Международное гуманитарное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.

Содержание

……………………………………………………………………………………………………3
Толкование международного гуманитарного права учёными-юристами…….4
Правовое регулирование международного гуманитарного права……………….11
Международно-правовое регулирование начала и окончания вооружённого конфликта…………………………………………………………………………………………………………18
Международно-правовой институт объявления войны………………………19
Пространственные пределы вооруженных конфликтов………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….28
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

     Примером  нейтрализованной территории служит архипелаг  Шпицберген. В соответствии с Договором  о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., заключенным на конференции в  Париже между девятью странами: Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией, а в 1935 г. к ней присоединился  СССР, на Норвегию были возложены обязанности  не допускать создания и строительства  какого-либо морского укрепления и  военно-морской базы. Более того, договор закрепляет, что район  архипелага Шпицберген с прилегающими к нему островами никогда не должен быть использован в военных целях.

     Правила о нейтрализации содержатся в  нормах, регулирующих правовое положение  ряда международных проливов и каналов. В соответствии с Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г. устанавливается, что Морской Суэцкий Канал  как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и  открыт для всех коммерческих и военных  судов без различия флага. Договаривающие Стороны, среди которых были Россия, Германия, Австро-Венгрия, Испания, Франция, Италия и др., специально закрепили недопустимость применения права блокады к Каналу. Далее регулируется, что в военное время воюющие державы не будут высаживать и принимать на суда в Канале и его входных портах войска, снаряды и все, относящееся к нуждам армии. Кроме того, государства обязуются не содержать в водах Канала никаких военных судов.

     И наконец, необходимо ответить на вопрос: можно ли рассматривать открытое море как театр военных действий. Конвенция ООН по морскому праву  от 10 декабря 1982 г. не содержит какого-либо запрета. Более того, Женевская конвенция  II 1949 г. фактически презюмирует возможность ведения войны в открытом море. Вместе с тем, нормы международного права содержат определенные ограничения, которые касаются достаточно узких сфер. К таким нормам следует отнести Гаагскую конвенцию о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновении мин 1907 г., Гаагскую конвенцию о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. Однако приведенные примеры обозначают лишь частичную демилитаризацию морских пространств.

     Правда, в прошлом специальными соглашениями некоторые акватории изымались  из района войны. Так, конвенциями 1780 -- 1781 гг. было нейтрализовано Балтийское море. До 1871 г. было нейтрализовано Черное море. Ст. 5 Договора между Аргентиной и Чили 1881 г. установила нейтрализацию  Магелланова пролива, а ст. 25 и 33 Берлинского  акта 1885 г. -- рек Конго и Нигера. Позднее, в ХХ в., некоторые страны заключали между собой соглашения, призванные исключить из района войны  отдельные участки открытого  моря. В октябре 1939 г. 21 государство  Американского континента объявили в декларации, что, «пока американские республики соблюдают свой нейтралитет, они в качестве меры самозащиты континента, в силу присущего им права, могут  настаивать на том, чтобы воды, прилегающие  к Американскому континенту, которые  они считают имеющими первостепенную важность и прямую полезность в их сношениях между собой, не являлись местом совершения каких-либо военных  действий со стороны какого-либо неамериканского  государства».  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Развитие  современного общества, стремление оградить человечество от разрушительных последствий  войн положили начало разработке специальных  норм, определяющих пределы применения силы, положения воюющих, гражданского населения, раненых, больных, лиц, потерпевших  кораблекрушения и т.д.

     В настоящее время такие нормы  систематизированы и составляют самостоятельную отрасль международного права - международное гуманитарное право. Однако этот термин нуждается в уточнении. Некоторые авторы включают в это понятие, помимо «права Гааги» и «права Женевы», вопросы прав человека, проблемы разоружения и правового регулирования положения беженцев.

     Одним из основополагающих, базовых положений  международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, считается обязанность государства  предварять начало войны ее объявлением. Толкование этого правила было проведено  Институтом международного права в  Генте и заключается в том, что война не должна начинаться без  ее объявления или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы  предупредить вероломное нападение  врасплох. К сожалению, не все три  принципа получили конвенционное закрепление.

     Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах  сухопутной, воздушной и морской  территории. В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов ведения войны обоснованно  используются два термина “театр войны” и “театр военных действий”. На первый взгляд эти термины равнозначны. Однако анализ, проведенный в работе позволяет заключить, что театр  войны -- это территория в пределах которой воюющие ведут или  могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок  местности), на которой вооруженные  силы реально ведут боевые действия. Из этого следует, что понятие  “театр войны” шире понятия «театр военных действий». В театр войны  может входить несколько театров  военных действий.

     Вооруженное противостояние между государствами - явление временное. Война, как правило, заканчивается миром. Нормы международного права содержат определенные стадии стабилизации послевоенных межгосударственных отношений. Такими стадиями в зависимости от обстановки являются капитуляция, перемирие, заключение мирного договора.

     Некоторые авторы, например В.А. Соколов, дополнительно  выделяют еще первичную стадию прекращения  вооруженных столкновений - приостановления военных действий. Смысл этой стадии состоит в краткосрочной паузе, приостановке на конкретном участке боевых действий, например, в дни религиозных и светских праздников. Однако в международном праве не существует нормы, устанавливающей форму такого соглашения. По нашему мнению, приостановление военных действий следует рассматривать как разновидность местного перемирия.

     В заключение следует отметить, что  перемирие и капитуляция прекращают военные действия, но состояние войны  между воюющими продолжает сохраняться. Основной юридической формой прекращения  состояния войны является мирный договор, который объявляет состояние  войны между государствами несуществующим и определяет круг вопросов послевоенного  урегулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     Гаагские  конвенции 1907 г.

     Арцибасов И.Н., Егоров С.А. «Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия». М., 1989 г.

     Баскин  Ю.Я., Фельдман Д.И. «История международного права». М.: Международные отношения. 1990 г.

     Бори  Ф. «Возникновение и развитие международного гуманитарного права». МККК 1994 г.

     Ганюшкин  Б.В. «Нейтралитет и присоединение. М.: Международные отношения». 1965 г.

     Гроций  Г. «О праве войны и мира». М.: Ладомир. 1994 г.

     Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. «Международное гуманитарное право». Минск: Тесей. 1999 г.

     Кальсховен  Ф. «Ограничение методов и средств  ведения войны». МККК 1994 г.

     Лукашук И.И. «Международное право. Общая и  особенная часть». М.: БЕК. 1996 г.

     Мартенс Ф.Ф. «Современное право цивилизованных народов». М., т. 1-2, 1996 г.

     Мелков  Г.М. «Международное право в период вооруженных конфликтов». М.: ВЮЗИ. 1988 г.

     Олеандров В.Л. «От войны к миру. М.: Международные  отношения». 1996 г.

     Оппенгейм Л. «Международное право». М., 1949 г.

     Полторак  А.И., Савинский Л.И. «Вооруженные конфликты  и международное право». М.: Наука. 1976 г.

     Пустогаров  В.В. «Международное гуманитарное право». М., 1997 г.

     Тункин  Г.И. «Теория международного права». М.: «Международные отношения». 2000 г.

     Фердросс  А. «Международное право». М., 1959 г.

     Черниченко  С.В. Теория международного права. М., 1999 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международное гуманитарное право