Международный сепаратизм в АТР на примере современного Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать проблему международного сепаратизма на примере Китая на современном этапе. В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать сепаратизм как угрозу международной безопасности.
Изучить взаимодействие КНР и международных организаций;
Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тибета
Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма Синьцзян уйгурского автономного района; Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тайваня

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Актуальные проблемы международного сепаратизма.
1.1 Сепаратизм как угроза международной безопасности: историко-правовой аспект………………………………………………………………………………….5
1.2 Взаимодействие КНР и международных организаций в борьбе с сепаратизмом (СВМДА и ШОС………………………………………………..........12
Глава 2 Роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма (на примере Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района, и Тайваня)
2.1 Проблема сепаратизма на Тибете, правовой аспект ………………….......16
2.2 Проблема сепаратизма в Синьцзян Уйгурском автономном районе………………………………………………………………………...………....21
2.3 Проблема сепаратизма на Тайване…………………………………….......28
Заключение……………………………………………………………..………37
Список использованных источников и литературы………………….…..40

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 96.06 Кб (Скачать)

Решение тайваньской проблемы и достижение национального воссоединения  является внутренним делом Китая, не допускающим вмешательства извне.

Выполнение великой задачи объединения Родины - священная обязанность  всего китайского народа, в том  числе и тайваньских соотечественников.

Базисом мирного объединения  Родины является признание принципа «одного Китая».

Объединение страны мирным путем наилучшим образом отвечает коренным интересам соотечественников  по обе стороны Тайваньского пролива. Государство будет делать все, что  в его силах, и с максимальной искренностью, чтобы добиться мирного  объединения.

После мирного объединения  страны Тайвань сможет иметь общественную систему, отличающуюся от системы на материке, и пользоваться высокой  степенью автономии.

Государство будет принимать  меры в целях поддержания мира и стабильности в Тайваньском  проливе и укрепления связей через  пролив.

Существует три фактора  сдерживающих агрессию КНР40.

Важнейший аргумент против насильственного изменения статуса острова: военное столкновение в Тайваньском проливе непредсказуемым образом отразится на экономике острова, а, значит, и на экономике приморских районов Китая и Гонконга. То же можно сказать и о блокаде коммуникаций, и об экономических санкциях. Поскольку с годами экономические связи приморских районов с Тайванем расширяются - будь то коммерция или инвестиции - плата за применение «немирных и других» средств против Тайваня будет возрастать.

Второй сдерживающий фактор - опасение Пекина вызвать негативную реакцию со стороны США и других ведущих держав, экономическое сотрудничество с которыми жизненно необходимо Китаю для успешной реализации его стратегии развития. Тайвань чрезвычайно важен для США, прежде всего, как опорный пункт в их будущем геостратегическом противостоянии с Китаем. Кроме того, Запад видит в Тайване живой образец, чьи методы и результаты управления экономикой служат сильным импульсом для проведения реформ на материке. Поэтому политическая и военная поддержка, оказываемая Соединенными Штатами Тайваню с целью сохранить его статус-кво, с течением времени не ослабевает - наоборот, усиливается.

В 2004 г. на Тайване было объявлено о разработанной администрацией новой, рассчитанной на 15 лет41, программе военного строительства, которая поднимает сотрудничество с США на новую ступень: тайваньская сторона совместно с США готовит реформирование структуры своих вооруженных сил, системы управления ими, модернизацию ПВО.

Безусловно, в расширении взаимодействия Вашингтона и Тайбэя явственно просматриваются интересы разросшегося американского военно-промышленного  комплекса, выливающиеся в недвусмысленное  давление Пентагона и Белого дома на Тайбэй. Однако эти интересы имеют  своим следствием не одно лишь получение  прибылей: они активно работают на закрепление Тайваня в сфере  влияния США.

Следует иметь в виду, что китайская политика Вашингтона, включая тайваньское направление, является органичной частью его глобальной политики, отличающейся растущей неуступчивостью, жесткостью, напором. Закон об отношениях с Тайванем позволяет США оказать Тайваню любую военную помощь, какую они сочтут нужной. В арсенале США и их союзников имеются и весьма чувствительные для Китая экономические репрессалии, применение которых уже имело место после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. Китай же по мере втягивания в мировую систему экономических и политических отношений становится все более зависимым от ведущих индустриальных держав, хотя по мере возрастания экономической мощи Китая точнее следует говорить о взаимозависимости.

Как предупреждение Китаю  можно расценивать негативную реакцию  Вашингтона, а также его европейских  и азиатских союзников на принятие Закона о противодействии расколу  Администрация США выразила «сожаление»  по этому поводу и отметила, что  данный шаг «не служит укреплению мира и стабильности в Тайваньском  проливе», что он «противоречит прогрессу, достигнутому за последнее время  в отношениях между разделенными этим проливом сторонами». К Соединенным  Штатам присоединились Япония, Австралия. ЕС выразил «несогласие с любым  использованием силы в отношениях между  Китаем и Тайванем» 42..

