Международные финансовые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

90-е годы XX века отличались высокой мобильностью и масштабностью международного капитала с возрастающими темпами роста, превзошедшей по своим масштабам все предшествующие послевоенные десятилетия. Мобильность и масштабность мировых потоков заемных и не заемных финансовых ресурсов стимулируется неравномерностью экономического развития, неравновесием текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственных бюджетов, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.

Содержание

Вступление
Мировая внешняя задолженность
1.1 Причины возникновения, показатели и объем
1.2.Дифференциация стран-заемщиков по долговому фактору

2. Регулирования внешней задолженности
2.1. Планы и практика преодоления внешней задолженности
2.2. Роль международных финансовых организаций в урегулировании внешней задолженности
Выводы

Работа содержит 1 файл

ПЛАН (Автосохраненный).docx

— 61.53 Кб (Скачать)

  Значительная  часть государств, сводящих свой бюджет с дефицитом, как правило, имеют  недостаток собственных ресурсов для  обеспечения экономического роста. Это вторая причина вовлеченности  стран в систему международного внешнего финансирования. Они должны выплачивать долг и проценты по нему.

  Первым шагом в урегулировании долговых обязательств стран с просроченной задолженностью является договоренность с МВФ. Предварительное одобрение Фондом программы мероприятий по упорядочению экономической ситуации в

стране-должнике - это абсолютно необходимое условие для всех последующих решений. Договоренность с МВФ сразу же повышает кредитоспособность страны. К концу 1990-х гг. сложилась система традиционных механизмов облегчения долговой нагрузки. Система традиционных механизмов облегчения долга включает концессионное переоформление долгов, прощение долгов по официальной помощи развитию членам Парижского клуба, переоформление и списание официальных долгов не членам клуба, ослабление долговой нагрузки по частным кредитам и операции по обратному выкупу собственных долгов.

  Облегчение долговой нагрузки с помощью традиционных механизмов выражается в сокращении потоков наличности из стран-должников в результате снижения платежей по обслуживанию долга из-за их списания/отсрочки или снижения основной суммы долга. Снижение долговых платежей методом их отсрочки очень важно для стран с дефицитным текущим платежным балансом, но ослабление долговой нагрузки дается только на период консолидации, а в дальнейшем платежи возрастут.

  Модели экономического развития, предложенные МВФ развивающимся, а затем и транзитным странам, означали их переход к рыночной экономике. Они имеют достаточно целостный и законченный вид, включая:

- тактические и стратегические цели (содействие выходу этих стран из кризиса и проведению в них системной трансформации, то есть переходу в принципиально новую социально-политическую систему);

- структурные механизмы (либерализация экономики этих стран, приватизация и финансовая стабилизация);

- средства, обеспечивающие реализацию основных целей (модернизированная система внешнего финансирования);

- научно-теоретическое обеспечение (монетаристская концепция развития рыночной экономики).

  Модели  включают серию программ, которые объединены в две большие группы: адаптационные и стабилизационные. 

  Предназначение  адаптационных программ - приспособление хозяйств стран-заемщиков к основным тенденциям и формам функционирования мирового хозяйства. Данные программы  предполагают и внутреннюю адаптацию, то есть приспособление всей хозяйственной  системы этих стран к рыночным условиям.

  Стабилизационные  программы направлены на создание в  странах-заемщиках условий, обеспечивающих переход к экономическому росту. Соответственно, предоставляемые для  реализации этих программ кредиты имеют  строго целевое назначение.

  Адаптационные программы, включенные в модель МВФ, предполагают проведение в странах-дебиторах  масштабной либерализации их хозяйственной  системы. В отношении внутренней экономики это означает:

- снятие контроля государства над внутренними ценами;

- прекращение государственного регулирования процентных ставок и перевод их на рыночное регулирование;

- проведение девальвации национальной валюты и т.д.

  Либерализация отношений с внешней экономической  средой также предполагает принципиальные изменения, в числе которых курс "открытых дверей" для иностранных  инвестиций, снятие монополии государства  во внешней торговле.

  Одновременно  с либерализацией экономических  отношений адаптационные программы  включают проведение приватизации, практически  полный демонтаж государственного сектора. Реформирование государственной собственности  происходит не только в форме приватизации. Реализуется более широкий спектр форм разгосударствления собственности: передача бывших госпредприятий в аренду национальным и иностранным предпринимателям, введение системы управления по контрактам, а также ликвидация убыточных  предприятий.

  Стабилизационные  программы включают мероприятия, направленные на остановку кризисных процессов  в экономике развивающихся и  транзитных стран и, в первую очередь, на обеспечение финансовой стабилизации. Достижение такого состояния необходимо государству, чтобы в относительно спокойной экономической ситуации руководство страны изыскало возможность  для начала внутреннего инвестиционного  процесса, как основы для подъема  национального хозяйства. Критериями установления в стране-дебиторе состояния  финансовой стабилизации являются следующие:

  1. годовая  инфляция не более 33-34%;

  2. устойчивый  курс национальной валюты;

  3. золотовалютные  резервы на уровне не менее  25% годового импорта. 

