Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа
90-е годы XX века отличались высокой мобильностью и масштабностью международного капитала с возрастающими темпами роста, превзошедшей по своим масштабам все предшествующие послевоенные десятилетия. Мобильность и масштабность мировых потоков заемных и не заемных финансовых ресурсов стимулируется неравномерностью экономического развития, неравновесием текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственных бюджетов, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.
Вступление
Мировая внешняя задолженность
1.1 Причины возникновения, показатели и объем
1.2.Дифференциация стран-заемщиков по долговому фактору
2. Регулирования внешней задолженности
2.1. Планы и практика преодоления внешней задолженности
2.2. Роль международных финансовых организаций в урегулировании внешней задолженности
Выводы
Вступление
1.1 Причины возникновения, показатели и объем
1.2.Дифференциация стран-заемщиков по долговому фактору
2. Регулирования внешней задолженности
2.1. Планы и практика преодоления внешней задолженности
2.2. Роль международных
финансовых организаций в урегулировании
внешней задолженности
Выводы
Вступление
90-е годы
XX века отличались высокой
В современном
мире практически все государства
прибегают к внешним
Общеизвестно, что основной причиной необходимости внешнего финансирования является отрицательное внешнеторговое сальдо. Это означает сильную потребность государства в иностранной валюте для закупки необходимых товаров. Этот недостаток можно покрыть либо путём реализации золотовалютных резервов, либо путём внешних заимствований. Чаще всего эти заимствования привлекаются не столько для закупок недостающего, сколько для ликвидации причин приведших к отрицательному торговому сальдо. Таких причин две – низкая конкурентоспособность товаров, производимых в стране, на мировых рынках, и низкие темпы прироста производства, при высоких темпах потребления.
Из всего вышесказанного видно, что круг стран временно или постоянно нуждающихся во внешнем финансировании достаточно велик, и что в него входят почти все страны. Отрицательное торговое сальдо складывается из двух составляющих – потребности в импорте, что означает невозможность производства тех или иных товаров или сырья в данной стране, и недостаточном экспорте, обусловленном низкой конкурентоспособностью товаров. На основании этого были созданы два основных подхода к решению проблемы отрицательного внешнеторгового сальдо.
Первый подход – это импортозамещение. При этом подходе, средства полученные путём внешних заимствований направляются на развитие тех отраслей хозяйства, которые производят товары, на закупку которых тратится валюта. Именно этим путем и пошли, начиная с тридцатых годов, латиноамериканские страны, в особенности Аргентина, Бразилия и Мексика. Первоначально этот подход действительно привёл к экономическому росту внутри страны и к увеличению внутренних накоплений, что привело к росту внутренних инвестиций. Однако с одной стороны повышение уровня жизни, а так же общемировое технологическое развитие создало потребность в новом импорте, то есть торговое сальдо так и осталось отрицательным, а с другой стороны, по кредитам необходимо было выплачивать проценты, что создавало еще большую потребность страны в валюте. Производимые же товары оказывались на международном рынке неконкурентоспособными, потому что закупалось оборудование, а не научно-технические кадры и технологии. Это значит, что пока в стране-покупателе шло становление индустрии, в стране- продавце были разработаны новые технологии по созданию новых товаров, зато традиционно импортоориентированные отрасли (такие как сельское хозяйство) из-за отсутствия инвестиций приходили в убыток, что иногда влекло потребности в закупках продовольствия зарубежом.
Какие выводы
можно сделать из всего этого
– посредством внешнего финансирования
при таком подходе не удалось
решить проблему структурной перестройки
экономики. Однако при этом произошло
мировое перераспределение
В отличие от тридцатых и сороковых годов, в шестидесятые, а в особенности семидесятые суммы, полученные в качестве внешних кредитов, направлялись уже не на создание импортозамещающего производства, а на создание производства ориентированного на экспорт. Таким образом, наметившееся ранее мировое перераспределение труда было осуществлено напрямую. Становилось выгоднее производить продукцию в развивающихся странах и затем транспортировать её в развитые страны, чем производить её в развитых странах. При этом в развивающихся странах одновременно высвобождались как кадровый, так и финансовый ресурсы, что снова влекло за собой экономический рост. Таким образом, предоставляя в качестве кредитов весьма незначительные по сравнению с объёмами ВВП суммы, правительства развитых стран стимулируют развитие экономики в собственных странах.
Кроме того,
начиная с восьмидесятых годов
кредиты, предоставляемые развивающимся
странам, сопровождаются различными условиями,
как политического, так и экономического
характера, что, по сути, представляло
вмешательство во внутренние дела суверенных
стран.