Россия, связанная с КНР  узами теснейшего стратегического  партнерства, заявила, что «с пониманием относится к мотивам» принятия Закона о противодействии расколу и  подчеркнула: «Очень важно, что в  нем закреплена главная установка правительства КНР - безусловный приоритет мирных методов объединения Родины».

Фактически вся международная  общественность так или иначе  выразила заинтересованность в сохранении мира в Тайваньском проливе, в  мирном решении тайваньской проблемы43.

Возникновению вооруженного конфликта в Тайваньском проливе  препятствует еще и третий фактор, чрезвычайно весомый, хотя о нем почему-то нередко забывают аналитики. Это психологический фактор, в котором присутствуют элементы морали и национализма. Как-то с трудом верится, что в настоящее время китайцы станут стрелять в китайцев - «тайваньских соотечественников» только за то, что у тех другие политические взгляды (или, тем более, лидеры с другими политическими взглядами). Показателен в связи с этим тезис, входящий в известные «восемь пунктов Цзян Цзэминя», а именно: «китайцы не должны бить китайцев».

Отсюда напрашивается  вывод: Пекин не хочет воевать  с Тайванем. Закон о противодействии  расколу носит страховочный характер. Его задача - поставить заслон развитию сепаратистской тенденции, удержать Тайбэй от создания такой ситуации, когда  перед Пекином встанет альтернатива: или мириться с окончательным  отделением Тайваня, или применять  силу. Скорее всего, если Тайбэй не предпримет «крупных шагов» в сторону независимости, Пекин не станет прибегать к насилию.

На самом острове существует несколько оппозиций курсу: две  массовые партии - Гоминьдан и Партию друзей народа. Они признают принцип  «одного Китая», пусть даже формально  и в собственной, неприемлемой для  Пекина интерпретации.

Вскоре после принятия Закона о противодействии расколу  в мае 2005 г. руководители КНР совершили сенсационный шаг, пригласив в Пекин лидера Гоминьдана Лянь Чжаня. Напомним, что Гоминьдан, ныне главная оппозиционная партия Тайваня, до 1949 г. был правящей партией Китая и вел непримиримую гражданскую войну с коммунистами. Встреча председателя КНР Ху Цзинтао с Лянь Чжанем продемонстрировала их общее стремление кардинально расширить сотрудничество «через пролив», создав атмосферу доверия и равноправия. Единственное условие Пекина - признание принципа «одного Китая», пусть даже в разных интерпретациях, в виде «консенсуса 1992 г.». Позиция Гоминьдана отвечает этому условию. Вслед за Лянь Чжанем Пекин посетил лидер второй крупнейшей оппозиционной партии Тайваня - Сун Чуюй44.

22 марта 2008 г. на Тайване состоялись очередные выборы главы администрации острова (президента, по принятой там терминологии). Победу одержал кандидат от Гоминьдана, бывший мэр Тайбэя Ма Инцзю.

Итоги выборов едва ли можно  назвать неожиданными: за восемь лет  — два конституционных срока  — прежний глава администрации  Чэнь Шуйбянь, последовательно пытаясь  претворять в жизнь программу  ДПП, завел отношения с Пекином  в политический тупик, усугубил военную  конфронтацию между двумя берегами Тайваньского пролива и фактически поставил под угрозу стабильность того хрупкого уникального положения, в котором остров пребывает уже  полстолетия. Да и экономические показатели острова: рост ВВП, уровень безработицы за этот период ухудшились.

За последние 8 лет правительство  Тайваня проводило шаги по установлению относительной независимости острова:

  • введение в законодательство Тайваня такого атрибута современного государства, как Закон о референдуме;
  • подготовка новой Конституции, правда, не вышедшая из стадии взбудораживших общество публичных заявлений;
  • аннулирование Программы национального объединения и Совета по национальному объединению, созданных Гоминьданом еще в 90-х годах прошлого века;
  • проведение в 2008 г., одновременно с выборами, референдума по вопросу: следует ли жителям острова добиваться принятия в ООН под новым именем «Тайваня»? Фактически это была скрытая форма референдума об изменении исторического названия непризнанного государства — Китайской Республики, против чего Пекин категорически возражал45.

Благодаря сопротивлению  оппозиции Закон о референдуме  был принят в сильно усеченном  виде: на референдум не было разрешено выносить вопросы, касающиеся «государственного флага, государственного гимна, названия государства и изменения его территории».