  Ведущая роль в официальном финансировании переходных стран принадлежит МВФ, кредиты которого служат гарантией получения не только других официальных, но и частных ресурсов. Несмотря на свой международный статус, на практике МВФ управляется развитыми странами (прежде всего США, странами ЕС и Японией), а доля голосов развивающихся и бедных стран незначительна.  
«Система управления МВФ куда больше соответствует 1944 году, то есть времени основания этой организации, чем сегодняшним реалиям, – отмечается в докладе CEPR «IMF Voting Shares: No Plans for Significant Changes». – Так как для принятия важных решений в МВФ требуется квалифицированное большинство в 85% голосов, США со своими 16,77% голосов обладают фактическим правом вето, в том числе и касательно вопросов реформы самого МВФ. Но что еще более важно, так это то, что США вместе с другими развитыми странами обладают большинством голосов в МВФ. За последние 65 лет страны Европы и другие богатые страны всегда голосовали солидарно с США». Членство в фонде обусловлено системой квот, а размер квоты практически точно соответствует количеству голосов страны-члена. Распределение голосов государств – членов МВФ – яркий пример экономического анахронизма, оно давно уже не отражает реального экономического положения. Так, например, США имеют 16,77% голосов в МВФ при доле ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в мировом ВВП в 20%, Великобритания 4,85% (доля в мировом ВВП всего лишь 3,1%), а тот же Китай всего лишь 3,66% (доля в мировом ВВП – 12,1%). Столь же слабое представительство в МВФ имеют и другие страны БРИК.

  Структурные реформы в развивающихся странах осуществляются при содействии и под нажимом МВФ и МБРР. В ряде стран приватизация началась исключительно под давлением МВФ, в частности в Коста-Рике, где правительство, несмотря на сопротивление общественности, приняло закон о приватизации и открыло доступ иностранному капиталу в отрасли, традиционно находившиеся под контролем государства. Венесуэла получила первый кредит от МВФ в середине 1996 г, только после принятия обязательств ускорить приватизацию и использовать средства на поддержание стабильности валютных резервов.

  Со второй половины 1980-х гг. эти многосторонние кредиторы стали направлять займы  не только на государственные проекты, но и на стабилизацию финансов, развитие частного сектора и приватизацию. МВФ прилагал немало усилий, чтобы  ускорить процесс структурной адаптации  и приватизации при переходе развивающихся  стран к политике открытых дверей для расширения сферы деятельности ТНК и ТНБ. В своих рекомендациях  МВФ иногда определял конкретные сроки разгосударствления собственности  той или иной страны. Было также  рекомендовано включать долговые обязательства  в механизм осуществления приватизации. Политическая составляющая международного кредитования – это ещё одна из причин, почему рыночные законы, столь хорошо работающие в сфере кредитования  фирм и предприятий, оказываются неработающими в сфере международного внешнего финансирования.

  Совокупная  помощь МВФ резко выросла за кризисный  период – фонд помогает 41 стране мира. Кроме хронических пациентов вроде беднейших стран Африки, в список получателей помощи попали и бывшие лидеры докризисного бума – несколько стран восточной Европы и одна страна западной Европы – Исландия. Кроме того, в списке больше половины бывших республик СССР. Список помощи прекрасно описывает географию кризиса. В отличие от Азиатского кризиса 1997–1998 годов, сейчас поддержка МВФ не понадобилась ни одной стране Юго-Восточной Азии. Опыт не прошел даром – азиатские тигры стали накапливать валютные резервы. Почти нет пострадавших и в другом исторически проблемном регионе – Южной Америке. С одной стороны можно наблюдать неэффективные указания МВФ, приведшие к кризису 1997 года, или большим экономическим проблемам в Аргентине, а с другой стороны можно наблюдать более чем грамотную кредитную политику Японии, приведшую не только к экономическому росту в стране, и регионе, но и общему повышению благосостояния, особенно в новых индустриальных странах. Это подтверждает и позитивные моменты от внешнего финансирования развивающихся или переходных стран.

