Международный сепаратизм в АТР на примере современного Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать проблему международного сепаратизма на примере Китая на современном этапе. В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать сепаратизм как угрозу международной безопасности.
Изучить взаимодействие КНР и международных организаций;
Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тибета
Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма Синьцзян уйгурского автономного района; Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тайваня

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Актуальные проблемы международного сепаратизма.
1.1 Сепаратизм как угроза международной безопасности: историко-правовой аспект………………………………………………………………………………….5
1.2 Взаимодействие КНР и международных организаций в борьбе с сепаратизмом (СВМДА и ШОС………………………………………………..........12
Глава 2 Роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма (на примере Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района, и Тайваня)
2.1 Проблема сепаратизма на Тибете, правовой аспект ………………….......16
2.2 Проблема сепаратизма в Синьцзян Уйгурском автономном районе………………………………………………………………………...………....21
2.3 Проблема сепаратизма на Тайване…………………………………….......28
Заключение……………………………………………………………..………37
Список использованных источников и литературы………………….…..40

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 96.06 Кб (Скачать)

Азиатский сепаратизм (Джамму и Кашмир, Шри-Ланка, Южные Филиппины, Восточный Тимор) обусловлен многими  этноконфессиональными противоречиями доколониального характера, возродившимися после получения независимости. Терроризм носит системный и  масштабный характер, хотя и ограничен  границами сепаратистских конфликтов;

Африканский сепаратизм (Южный  Судан, Ангола,Сомали и т. д.) во многом имеет схожие черты с азиатской  разновидностью сепаратизма. Хотя сепаратистские группы в меньшей степени институционализированы и сплочены (что объясняется сильным  влиянием родо-племенной традиции), их активность и жестокость в выборе методов борьбы оставляет мало надежд на добровольное мирное урегулирование без вмешательства мирового сообщества;

Американский сепаратизм (Провинция Квебек в Канаде, штат Чьяпос в Мексике, Провинция Гренландия, остров Невис) наименее ярко выражен  среди всех выделенных регионов. Это  объясняется переселенческой структурой американских государств, малочисленностью и разобщенностью коренного населения. Насильственные методы используются весьма ограниченно (штат Чьяпос), либо не применяются  вообще.

Необходимыми условиями  для возникновения сепаратизма  являются существование государства  и его составных частей, экспансионистская  политика государства, централизованный характер управления в государстве, отсутствие или недостаточность  местного самоуправления, политический и социально-экономический кризис в государстве, недовольство различных  слоев населения, проводимой Центром  политикой. Кроме того, зарождение сепаратизма  часто может иметь место на фоне индустриализации страны и миграции населения, а также а труднодоступных  или резко отличных по другим параметрам районах государства.

Зафиксированное в международных  юридических документах (Уставе ООН, Декларациях Генеральной Ассамблеи  ООН), право народов на самоопределение  предусматривает свободное (на основе демократических процедур) определение народом своего пути развития, своей политической и социально-экономической системы, а также своего международного статуса6.

Подавляющее большинство  современных государств, подписав основополагающие документы Объединенных Наций, взяли, тем самым, на себя обязательства  по их строгому соблюдению, в той  числе, и в отношении права  народов на самоопределение. Вместе с тем, недостаточная разработанность  данного права на четкой, скрупулезной юридической основе (особенно, с  точки зрения конкретного механизма  его реализации) сводят суть демократического характера права народов на самоопределение  на уровень политической декларации, провоцируя, тем самым, разжигание конфликтных  ситуаций внутри многих государств.

История этнического сепаратизма  не столь уж и продолжительна, а  потому говорить об его эволюции вряд ли имеет смысл. Этнический сепаратизм был и остается крайне радикальным, эгоцентрическим способом разрешения проблем, которые так или иначе  возникают в многонациональных  обществах, во взаимоотношениях этнического  меньшинства с этническим большинством, отдельных территорий с центральной  властью (пусть действительно далеко не всегда справедливой и демократичной). Современный сепаратизм сотнями  зримых и незримых нитей связан с  терроризмом. У них одна «питательная»  основа – нестабильность, конфликты, непримиримое разделение мира на «мы» и «они». Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением  террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости. Вне всякого сомнения, изменилась роль внешнего фактора. Но это –  общая тенденция. Мир просто стал менее управляемым. Система международных  отношений в том виде, в котором  она существовала после Вестфальских соглашений, разрушена7.