На выборах 2008 г. оппозиция добилась проведения параллельного референдума относительно заявки Тайваня на вступление в ООН под прежним именем «Китайской Республики». В итоге произошло то, к чему оппозиция и стремилась: оба референдума были сорваны из-за низкой явки избирателей.

Основой курса на неформальное сближение Пекина с Тайванем должны служить идеи национального единства всех китайцев по обе стороны Тайваньского пролива в противовес сепаратистской концепции «тайваньской идентичности». Отсюда выводится обязанность правительства КНР заботиться о всех соотечественниках, в том числе и о жителях Тайваня. Стремясь склонить в свою пользу общественное мнение острова, Пекин стал предоставлять тем или иным группам его населения разного рода льготы, смягчать ограничения на их деятельность на материке. Такого рода тактика использовалась Пекином и раньше, но в значительно более узких рамках: она касалась, главным образом, тайваньских предпринимателей, работающих на материке. Теперь она в той или иной мере охватывает крестьян, учащихся, аборигенов Тайваня, отставных военных и т.д.

Обновление тайваньской  политики руководителей КНР преследовало, как представляется, три цели:

ближайшая цель — политическая изоляция и оттеснение от власти сепаратистской Демократической прогрессивной  партии на предстоящих президентских  выборах 2008 г., замена президента представителем "синих" партий (Гоминьдана). Эта цель была достигнута;

более долгосрочная цель —  подрыв позиций и маргинализация крайних сепаратистских сил на будущее;

одновременно с этим —  создание более благоприятных условий - для грядущего объединения по формуле «одно государство, две системы» 46.

Может показаться парадоксальным, но политический тупик не помешал  крутому росту экономических  отношений между берегами Тайваньского пролива. В 2007 г., по тайваньским источникам, объем торговли "через пролив" достиг 90,43 млрд ам. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 18,2%. При этом экспорт с Тайваня на материк вместе с реэкспортом составил 62,48 млрд ам. долл. (годовой прирост 20,0%), импорт вкупе с реимпортом — 28,0 млрд (прирост 13,1%)6. Суммарные тайваньские инвестиции в экономику КНР превысили 100 млрд ам. долл.

Всеобщие выборы 2008 г., убедительно показали: для независимости Тайваня сегодня нет условий, и в обозримом будущем они не предвидятся. Проведение курса на независимость — это опасная политика, неизбежно ведущая к дестабилизации обстановки в Тайваньском проливе и далее во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Победа Гоминьдана может  открыть новую страницу в истории  отношений между двумя берегами Тайваньского пролива — страницу, отмеченную установлением прямых связей через пролив и ускорением экономической  интеграции в условиях политического  диалога и снижения, если не прекращения  военной конфронтации.

Стабилизация статус-кво  Тайваня отвечает не только интересам  обеих сторон, она, безусловно, более  приемлема для США, чем откровенный, провокационный сепаратизм ДПП, способный  вызвать кризис в отношениях между  Пекином и Вашингтоном.

 

Заключение

 

Детерминированное общепризнанными  демократическими ценностями стремление народов планеты к обретению  собственной государственности  во второй половине XX века резко изменило политическую карту мира: к настоящему времени на Земле насчитывается уже более двухсот независимых суверенных государств.

Сепаратизм появился в политической жизни почти тогда же, когда возникло государство как основной политический институт общества. Однако, в современную эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в отдельных peгионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.

В эпоху всеобщей милитаризации  спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам  и многочисленным разрушениям.

Сепаратизм тесно связан с международной юридической  нормой — правом народов на самоопределение, демократический смысл которого основывается на соблюдении общепризнанных прав человека и гражданина.

Зафиксированное в международных  юридических документах (Уставе ООН, Декларациях Генеральной Ассамблеи  ООН), право народов на самоопределение  предусматривает свободное (на основе демократических процедур) определение народом своего пути развития, своей политической и социально-экономической системы, а также своего международного статуса.

Сепаратизм в Китае  представлен прежде всего в трех регионах страны: Тибетский автономный район, Синьцзян уйгурский автономный район, и Тайвань.

Тибетский автономный район  на протяжении последних 50 лет, является центром конфликта между китайским  правительством и духовным лидером  буддистов. Основой конфликта послужили  разногласия в видении дальнейшего  развития Тибета.

Существуют 2 точки зрения по тому, как должен развиваться  Тибет. Сторонники установления независимости  Тибета, указывают на то, что. причиной конфликта, как отмечают наблюдатели является недовольство тибетцев политикой окитаивания, разрушения их традиций, подавления религии, навязывания социализма и модернизации. (Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из примерно трех тысяч монастырей (в которых концентрировалась тибетская образованность) все, за исключением трех, были разрушены).

Информация о работе Международный сепаратизм в АТР на примере современного Китая