  Рассмотрим  помощь МВФ а так же условия  ее предоставления на примере Греции. В апреле ЕС и МВФ решили выделить Греции 45 млрд. евро. Евросоюз планировал предоставить кредит в размере 30 млрд. евро сроком на три года по ставке в 5% годовых. Оставшиеся 15 млрд. евро Греция должна была получить от МВФ. Однако с учетом резко ухудшившейся финансовой ситуации оказалось, что этих средств недостаточно. Поэтому 2 мая министры финансов стран ЕС утвердили пакет помощи Афинам в размере 110 млрд. евро, из которых 80 млрд. евро должны предоставить государства еврозоны, остальные 30 млрд. - МВФ. Пакет помощи будет выплачен в течение трех лет. В течение 2010 года Греция получит от стран еврозоны 30 млрд. евро. Доля каждого государства в пакете помощи Греции рассчитывается из его участия в капитале Евроцентробанка. Соответственно, немцы в рамках европейского кредитного механизма внесли и наибольшую часть средств в первый транш для Греции (составляющий 14,5 млрд. евро) - 4,4 млрд. евро. Франция предоставила 3,3 млрд., Италия - 2,9 млрд. Остальная сумма была получена от Испании, Нидерландов, Австрии, Португалии, Люксембурга, Кипра и Мальты. В принципе, помощь стран еврозоны планировалась только как Ultima Ratio (последний довод), если Греция не сможет больше на приемлемых условиях заимствовать деньги на рынке капиталов. В этом случае она должна подготовить заявку на необходимые кредиты, которая затем будет проверяться Еврокомиссией и ЕЦБ, а потом единогласно одобряться странами еврозоны. И 11 мая греческое правительство обратилось к Евросоюзу и МВФ с официальной просьбой о выделении антикризисного кредита. Однако Греция получит в виде специальных кредитов в 2010-2012 годах выделенные ей 110 млрд. евро при условии реализации Афинами программы жесткой экономии, которая позволит снизить дефицит госбюджета до допустимого в ЕС уровня в менее чем 3% ВВП. Условия оказания помощи Греции: в 2010году – 1,5 млрд. евро должно быть сэкономлено за счет пенсионных выплат; в 2011 – 1 млрд евро должен быть получен за счет расширения базы налогоплательщиков НДС; в2012 – 800 млн. евро должно быть сэкономлено за счет уменьшения дотаций госкомпаниям. С рыночной точки зрения меры вполне разумные, однако, речь ведь идёт не о бюджете фирмы, а о бюджете государства. В котором приходится сокращать многие социальные программы. С другой стороны население страдает и от девальвации национальной валюты. Получается, что голосуя за реформы и рынок, граждане сами снижают уровень собственного благосостояния (хотя бы на несколько лет, ведь отставание роста благосостояния от роста экономики составляет около двух лет). Это вынуждает демократические правительства, которым предстоит переизбираться, прибегать к нерыночным методам для смягчения удара по населению (потенциальным избирателям), что приводит к нарушению условий МВФ. Чтобы получить кредитные деньги, греческое правительство приняло пакет жестких экономических мер, включающих сокращение зарплат и пенсий, а также повышение налогов. При этом выделение средств странами еврозоны запланировано через государственные банки. 

   Какую роль в предоставлении кредитов играет МВФ? МВФ может предоставлять краткосрочные кредиты со сроком погашения до трех лет. Отдельные транши будут выплачены, как только Греция начнет реализовывать оговоренные реформы. Однако исследования показывают, что программы МВФ часто терпят неудачу. Так, примерно в 60% случаев цели экономии не достигаются, а реформаторские усилия заемщиков ослабевают уже через год. Хотя как показывает практика, некоторым странам все-таки удалось выполнить все рекомендации МВФ, при этом повысив свое благосостояния и экономического роста. Страны в которых политика МВФ привела к реальным результатам и которые строго соблюдали все рекомендации это – Чили и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.

  Кто выигрывает на пакете помощи Греции? Прежде всего, кредиторы Греции. К ним относятся иностранные банки, которым Афины должны в целом примерно $302 млрд. Львиная доля приходится на французские институты ($75,5 млрд.), далее на кредитные учреждения из Швейцарии ($64 млрд.) и Германии ($43,2 млрд.). Если бы дошло до госбанкротства, банки должны были бы списывать большую часть своих  требований. Это стало бы нагрузкой на собственный капитал финучреждений. И немецкие банки, например, могли бы ходатайствовать перед Госфондом стабилизации финансового рынка (Soffin) о вливаниях в их собственный капитал. Таким образом, правительство Германии стало бы совладельцем банковского учреждения и имело бы влияние, например, на решения по премиальным выплатам. Однако спасение Греции позволило банкам избежать обращения в стабфонд и социализировать свои потери

  Какие последствия  будет иметь помощь МВФ Греции для валютного союза? 
Это выведет из игры механизм рыночных санкций. Таким образом, объективное давление, заставляющее Грецию проводить оздоровление госбюджета, будет снижаться. А возможности МВФ и стран еврозоны вынудить страну провести необходимые реформы, несмотря на декларируемые намерения, остаются под вопросом. С другой стороны, возрастает опасность того, что примеру Греции последуют другие государства, поскольку помощь направлена на нивелирование  последствий долговых интриг. Таким образом, валютный союз находится перед угрозой опуститься до уровня долгового и трансфертного союза, который истощает экономику богатых стран. В этом случае растущую гору долгов можно будет снести только за счет высокой инфляции. Поэтому в традиционно устойчивых странах будет нарастать политическое давление
с требованием покинуть валютный союз.

Информация о работе Международные финансовые организации