемы международного туризма 23
2.1 Проблемы международного туризма в России 23
2.2 Проблемы международного туризма в Амурской области 26
3 Тенденции развития международного туризма 29
3.1 Тенденции развития международного туризма в России 29
3.2 Тенденции развития международного развития в Амурской области 31
Заключение 34
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО  «АмГУ» 
 

Факультет  Экономический

Кафедра   Мировой Экономики, Туризма и Таможенного дела

Специальность 080115 Таможенное дело 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития

по дисциплине:                              «Мировая экономика» 
 
 
 

Исполнитель,

студент группы 975 А           ____________________                

Руководитель,

доцент, к.э.н                          _____________________              А.В. Плешивцев   

Нормоконтроль,

инженер                                  _____________________               О.В. Шпак 
 

Благовещенск 2011

   РЕФЕРАТ 

   Курсовая  работа содержит 39 страниц, 1 рисунок, 1 приложение, 28 использованных источников литературы.

   Ключевым  словами являются: международный  туризм, туристские ресурсы, турист, туристская стратегия, туристская тактика, турагент, туроператор.

   Объект  исследования: туристическая отрасль.

   Предмет исследования: международный туризм в Российской Федерации и Амурской области.

   Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.

     Метод работы: анализ литературы и трудов по данному вопросу отечественных  и зарубежных ученых, положения экономической  теории рыночной экономики, материалы  научных семинаров и конференций. Так же источником информации послужили  материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью.

     Практическая  значимость: применение данного исследования позволит турфирмам с учетом рекомендаций более эффективно развивать международный туризм, тем самым увеличивать доходы области. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение                                                                                                                3

1 Международный  туризм: понятие и динамика                                                6

  1.1 Определение  и классификация                                                                   6

  1.2 Динамика  развития международного туризма  в России                        14         

  1.3 Международный  туризм на современном этапе                                     18                

2 Проблемы международного  туризма                                                               23

  2.1 Проблемы  международного туризма в России                                        23

  2.2 Проблемы  международного туризма в Амурской  области                    26

3 Тенденции развития  международного туризма                                              29

  3.1 Тенденции  развития международного туризма  в России                       29 

  3.2 Тенденции  развития международного развития  в Амурской области  31

Заключение                                                                                                             34   

Библиографический список                                                                                  37

Приложение А  Развитие международного туризма                                           40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

   Международный туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития, так же туризм оказывает стимулирующее воздействие и на другие секторы экономики, такие как гостиничный и игорный бизнес, транспорт, торг. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-прав. С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

   На  фоне все большего возрастания роли туризма в мире и многих странах, современное развитие туризма в  России и субъектах РФ характеризуется  наличием глубоких противоречий. С  одной стороны, страна обладает богатыми природно-географическими и историко-культурными  туристскими ресурсами, сформирована и функционирует многоукладная  туристско-рекреационная отрасль, растет количество туристских организаций, развиваются  социально-ориентированные виды туризма  и т.д.

   С другой стороны, туристские ресурсы  неравномерно распределены и используются в малой степени, ранее достигнутые объемы въездных туристических потоков падают, темпы развития внутреннего и выездного туризма являются незначительными и неустойчивыми, прямой вклад во внутренний валовой продукт составляет 1,5 % и т.д.

   Причины подобного положения дел в  российском туризме уже давно  озвучены руководителями государственных  органов управления туризмом, туристских организаций и объединений, а  также учеными: низкий имидж России как туристической страны, неэффективная  государственная туристская и инвестиционная политика, несоответствие элементов  инфраструктуры туризма мировым  стандартам гостеприимства, перманентное удорожание стоимости туристских услуг, несовершенство нормативно-правовой базы и статистической отчетности и др.

   Одной из важных причин, тормозящих развитие туризма в России, является недооценка потенциала регионального туризма. Необходимость его «раскручивания»  для перехода национального туризма  на качественно новый уровень  уже осознали в странах, где он является высокодоходной отраслью экономики. Для развития туризма региональные особенности имеют большое значение как для включенности тех или иных территорий в общероссийские, межрегиональные и международные отношения и процессы, так и для внутреннего развития. Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данном исследовании, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. В Амурской области как самостоятельном субъекте РФ актуальность разрабатываемой проблемы развития туризма определяется следующими обстоятельствами:

  • наличием благоприятных природно-географических и историко-культурных условий для развития туризма в области въездного и внутреннего туризма;
  • медленными темпами роста потребления туристических услуг и количества въездных и внутренних потоков в области;
  • современным уровнем состояния инфраструктуры туризма в регионе, не способствующем полной реализации имеющихся в области потенциальных возможностей развития сферы туризма.

   Объект  исследования: туристическая отрасль.

   Предмет исследования: международный туризм в Российской Федерации и Амурской области.

   Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.

   Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:

   - дать определение туризма, рассмотреть  динамику 

   - выявить проблемы  международного  туризма в  России  и в  Амурской области

   -  рассмотреть тенденции развития 

   В работе были использованы электронные  ресурсы такие как:                  Rata-news – еженедельная электронная газета Российского союза туриндустрии, официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России и учебные пособия следующих авторов: Александрова А.Ю «Международный туризм», Азар В.И. «Очевидные проблемы туризма в России», Квартальнов В.А., Романов А.А. «Международный туризм: политика и развитие» и др. 
 
 
 

 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ И ДИНАМИКА

    1. Определение и классификация
 

   Под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой  местожительства или работы. Необходимость  его дефиниции возникла в первой половине XX в. и была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

   Одно  из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более поздними поправками. В последние десятилетия проблема дефиниции туриста обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950 г.; Лондон, 1957 г.), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963 г.), конгрессе ВТО (Манила, 1986 г.), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989 г.) и др., что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений. 1

   Туризм  оказывает существенное влияние  на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в  страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает  туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической  политики государства.

   Туристская  политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия  государства на функционирование сферы  туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:

  • защита прав путешествующих;
  • защита интересов производителей отечественного турпродукта;

   Всемерная поддержка международного туризма, которая может проявляться в  форме:

  • прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке;
  • налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

   Туристская  стратегия - выработка общей концепции  развития и целевых программ, для  реализации которых требуется время  и большие финансовые ресурсы.

   Туристская  тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

   Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма.

   Итак, любое государство, развивающее  туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма  означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма  в масштабах государства, туристского  обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей  деятельности туристской фирмы.

   Положительным явлением считается тот факт, когда  сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты.

   В настоящий период, когда доллар падает по отношению к другим валютам, рубль  в России обретает значительно большую  покупательную способность, чем  где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального  продукта (ВНП). Усилия по привлечению  иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. 2

Информация о работе Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития