Международное гуманитарное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.

Содержание

……………………………………………………………………………………………………3
Толкование международного гуманитарного права учёными-юристами…….4
Правовое регулирование международного гуманитарного права……………….11
Международно-правовое регулирование начала и окончания вооружённого конфликта…………………………………………………………………………………………………………18
Международно-правовой институт объявления войны………………………19
Пространственные пределы вооруженных конфликтов………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….28
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

     С рассматриваемым международно-правовым институтом начала войны тесно связаны  два нормативных акта. Речь идет об обеспечении региональной безопасности. В рамках СНГ был подписан Договор  о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Документ закрепляет, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства  или группы государств, то это будет  рассматриваться как агрессия против всех государств-участников Договора. В соответствии со ст. 51 Устава ООН страны-участницы осуществляют право на коллективную самооборону. Таким образом, в случае агрессии состояние войны распространяется не на одно государство, в отношении которого совершена агрессия, а на всех участников Договора, которые прерывают мирные отношения с агрессором. Юридический факт, связанный с противоправным действием, приводит к возникновению новых общественных отношений - использованию Вооруженных Сил за пределами территорий государств-участников, в соответствии с национальным законодательством.

     Конечно, III Гаагская конвенция не перечеркнула так называемое право государств на войну, которое в период ее принятия считалось одним из свойств государственного суверенитета. Ее цель была иной: возложить на государство формальные обязанности, связанные с самим открытием военных действий. С принятием этой конвенции международное право покончило с полным безразличием в отношении правовой квалификации войн, дав хотя бы одной из разновидностей - необъявленным войнам отрицательную правовую оценку. После принятия III Гаагской конвенции вооруженные нападения без предупреждения превратилось в нарушение принципов международного права. А.И. Полторак и Л.И. Савинский подчеркивают, что правильное толкование нормы, содержащейся в III Гаагской конвенции, особенно необходимо в связи с попытками различных политических деятелей оправдать необъявленные войны. Так, по утверждению бывшего министра обороны США Макнамары, в современном мире якобы нет ничего, что «требовало бы объявления состояния войны перед началом враждебных действий против другой стороны». Нет нужды доказывать, отмечают далее ученые-юристы, что подобный подход извращает действительное положение дел. В частности, в приговоре Нюрнбергского Международного Военного Трибунала нарушение нормативных положений III Гаагской конвенции рассматривается как развязывание агрессивной войны и отмечается, что Германия осуществила планы по уничтожению СССР как военной и политической державы без какого-либо предупреждения и законного оправдания.

     Таким образом, институт объявления войны  следует рассматривать как комплекс действующих правовых предписаний, регулирующих сферу общественных отношений.

     Объявление  состояния войны между двумя  государствами вызывает определенные правовые последствия в отношениях между ними. Начало войны автоматически прерывает официальные дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания, которое делает все необходимое для его безопасности и оказывает различную помощь. Охрану интересов воюющего государства и его граждан берет на себя нейтральное государство, которое поддерживает дипломатические и (или) консульские отношения с двумя воюющими державами. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, прекращаются. Начинают действовать договоры, предназначенные для военного периода.

     В отношении действия многосторонних договоров общего характера в  юридической литературе высказываются  в общем схожие точки зрения. Например, А. Фердросс и И. И. Лукашук пишут  о продолжении действия многосторонних договоров общего характера. Такая  точка зрения представляется обоснованной. Безусловно, в многостороннем международном  соглашении могут участвовать два  воюющих государства. Вместе с тем, следует отметить, что состояние войны - явление временное, переходящее и воюющие государства-участники многостороннего международного соглашения могут приостановить исполнение обязательств по договору на период войны. Хотя такого решения может быть, и не принято. Однако этот факт не мешает другим государствам-участникам многостороннего соглашения исполнять свои правомочия.

     Для граждан неприятельского государства  устанавливается особый режим. Они  могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме  того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного  поселения в определенном месте  либо интернирование.

     Имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества  дипломатических и консульских  учреждений.

     В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой  при наступлении заняли часть  территории противника, должна признать за собой лишь право управления и  пользования недвижимым имуществом. Специально указано на обязанность  сохранения ценности лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости, а также управления ими в соответствии с принятыми правилами пользования. На занятой территории могут быть установлены различные налоги, пошлины и денежные сборы. Однако их установление и взимание должно сообразовываться со складывающейся военно-оперативной обстановкой.  

     Пространственные  пределы вооруженных  конфликтов 

     Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах  сухопутной, воздушной и морской  территории. В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов используются, как правило, два термина: «театр войны» и «район войны». Л. Оппенгейм писал: «Районом войны является та часть земного  шара, на которой воюющие стороны  могут подготовлять и осуществлять враждебные действия друг против друга. В этом смысле «район войны» следует отличать от «театра войны» - театр войны - те части суши, моря и воздушного пространства, в которых фактически происходят военные действия». К такой же точке зрения сводится вывод В. Ю. Калугина, Л. В. Павловой, И. В. Фисенко, которые выделяют театр войны как территорию, где стороны потенциально могут вести военные действия, и театр военных действий - территорию, где фактически происходят боевые столкновения.

     И так, театр войны - это сухопутная, водная (реки, озера, внутренние морские и территориальные воды) и воздушная территория воюющих государств, а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие государства фактически ведут или могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия. Понятие «театр войны» шире понятия «театр военных действий». В театр войны может входить несколько театров военных действий.