Совокупные долговые обязательства всех стран мира перед нерезидентами образуют мировую внешнюю задолженность, которая в 2001 г. составила более 17 трлн долл. Само понятие мировой внешней задолженности возникло в связи с образованием совокупной внешней задолженности группы развитых стран и превращением США в чистого международного должника. Все развитые страны – крупные заемщики; многие из них являются чистыми должниками по накопленным обязательствам. По западной методологии, чистая (нетто) внешняя задолженность определяется по балансу международных обязательств (пассивов) и требований (активов). Пассивы (с плюсом) включают иностранные активы (собственность) в стране; активы (с минусом) – это зарубежная собственность резидентов. Группа развитых стран стабильно имеет превышение обязательств над требованиями, и их совокупная внешняя задолженность составила в 1998г. 1042 млрд долл., увеличившись с 1992 г. в 6,8 раза, в 2001 г. – 1250 млрд долл., при этом шесть стран оставались чистыми кредиторами ( Бельгия, Германия. Италия, Франция, Швейцария, Япония), из них стабильными кредиторами являются Швейцария и Япония, другие кредиторы имеют небольшое превышение активов над пассивами.
Подсчитывать валовой внешний долг развитых стран можно по двум показателям - по объему пассивов за вычетом прямых инвестиций и акций, в 2001г. - 17,2 трлн долл., или в объеме обязательств по долговым ценным бумагам и по банковским кредитам — 13,9 трлн долл.
Развитые страны решают проблему нехватки сбережений за счет притока иностранных ресурсов как из других развитых, так и из развивающихся и переходных стран. Приток иностранного капитала к началу нового столетия составил более 17 % ВВП, в том числе прямых инвестиций - свыше 6%ВВП. В чрезвычайных обстоятельствах они получают поддержку со стороны других развитых стран; уже 25 лет они не обращаются к ресурсам международных кредитных организаций. Финансовые и нефинансовые корпорации, а также другие юридические и частные лица развитых стран заимствуют преимущественно на международных кредитных рынках.
Не имея серьезных проблем в частном секторе, развитые страны, как правило, испытывают нехватку государственных средств. В совокупности они имеют отрицательную норму чистого кредитования по публичным финансам, которая составила в 1986-1993 гг. 3,5 % ВВП, в 1994-2000 гг. - 2,3 % ВВП. Правительства и другие органы власти развитых государств активно заимствуют посредством
эмиссии ценных бумаг, что увеличивает государственную задолженность. Высокие государственные долги имели многие страны ЕС — будущие члены валютного союза, вступление в который было обусловлено 60 %-ным размером государственного долга к ВВП.
Совокупный
чистый государственный долг
стран еврозоны в
Чистый
государственный долг США и Японии
в 1984-2001 гг. Был ниже 60% ВВП; валовый
государственный долг США несколько
превышал условный предел в 60% ВВП,Японии
– возрос с 70,6 до 142% ВВП в 2001 г. Доля
нерезидентов на рынке государственного
долга (т. е. внешний долг) большинства
развитых стран в 2000 г. составила 1/3,
за исключением Японии (7%), где государство
заимствует в основном на внутреннем
рынке. В отличие от развитых государств
в государственном долге
Развивающиеся страны в совокупности являются чистым заемщиком; однако из 125 государств 12 в 2000 г. были чистыми кредиторами, остальные 113 – чистыми должниками. По источникам внешнего финансирования чистые должники подразделяются на страны ,получающие финансирование в основном от официальных кредиторов (43) страны, и из частных источников (70).Общий внешний долг развивающихся стран в 2002 г. равнялся 2186,4 млрд долл., что составило 131,2% доходов от экспорта товаров и услуг, 37,4%ВВП. Чистые должники подразделяются на состоятельных (платежеспособных) должников, которые своевременно погашают свои долговые обязательства, и несостоятельных, допускающих просрочки платежей или реструктуризации долгов. В 2002 г. внешний долг 55 несостоятельных должников равнялся 907,1 млрд долл. (228,7 % к доходу от экспорта товаров и услуг, 65,8 % ВВП.
Страны с переходной экономикой в совокупности и по странам – чистые должники, за исключением России, которая является чистым кредитором с активным сальдо по международным инвестициям в 2001 г. в размере 85,5 млрд долл. Общий внешний долг стран с переходной экономикой в 2002 г. составил374,7 млрд долл., что составило 101,4 % к экспорту товаров и услуг.
Таким образом,
и развитые, и периферийные страны
являются чистыми совокупными должниками
по внешним обязательствам. Однако
они существенно различаются
по источникам заимствования, их целевому
использованию, по тяжести долговой
нагрузки, по платежеспособности и
т.д. Качественное отличие внешней
задолженности развитых стран состоит
в том, что они являются одновременно
и заемщиками и кредиторами, их активы
покрывают пассивы на 95%. Они имеют
свободно конвертируемую национальную
валюту, свободный доступ к международным
рыночным финансам. Их внутренние долги
превышают внешние
1.2. Дифференциация стран-заемщиков по долговому фактору
Локальные кризисы внешней задолженности, вызванные нарушением обязательств страной-должником перед внешними кредиторами, начались с 1956г. Всего до начала 1980-х гг. было заключено 70 соглашений о реорганизации внешнего долга с 46 развивающимися странами на общую сумму 27,7 млрд долл. С 1982 г. кризис платежеспособности охватил большинство развивающихся стран и превратился в международный долговой кризис.
В ходе долгового кризиса произошла дифференциация развивающихся стран по долговому фактору и по платежеспособности. В одну группу вошли чистые кредиторы, в другую — чистые должники, избежавшие кризисных потрясений,