Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития

Автор: p******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение динамики международного туризма, проблем связанных с международным туризмом и тенденции развития туризма в Российской Федерации и Амурской области.
Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:
- дать определение туризма, рассмотреть динамику
- выявить проблемы международного туризма в России и в Амурской области
- рассмотреть тенденции развития

Содержание

Введение 3
1 Международный туризм: понятие и динамика 6
1.1 Определение и классификация 6
1.2 Динамика развития международного туризма в России 14
1.3 Международный туризм на современном этапе 18
2 Проблемы международного туризма 23
2.1 Проблемы международного туризма в России 23
2.2 Проблемы международного туризма в Амурской области 26
3 Тенденции развития международного туризма 29
3.1 Тенденции развития международного туризма в России 29
3.2 Тенденции развития международного развития в Амурской области 31
Заключение 34
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

   2.1 Проблемы международного туризма в России 

   Успешный  опыт многих стран в достижении высоких  экономических результатов от развития туризма превращается в наших  условиях отнюдь не в реальность, а  в сладкий приятный миф, который  тиражируется в средствах массовой информации, порождая несбыточные надежды  и упования.

     А на деле, на фактах последствий развития туризма возникает картина, вызывающая у государства, его финансовых органов глубокое разочарование. И это, прежде всего из-за плачевного состояния платежного баланса страны по статье «туризм». В сопоставлении его сторон открывается весьма парадоксальный итог — туризм не приносит стране валюту, а демонстрирует надежный канал ее утечки.

   Несмотря  на очевидное преобладание приграничного  туризма интерес к нему со стороны  туроператоров более чем скромен. Исключение составляют приморские районы Украины, да, может быть, Прибалтика. А что касается турфирм, работающих на выездной туризм из бывших стран  СССР, то такие можно пересчитать  по пальцам. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России создана  система турфирм, ориентированных на туробмен со странами дальнего зарубежья, при явном преобладании работы на рынке выездного туризма.11

   Преобладание  фирм, занимающихся туроператорской  деятельностью, свидетельствует о  неблагополучном положении на российском туристском рынке. Объективная необходимость  существования и туроператоров, и турагентов обусловлена характером спроса и предложения в туризме, их взаимосвязью. Связь предложения  с определенным местом опосредствуется  расстоянием, иногда весьма большим, а  требование спроса к предприятиям, организующим обслуживание, создают  необходимость в создании системы  организационных единиц, которая  выступала бы посредником между  предложением и спросом. Этой организационной единицей выступают и туроператоры, и турагенты. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» различие между турагентскои и туроператорской деятельностью сведены к одному слову — формировать, которое относится лишь к туроператорской деятельности. В толковых словарях трудно найти объяснение этого слова, пригодное для установления отличий между турагентскои и туроператорской деятельностью. На самом деле суть различий сводится к тому, что туроператор реализует свой продукт не населению, а юридическим лицам оптом, т.е. преимущественно турагентам, которые осуществляют, сбыт туристских продуктов непосредственно населению, т. е. рознично.12

   Подавляющее большинство турфирм имеет один сбытовой пункт. Наиболее известные турфирмы могут иметь сотни агентских соглашений, однако даже они имеют обороты, которые в сравнении с гигантами мирового туристского бизнеса США, Германии, Великобритании имеющими обороты в 2-10 млрд. долл., представляются карликовыми. Процесс централизации капитала в туризме развитых стран набирает силу. Это проявляется не только среди туристских фирм, но и в других подразделениях рынка (в гостиничном и ресторанном деле, среди транспортных компаний), газеты постоянно сообщают о новых объединениях и поглощениях.

   Существует  немало объективных причин, подталкивающих фирмы, оперирующие на туристском рынке, к объединению. На мировом рынке  наши крупнейшие и карликовые туроператоры сталкиваются с партнерами, которые  значительно превосходят по экономическим  возможностям наши фирмы. Можно предположить, что, чем мощнее российская фирма, тем  в большей степени она может  рассчитывать на более благоприятные  условия реализации туристского  продукта. Конечно, этой общей тенденции  противостоят конкретные обстоятельства. На мировом рынке успешно действует  немалое число карликовых фирм —  аутсайдеров. В этом сегменте предложения  и осуществляются многие соглашения у наших фирм. Может быть, поэтому  и случаются порой чрезвычайные происшествия у наших туристов — так как партнеры российских фирм могут оказаться ненадежными или исповедующими невысокую деловую мораль. Конечно, будущее — за более крупными и солидными фирмами, хотя это не значит, что у карликовых фирм нет никаких перспектив.

   Оставшиеся  на плаву туристские фирмы должны с большей энергией проявить интерес  к объединению. Здесь могли бы сыграть важную роль и сохранившиеся  туристские ассоциации, которые таким  образом могли бы обрести новый  смысл существования и развития.

   Процесс укрупнения хозяйственных «фигурантов» на туристском рынке России мог бы проходить в следующих формах:

   а) крупные туроператоры расширяют  свой экономический потенциал за счет включения в сателлитную  систему все новых и новых  независимых турфирм, согласных  свести свою деятельность только к  турагентской. При этом речь не идет о поглощении малых фирм, а о  предоставлении им исключительных прав, франшизы и т. п.

   б) создание объединений, состоящих из нескольких крупных туроператоров, каждый из которых имеет определенные преимущества в том или ином сегменте туристского рынка. К сожалению, немалое число подобных попыток  оканчивалось неудачей. Причина в  том, что фирмы, входящие в консорциум или пул не нашли надежной формы  сосуществования, сохраняя возможности  экспансии отдельных фирм. Решение  вопроса — в создании органа управления объединения, независимого от фирм, передавших добровольно некоторые функции  этому органу.

