Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа
90-е годы XX века отличались высокой мобильностью и масштабностью международного капитала с возрастающими темпами роста, превзошедшей по своим масштабам все предшествующие послевоенные десятилетия. Мобильность и масштабность мировых потоков заемных и не заемных финансовых ресурсов стимулируется неравномерностью экономического развития, неравновесием текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственных бюджетов, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.
Вступление
Мировая внешняя задолженность
1.1 Причины возникновения, показатели и объем
1.2.Дифференциация стран-заемщиков по долговому фактору
2. Регулирования внешней задолженности
2.1. Планы и практика преодоления внешней задолженности
2.2. Роль международных финансовых организаций в урегулировании внешней задолженности
Выводы
в третью — кризисные страны. По определению МВФ, к кризисной группе были
причислены страны, которые нарушали сроки по долговым платежам или участвовали в соглашениях по пересмотру своей внешней задолженности после 1982 г. Чистых должников с нарушениями долговых обязательств в течение последних пяти лет стали выделять в особую группу «стран с трудностями в обслуживании долга», т. е. с просрочками и реструктуризациями долгов. В 1980-е гг. в группу кризисных стран вошли 73 государства. Чистый приток валютных ресурсов в кризисные страны, включая поступления от экспорта товаров и услуг, кредитные и другие иностранные ресурсы, за вычетом погашения основного капитала и амортизационных платежей, к концу 1980-х гг. не достиг уровня 1981г. Сокращение дефицита текущего платежного баланса с 84,5 млрд долл. в 1982 г. до 20,5 млрд долл. в среднегодовом исчислении за 1983-1988 гг. было результатом не расширения экспортных поступлений, а сокращения импорта.
Сокращение импорта средств производства, закупок сырья и материалов повлекло за собой снижение инвестиций, производства, ВВП, сокращение занятости, доходов и сбережений населения, средств на осуществление долговых платежей для поддержания кредитоспособности и получения новых заемных средств. Несмотря на масштабные операции по пересмотру задолженности, просроченные платежи кризисных стран по долгам к концу 1980-х гг. превысили 50 млрд долл.в год, а с 1983 г. начался чистый отток финансовых ресурсов, составивший к 1988 г. в совокупности 151,1 млрд долл. Кризис внешней задолженности перерос в общеэкономический кризис в обоих кризисных центрах - в Латинской Америке и в Тропической Африке.
В группу развивающихся стран, избежавших потрясений долгового кризиса
1980-х гг., вошли 8 стран - чистых кредиторов, а также чистые должники, исправно выполнявшие свои обязательства по внешнему долгу. В 1985 г. доля 8 чистых кредиторов в мировом ВВП составила 2,4% в мировом экспорте – 4,3%, в экспорте из развивающихся стран – 21,3%,в совокупном долге развивающихся стран внешним кредиторам – 4,4%. Помимо чистых кредиторов еще более 50 чистых должников пережили 1980-е гг. без дефолтов, преодолевая трудности долгового десятилетия самостоятельно. Среднегодовые темпы роста ВВП этих стран в 1982-1991 гг. составили 5,3 %, инфляции - дефицит текущего платежного баланса к экспорту товаров и услуг – 4,7%.
Среди надежных стран-должников НИС ЮВА (Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань) добились наибольших успехов, в том числе и в самые тяжелые кризисные годы. Эти страны относительно легко преодолели первое повышение цен на нефть и в середине 1970-х гг. продолжали развиваться впечатляющими темпами.
НИС ЮВА второго поколения – страны - члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд) - в 1980-х гг. испытывали серьезные платежные трудности, которые им удалось преодолеть. Индонезия входила в группу крупных должников с внешним долгом в размере 36 млрд долл. в 1985 г., в 1992 г. он составил около 60 млрд долл. Индонезия имела очень высокий показатель нормы обслуживания долга — около 30 % к экспорту товаров и услуг в 1985-1992 гг., но ей удавалось соблюдать установленный график платежей по обслуживанию долга, поддерживать и даже увеличивать высокую норму накопления капитала, которая в 1989 г. равнялась 35% ВВП. Это свидетельствует о том, что привлекаемые внешние ресурсы эффективно использовались. Однако в разгар долгового кризиса эти страны испытали серьезные трудности, темпы роста ВВП и экспорт снизились, обеим странам грозил кризис ликвидности. Малайзия, не дожидаясь критического момента, в 1984 г. приняла собственную программу рефинансирования долга. Она разместила на международном рынке капиталов свои ценные бумаги, эмиссия которых обходится дешевле банковских кредитов. За счет полученных средств Малайзия досрочно погасила часть долга банкам и равномерно распределила платежи по его погашению. Подобную операцию провел и Таиланд. В середине 1980-х гг. он осуществил крупные эмиссии ценных бумаг на международном рынке и значительную часть полученных средств направил на рефинансирование долга.