     Современное международное право устанавливает  некоторые изъятия для территорий, включаемых в район войны. Такое  изъятие единодушно констатируется в доктрине применительно к территории нейтральных государств. И это  единодушие вполне объяснимо, поскольку  имеется четко сформулированное предписание. В ст. 1 V Гаагской конвенции закреплено: «Территория нейтральных Держав неприкосновенна».

     В теории и на практике признавалось, что государства, не участвующие  в войне, обязаны занимать позицию  беспристрастности по отношению  к воюющим.

     Дальнейшее  развитие нейтралитета характеризовалось  более устойчивыми требованиями полной беспристрастности нейтральных  стран по отношению к воюющим, равно как и требованием должного уважения к правам нейтральных государств.

     Подробная регламентация норм нейтралитета содержится в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. В  соответствии с положениями V и XIII Гаагских конвенций нейтральное государство имеет право защищать свою территорию от нападения, а воюющие обязаны уважать неприкосновенность нейтральной территории. На территории нейтрального государства воюющие не могут вести военных действий, а в нейтральных водах им запрещается производить осмотр или задерживать как нейтральные, так и вражеские суда. Специально установлено, что на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах воюющим не может быть образован призовой суд. Нарушение правового положения нейтральных государств не раз демонстрировала Германия. Так, в Первую мировую войну Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга. Во Вторую мировую войну фашистская Германия нарушила нейтралитет Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании. Это обстоятельство было специально отмечено в приговоре Нюрнбергского военного трибунала.

     Воюющие не имеют права, а нейтральные  государства обязаны запрещать  им проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие. Обязанностью нейтральных государств является запрещение деятельности вербовочных  пунктов или формирование отрядов  для армии воюющих, а также  снаряжение или вооружение судов  для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств  связи. Если войска воюющих государств окажутся на территории нейтрального государства, они должны быть интернированы.

     Таким образом, нейтральное государство  обязано полностью воздерживаться от какой-либо помощи воюющим и участия  в военных действиях. Более того, нейтральное государство должно строго придерживаться принципа «равного отношения к воюющим». Его смысл  состоит в том, что принятые в  отношении одной воюющей стороны  ограничения и режимные установления должны применяться к другому участнику вооруженного конфликта.

     «Следует  отметить,- пишет профессор Б.В. Ганюшкин в своей известной и переведенной на некоторые языки книге “Нейтралитет и неприсоединение»,- что международное право, запрещая оказание помощи воюющим со стороны нейтральных государств, предусматривает исключение для тех случаев, когда такая помощь осуществляется в целях облегчения участи раненых, больных и военнопленных. Гаагские конвенции 1907 г. предоставляет нейтральным государствам право разрешать перевозку через их территорию раненых и больных, принадлежащих к армиям воюющих, при условии, что вместе с ними не перевозятся ни войска, ни военное снаряжение. Еще более широкие возможности в отношении оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, военнопленным, а также гражданскому населению на оккупированной территории предоставляют нейтральным странам Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.».

     Нельзя  согласиться с некоторыми юристами, которые считают, что с ликвидацией  так называемого «права на войну», признававшегося в прошлом за государствами международным правом, нормы нейтралитета во время войны  утратили всякое значение. Такую точку  зрения высказал, например, американский профессор К. Иглтон, который писал: “Ликвидация права прибегать к войне - это изменение кардинального характера, из которого вытекает много следствий. Право войны или право нейтралитета должны исчезнуть, если уже не исчезли».

       Современному международному праву  известно, по крайней мере, три  вида нейтралитета : постоянный нейтралитет,  эвентуальный нейтралитет (нейтралитет  в данной войне), нейтралитет на  основании международного договора.

     К постоянно нейтральным государствам относится Швейцария на основании  договора «Относительно признания  и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории» от 8 (20) ноября 1815 г., Австрия, Мальта и Туркменистан в  силу национальных законов 1955, 1981 и 1995 гг.

     Туркменистан - единственное из государств СНГ и Средней Азии, объявившее о своем постоянном нейтралитете. 12 декабря 1995 г. был принят Конституционный Закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана». Этим законом закрепляется, что постоянный нейтралитет является основой внутренней и внешней политики, направленной на укрепление стабильности и согласия в обществе, развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира. Принятие Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета не затрагивает выполнение обязательств, вытекающих из Устава ООН.

     Главное отличие между постоянным нейтралитетом  и нейтралитетом во время войны  состоит в том, что постоянно  нейтральное государство имеет  ряд прав и несет ряд обязанностей не только во время войны, но и в  мирное время, а государство, объявившее нейтралитет лишь в данной войне, получает права и несет обязанности  только в течение данной войны.

     Другим  изъятием для территорий, включаемых в район войны, помимо тех, которые  связаны со статусом нейтралитета, являются так называемые нейтрализованные территории.

     Нейтрализация - это мероприятия, осуществляемые на определенной части территории с целью недопущения превращения ее в театр военных действий. «Договор о нейтрализации,-- писал В.Н. Дурденевский,-- заключается на случай войны и обозначает, что его участники обязуются не превращать нейтрализованную территорию в театр (место) военных действий или базу для военных операций вне нейтрализованной территории».

Информация о работе Международное гуманитарное право