   в) назрела необходимость в создании объединений, включающих прежде всего  турагентов. Эта тенденция проявляется  в создании так называемых «магазинов путешествий».

   г) подчинение своей деятельности уже сложившимся фирмам, занимающимся производством важнейших частей турпродукта (перевозка, размещение). Крупные авиакомпании или гостиничные цепи подчиняют себе турфирмы.

   Низкий  уровень концентрации и централизации  капитала на туристском рынке России сказывается, прежде всего, на клиенте, который вынужден оплачивать дополнительные издержки, связанные с невысокой  эффективностью малых форм и существованием дополнительных звеньев сбытовой цепи, а также терпеть неудобства во время путешествий вплоть до прямого обмана.

   Несмотря на то, что последствия кризиса существенным образом повлияли на материальное положение населения, не следует ожидать катастрофического падения спроса на услуги туризма. Конечно, количество потенциальных путешественников сократилось, но и сегодня они превышают количество реальных туристов в 2 − 3 раза. Известной реакцией спроса на рост цен или падение доходов населения является то, что общее число участвующих в путешествиях существенно не изменяется, но зато турист едет ближе, уменьшает продолжительность путешествия, соглашается на менее комфортабельные условия размещения.

   Повышение интереса к внутреннему туризму  станет необратимым только в том  случае, если главная составляющая, стимулирующая спрос в путешествиях по родной стране станет более предпочтительна, чем за рубеж. Конечно, при условии, что цена будет признаваться туристом соответствующей реальному качеству и объему обслуживания.13 

     2.2 Проблемы международного туризма в Амурской области 

   В Амурской области общероссийские проблемы туризма приобретают более острый характер и свою специфику, так как  усугубляются неэффективной региональной туристской политикой, отсутствием  или мизерными размерами инвестиций и бюджетного финансирования продвижения  регионального туристского продукта, строительства и модернизации элементов  инфраструктуры, подготовки кадров, а также ростом цен на транспортные, гостиничные, экскурсионные и прочие услуги и т.д., что в совокупности сказывается на низких темпах развития выездного и внутреннего туризма и на сокращении объемов въездных туристических потоков.

     Самая посещаемой страной является Китай. На данный момент число  иностранных граждан, посетивших Амурскую область, сократилось. Во многом это связано с нововведениями в паспортно-визовом законодательстве КНР, а также с тем, что въездной поток формируется на 99,9% из граждан КНР. Прослеживается очень сильная зависимость состояния въездного туризма в Амурской области от административных решений в КНР, что нельзя назвать положительной тенденцией. В  2009 году в Амурской области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристическую деятельность. Рост произошел за счет увеличения числа турфирм, занимающихся турагентской деятельностью. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну турфирму увеличилось на 14%. Такая тенденция соответствует мировому опыту развития рынка туристских услуг. Следует отметить, что большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении.

     Развитие  туризма в Амурской области сопровождается рядом проблем, основной из которых 60% работников туристских организаций  считают независящий от них рост цен на свои услуги. Это подтверждают данные областной статистики, согласно которым услуги с января по сентябрь 2009 года стали дороже на 15,1%. Актуальными проблемами также являются несовершенство законодательной базы и отсутствие условий для цивилизованного бизнеса. Среди условий, наиболее препятствующих развитию туризма в области, работники туристских фирм в качестве основных выделяют неразработанность государственной стратегии по развитию туризма и неравномерность социально-экономического развития, неразвитость инфраструктуры туризма.

     Работники аппарата управления считают, что в области самыми существенными факторами, препятствующими развитию туризма, являются снижение уровня жизни российских граждан и неразвитость инфраструктуры туризма.

     Амурская  область имеет климатические, природные  и другие условия для привлечения  туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная  работа по улучшению:

  • сервиса сферы обслуживания;
  • качества и пропускной способности дорог;
  • сервиса технического обслуживания транспортных средств;
  • развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства;
  • качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;
  • расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу.

     Необходимо  серьезно поработать над разработкой  собственных экскурсионных, туристических  маршрутов с включением в их программу  знакомств с историческими местами, памятниками культуры, интересными  природными местами и организации  отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты и др.

     Несмотря  на трудности, переживаемые Россией, специалисты  прогнозируют поступательный рост её значения на мировом рынке туризма.  
 
 
 
 
 
 

 ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

     3.1 Тенденции развития  международного туризма  в России 

     Наиболее  характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время  являются диверсификация туристского  продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности  туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

     Многие  страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили  на доходах от туризма.

     Международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

     Несомненно, быстро развивающаяся система низко  бюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. В последние  годы в мире наблюдается тенденция  превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или  страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это  с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением  количества туристских поездок в  год в связи с разбивкой  отпусков. Эту тенденцию следует  учитывать при формировании и  проведении государственной политики, направленной на развитие въездного  туризма.14

     К основным факторам, определяющим будущее  туризма, следует отнести общие  и отраслевые факторы, такие как  конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

     Мировая туристская индустрия в последние  годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и  за его пределами. В первую очередь  на это указывают все более  широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении  своего туристского продукта на внешних  рынках. Кроме этого туристский спрос  и туристское предложение зависят  от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и  социальных изменений, развития инновационных  технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского  спроса, так и на рынке туристского  предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.15

Информация о работе Международный туризм в России: динамика, проблемы, тенденции развития