Детерминированное общепризнанными  демократическими ценностями стремление народов планеты к обретению  собственной государственности  во второй половине XX века резко изменило политическую карту мира: к настоящему времени на Земле насчитывается уже более двухсот независимых суверенных государств.

В настоящее время сепаратизм характерен для различных стран  с разными политическими системами  и режимами. О многообразии очагов сепаратизма свидетельствует то, что они наглядно видны и в  самом факте распада коммунистических квазифедераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии), и в образовавшихся на их обломках новых независимых государствах (в России, Украине, Молдове, Грузии, Словакии, Боснии и Герцеговине), и  в постколониальных странах (в Шри-Ланке, Мьянме, Индии), и в странах, традиционно именуемых «западными демократиями»» (Ольстер в Великобритании, Квебек в Канаде, Баскония в Испании) 8.

Сепаратизм появился в  политической жизни почти тогда  же, когда возникло государство как  основной политический институт общества. Однако, в современную эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в отдельных  регионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.

В эпоху всеобщей милитаризации  спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам  и многочисленным разрушениям.

 

 

 

1.2 Взаимодействие  КНР и международных организаций  в борьбе с сепаратизмом (СВМДА  и ШОС).

 

Несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало затрагивались в политических науках, теперь же привлекает всё большее  внимание мировой общественности.

Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали  оперативного решения. Попытка стабилизировать  обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организации Сотрудничества. Как подчёркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира»9.

Регион выдвинул перед  образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы обуздания трёх сил зла ( 1) терроризмом, 2) национальным сепаратизмом, 3) религиозным экстремизмом), но и проблемы предотвращения распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития10.

В 2004 была создана Региональная антитеррористическая структура, поставив основной задачей «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создания банка данных антитеррористической структуры, разработка предложений и рекомендаций о  развитии сотрудничества» в этой сфере.

Сформировавшись, РАТС приложила  максимум усилий для выполнения задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, по заявлению главы исполкома  РАТС ШОС Вячеслава Касымова, сделанного по завершению знаменательного уже  заседания Совета РАТС 4 апреля 2006 г., за время существования структуры удалось совместным усилиями локализовать противоправную деятельность как минимум 15 главарей террористических

Кроме Шанхайской организации  сотрудничества, Китай принимает  участие в ряде региональный организаций, направленных на поддержание мира и  безопасности во всем мире, и в Азиатском  регионе в частности. Одной из таких организаций является форум  Совещания по взаимодействию и мерам  доверия в Азии. Идея Совещания  по взаимодействию и мерам доверия  в Азии (СВМДА) была выдвинута Президентом  Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым  в 1992 году на 47-й сессии Генассамблеи ООН. Декларированная цель Совещания  – создание общеазиатского диалогового  форума для решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участниками. Членами  СВМДА являются11

20 государств: Азербайджан,  Афганистан, Египет, Индия, Иран, Израиль,  Иордания, Казахстан, Китай, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские  Эмираты, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Республика Корея. В качестве  наблюдателей участвуют 10 стран,  включая США, Японию, Украину,  а также представители ООН  и ОБСЕ. Действующий Председатель  СВМДА – Республика Казахстан. 