Страны
АСЕАН осуществили валютную диверсификацию
своих внешних долгов, которые были выражены
на 90 % в долларах. В 1984 г. Малайзия начала
заимствовать в канадских долларах, затем
она вышла на рынок евромарки. Более половины
государственных облигаций Малайзия разместила
в отличных от доллара валютах. Сдвиг в
пользу иены оказался неудачным для стран
АСЕАН, ибо их экспортная выручка была
в основном в долларах, и при повышении
курса иены на обслуживание иеновых долгов
приходилось направлять возросшую долю
долларовых поступлений. Таким образом,
Индонезии, Малайзии и Таиланду удалось
сохранить репутацию надежных заемщиков
благодаря рациональной экономической
политике и умелому управлению долгом.
Важно и то, что еще в 1970-е гг, они твердо
встали на путь экспорториентированной
модели развития. Первоначально они сосредоточились
на экспорте трудоемких и материалоемких
изделий при поддержке экспорта сырья,
К 1985 г. они увеличили экспортную квоту
до 25-30%, а Малайзия- 50%.
Благодаря высоким темпам роста эти страны
увеличили свою долю в мировом экспорте
товаров и услуг: их совокупная доля, составившая
в 1980-е гг., 1,9 %, к 1996 г. возросла до 3,3 %. К
лидерам АСЕАН постепенно подтягиваются
Филиппины, пережившие тяжелый долговой
кризис в 1980-е гг.
2.1. Планы и практика преодоления внешней задолженности
В 1982 г. резко возросшие трудности с платежами по финансовым обязательствам вынудили 18 развивающихся государств обратиться к кредиторам с просьбой об отсрочке погашения основной суммы долга. Общая сумма отложенных платежей составила более 30 млрд долл. Первоначально кредиторы полагали, что страны-должники испытывают временные платежные трудности, связанные с нехваткой ликвидности из-за высоких процентных ставок в США и сокращения экспортных доходов. Исходя из этого, главная задача политики кредиторов заключалась в переоформлении долговых платежей, чтобы избежать банкротства банков-кредиторов.
Масштабы кризиса задолженности, поставившие под угрозу систему международного кредита, заставили кредиторов искать пути ее урегулирования. Антикризисные мероприятия были разработаны в кратчайшие сроки и проводились МВФ и МБРР, а также крупнейшими коммерческими банками Запада. Уже в начале 1984 г. координатором процесса рефинансирования, или конверсии долга, был определен МВФ, без санкции которого другие кредиторы, включая Парижский и Лондонский клубы, банковские консорциумы и ТНБ, не могли заключать соглашения с должниками. Усилилось давление на должников со стороны международных кредитных организаций, частных банков, а также американской администрации.
Министерство финансов США пригрозило экономическими санкциями странам, отказавшимся выполнять свои финансовые обязательства. Был опубликован список американских товаров, которые могли стать дефицитными в странах-должниках, если те просрочат платежи. В то же время кредиторы вынуждены были искать компромиссы. С середины 1984 г. начались регулярные переговоры между должниками и кредиторами о рефинансировании долга, изменении его структуры, об отсрочке его выплаты, пересмотре условий амортизационных платежей и по другим вопросам, связанным с задолженностью. Согласно процедуре, МВФ контролирует политику и практическую деятельность стран-дебиторов, при этом он не несет прямой ответственности за дальнейшее упорядочение их экономики.
В 1983-1985 гг. 17 латиноамериканских стран подписали соглашение с МВФ. Программы МВФ были индивидуальными, но все они включали комплекс довольно жестких мероприятий, направленных на сокращение бюджетного и платежного дефицитов, а также ограничение экономической роли государства; сокращение государственного сектора и социальных расходов; ограничение внутреннего потребления в целях расширения экспорта и закупок иностранных товаров; поддержание активного торгового баланса; проведение девальвации; поднятие процентных ставок; создание благоприятных условий для иностранного капитала и др.
Сущность политики МВФ состояла в расширении частного предпринимательства в принимающих странах, в допущении транснационального капитала, в создании экономики, адекватной условиям и потребностям современного хозяйства. Под бременем задолженности, по существу насильственными методами началось осуществление перестройки экономики развивающихся стран. Абсолютное большинство развивающихся стран приняли условия МВФ по осуществлению стабилизационных мер, хотя далеко не все оказались в состоянии их выполнять. Тем не менее последствия западной политики урегулирования начали проявляться в децентрализации и разгосударствлении экономики.