В рамках этого форума были приняты несколько деклараций, направленных на борьбу с сепаратизмом и экстремизмом: Декларация встречи Министров иностранных  дел СВМДА, где говорится о  том: «Мир, развитие и сотрудничество являются основными тенденциями, но угрозы миру и безопасности, такие  как терроризм во всех его формах и проявлениях, воинственные проявления сепаратизма и экстремизма, распространение  оружия массового уничтожения и  средств его доставки и возможность  его попадания в руки террористов, незаконный оборот наркотиков, региональные конфликты и споры, иностранная  оккупация, экономические и социальные проблемы, особенно бедность, торговля людьми, незаконная торговля легким и  стрелковым оружием продолжает существовать. Эти угрозы и возможности носят  глобальный характер и для их эффективного устранения необходимы многосторонние усилия международного сообщества»12.

А также указывается что  «Государства-члены обмениваются информацией  о борьбе с террористической, сепаратисткой, экстремистской деятельностью и  организованными преступными группировками, и, в случае необходимости, будут разрабатывать механизмы для борьбы с их деятельностью. С этой целью государства-члены могут также обмениваться информацией о своих национальных ведомствах в правоохранительной сфере и содействовать установлению и укреплению контактов между этими органами»13.

В Алматинском акте, принятом на встрече глав правительств и стран  участниц, было заявлено, что «Сепаратизм  является одной из основных угроз  и вызовом безопасности, стабильности, суверенитету, единству и территориальной  целостности государств. Государства-члены  не будут поддерживать на территории другого государства-члена любые  сепаратистские движения и организаций  и, если таковые появятся, не будут  устанавливать с ними политических, экономических и других отношений, позволять использовать территории и коммуникации государств-членов вышеупомянутыми  движениями и организациями или  оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и другую поддержку. Мы подтверждаем право народов, живущих под иностранной  оккупацией, на самоопределение в  соответствии с Уставом ООН и международным правом». А также что страны участницы «Мы отвергаем использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей. Мы также отвергаем все формы экстремизма и будем проводить работу по воспитанию терпимости среди наших стран и народов»14.

В современном мире угрозы и вызовы не только не исчезают, но усложняются  и дифференцируются, что само по себе порождает новые тренды в  области борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом  и экстремизмом. По оценке российских экспертов, ШОС де-факто является важной частью центральноазиатской  системы безопасности. Признавая  приоритет военно-политических блоков в этом вопросе, представители российской военной науки выступают за продолжение  сотрудничества в военной сфере  в рамках ШОС, видя в этом залог  эффективного развития организации.

Борьба с сепаратизмом является неотъемлемой частью внутренней политики большинства стран, так  как на политической карте мира ни осталось ни одного государства, на территории которого проживали бы представители  только одной нации. События 2008 года, и признание рядом государств независимости Косово, создали опасный  прецедент для других стран.

Так как в большинстве  случаев, этнический сепаратизм перерастает  в экстремизм, и сепаратистские группировки  не редко используют террористические методы для давления на руководство  своих стран, проблема сепаратизма  выходит на международный уровень. Государства не в силах справиться с возникающими проблемами самостоятельно. Китай является ярким примером. Усиление уйгурского сепаратизма, вынудило правительство КНР подписать соглашения ШОС.

Для КНР пример ШОС беспрецедентен во всей политической истории: до вступления в ШОС Китай не вступал в  политический альянс ни с одним государством мира. Появилась возможность использовать механизмы функционирования организации  для борьбы с терроризмом, национальным сепаратизмом и экстремизмом (так  называемые «три зла»). Китай начал  участвовать во всемирном антитеррористическом движении, хотя ранее предпочитал  решать подобные вопросы в одностороннем  или двустороннем порядке.

Глава 2. Роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма (на примере Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района, и Тайваня).

2.1 Проблема  сепаратизма на Тибете, правовой аспект.

 

Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное  государство. Из более чем 1,3 млрд. его  населения (оценка 2007 года) около 92% составляют ханьцы (китайцы), но оставшиеся 8% –  это еще 55 национальностей, из которых  тибетцев около 5,5 млн. Для наиболее многочисленных национальностей Китая  созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском  автономном районе, остальные же –  в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции  КНР. Так произошло потому, что  около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР15.

Информация о работе Международный сепаратизм в АТР на примере современного Китая