На начальном этапе долгового кризиса должники осуществляли выплаты, ограничивая импорт и наращивая экспорт за счет уменьшения внутреннего потребления и инвестиций. Основной формой урегулирования внешней задолженности служило продление сроков, т. е. перенос долга, который оформлялся как новый среднесрочный кредит без прерывания выплаты процентов и при некотором улучшении других условий выплат. Новые кредиты предоставлялись в ограниченном объеме. Кредиторы не только опасались, но и не могли предоставлять новые кредиты ненадежным должникам, ибо их возможности были ограничены низким уровнем накопленных ими резервов по отношению к объему выданных кредитов.
Главной задачей менеджмента в первые годы долгового кризиса было обеспечение финансовой стабильности банков-кредиторов и предотвращение дефолта стран-должников, угрожающего банковской системе развитых стран. Интересам кризисных стран уделялось мало внимания; не учитывалось и то, что дополнительное«невольное» финансирование при переоформлении долгов налагалось на уже имеющийся большой долг, увеличивая его.
Вторая половина 1980-х гг. прошла в поиске выхода из долгового кризиса. Министром финансов США Дж. Бейкером была объявлена трехлетняя «Программа устойчивого роста», получившая название «план Бейкера». В плане признавалась необходимость проведения торговой либерализации, предлагались сокращение государственных расходов, ослабление регулирования импорта капитала, обеспечение экономического роста и увеличение притока финансовых ресурсов в кризисные страны. Предусматривалось совместное участие развитых государств, международных финансовых институтов и коммерческих банков в кредитовании 15 крупнейших стран-должников. В соответствии с планом Бейкера усиливалась роль МВФ и Всемирного банка в содействии экономическому росту посредством дополнительного финансирования. Важная роль отводилась МВФ, который увязывает предоставление ресурсов с определенными условиями. От принимающих стран требовались повышение доли частного сектора в экономике, приватизация государственных предприятий, снижение налогов на частное предпринимательство, снижение таможенных барьеров и открытие внутреннего рынка для западных товаров и транснационального капитала. Совершенно очевидно, что речь шла о навязывании развивающимся странам определенной модели развития, означающей укрепление механизмов рынка и свободного предпринимательства в этих странах, еще большее втягивание их в систему мирового хозяйства и экономических интересов Запада. Задача плана состояла в том, чтобы, несколько облегчив валютно-финансовое положение крупнейших должников, обеспечить непрерывность выплаты ими процентов банкам-кредиторам. Первым опытом практической реализации плана Бейкера была программа для Мексики.
Кроме плана Бейкера, в 1980-е гг. развитые страны разрабатывали и осуществляли и другие планы оказания помощи и урегулирования задолженности развивающихся стран. Со второй половины 1980-х гг. начало возрастать официальное финансирование развивающихся стран со стороны Японии. Принимающим странам предоставлялись на двусторонней и многосторонней основе кредиты. В 1986 г. объем государственной помощи Японии на двусторонней основе составил около 4 млрд долл. В 1986-1988 гг. японские власти предоставили международным финансовым организациям около 10 млрд долл., в том числе МБРР- 2,5 млрд долл., МВФ- 3,6 млрд долл., MAP и Азиатскому фонду развития – 2,6 и 1,3 млрд долл.
С середины 1980-х гг. получают распространение конверсии долгов, их продажа на вторичном рынке. Под конверсией понимаются все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для должника. Возможны конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях (либо со значительной скидкой), обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет и др. Должник ожидает от конверсии притока новых кредитов. Он должен быть убежден в том, что в результате конверсии произойдет немедленное сокращение платежей по обслуживанию долга, увеличится приток иностранных инвестиций, улучшится платежный баланс. В подобных случаях страны-кредиторы обычно предусматривают предоставление новых кредитов, списание части долга.
С 1980-х
гг. формируется рынок вторичных долговых
обязательств развивающихся стран, где
банки-кредиторы могут продать долговые
обязательства третьей стороне, в основном
другим коммерческим банкам, по сниженной
цене.
2.2. Роль международных
финансовых организаций в
Система международного внешнего финансирования относится к самоорганизующимся и саморегулирующимся. Однако она не совершенна, т.е. требует целенаправленного воздействия на нее для предотвращения кризисных ситуаций.
Страны
прибегают к внешним