Международное гуманитарное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.

Содержание

……………………………………………………………………………………………………3
Толкование международного гуманитарного права учёными-юристами…….4
Правовое регулирование международного гуманитарного права……………….11
Международно-правовое регулирование начала и окончания вооружённого конфликта…………………………………………………………………………………………………………18
Международно-правовой институт объявления войны………………………19
Пространственные пределы вооруженных конфликтов………………………23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….28
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

     Часть 2 рассматриваемой статьи закрепляет условия проведения реквизиции: требования реквизиции должны соответствовать  требованиям места; требование выдвигается  с разрешения высшего должностного лица; по возможности за реквизицию должны быть выплачены наличные деньги или предоставлена расписка.

     Здесь, как видим, два последних условия  совершенно неприемлемы для периода  войны и носят чисто декларативный  характер. По сути данная статья закрепляет возможность ограбления населения, конфискации, в том числе и частной собственности.

     Много разногласий вызвала Конвенция (XII) об учреждении Международной призовой палаты. Основной проблемой было отсутствие соглашения между заинтересованными  государствами относительно важнейших  положений, связанных с обжалованием решений национальных призовых судов, порядком установки и снятия блокады, борьбой с контрабандой, досмотром, обыском и т.д. Государствам так  и не удалось достигнуть единых подходов, и данная сфера общественных отношений  осталась неурегулированной.

     Вскоре, в 1909 г., в Лондоне прошла Военно-морская  конференция, на которой удалось  найти по этим неурегулированным  вопросам решения и воплотить  их в Декларации, касающейся законов  морской войны. К сожалению, Декларация не была ратифицирована; а поскольку  из-за нее осталась нератифицированной также Конвенция об учреждении Международной  призовой палаты, последняя так никогда  и не была создана.

     До  принятия в 1899 г. Декларации об обязательстве  не употреблять снаряды, распространяющие удушливые и вредоносные газы (в рамках Первой Гаагской конференции мира), предпринимались неоднократные попытки дальнейшего нормативного закрепления недопустимости употребления отравляющих газов в период войны.

     Для дальнейших рассуждений по вопросу  о формировании источников рассматриваемой  отрасли права целесообразно  обратиться к позиции В.В. Пустогарова. Российский ученый справедливо отмечает, что первоначально, в период формирования отрасли международного гуманитарного  права в период вооруженного конфликта, развитие и исследование источников пошло по пути выделения в отдельную  группу Женевских конвенций, отличных от Гаагских конвенций. Длительное время  Гаагские конвенции именовались  «правом Гааги», а Женевские конвенции  «правом Женевы». Но постепенно гуманитарное право выделялось в самостоятельную  отрасль международного права.

     Важную  роль в этом становлении сыграли  две Женевские конвенции 1929 г.: об улучшении участи раненых и больных  в действующих армиях и о режиме военнопленных. Конвенции устанавливали, что раненые и больные противника после выздоровления получали статус военнопленных. Участники конвенции заявили о необходимости принимать различные меры, связанные с ответственностью своих граждан за нарушения норм гуманитарного права. Указанные международно-правовые документы содержали также новые требования, связанные с необходимостью соблюдения норм конвенции всеми, а не только участниками конфликта; освобождении медицинского персонала противника в случае его захвата. Более того, знаменательным и историческим событием следует назвать отход от норм, закрепляющих взаимность применения. За этим скрывалось кардинальное изменение понимания сферы гуманитарного права и его положения в общем международном праве. Гаагские конвенции заключались как взаимообязывающие международные договоры. Невыполнение договора одной стороной давало право другой стороне также не соблюдать его положения. Возникала ситуация, когда гуманность отдавалась на произвол государства. Появилось понимание того, что нормы гуманитарного права являются абсолютными и всеобщими.

     Конвенции 1929 г. явились серьезным правовым основанием для дальнейшего развития и становления международного гуманитарного  права, применяемого в вооруженном  конфликте.

     После Второй Мировой Войны и победы над фашизмом, которая была достигнута в основном благодаря самоотверженности  народов нашей страны, мировое  сообщество вновь вернулось к  проблемам правового регулирования  вооруженных конфликтов. Необходима была новая, отвечающая современным  общественным отношениям система правовых норм.

     Эту задачу выполнили четыре Женевские  конвенции от 12 августа 1949 г. и два  Дополнительных протокола к ним 1977 г. События, происходящие в мире, международные и внутренние вооруженные  конфликты подтверждают значимость рассматриваемых международно-правовых документов.

     Женевская конвенция об улучшении участи раненых  и больных в действующих армиях (Женевская конвенция I) закрепила  и структурировала нормы, регулирующие правовое положение раненых и  больных, санитарных формирований и  учреждений: санитаров, обеспечивающих розыск и подбирание, транспортировку  раненых и больных; санитарного  транспорта, а также использование  отличительной эмблемы.

     Женевская конвенция I подтверждает норму «Гаагского права» о том, что постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования не могут быть подвергнуты  нападению ни при каких условиях. Ст. 22 дополняет это правило и  устанавливает, что личный состав санитарного  формирования в целях защиты раненых  и больных может быть вооружен. Охрана санитарного учреждения может  осуществляться пикетом, часовыми или  конвоем. Главным представляется требование о недопустимости нападения на санитарное подразделение при оказании помощи раненым и больным из числа  гражданских лиц.

     ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ (Женевская  конвенция IV) подтверждает необходимость  защиты медицинского и духовного  персонала, раненых, больных, женщин и  детей, а также гражданских лиц.

     Женевская конвенция IV устанавливает, что гражданскими лицами являются все лица, которые  не входят в состав вооруженных сил. Нормы конвенции закрепляют строжайшие запреты на использование гражданского населения в качестве прикрытия  от нападения неприятеля. Запрещены  также коллективные наказания гражданских  лиц, меры запугивания и террора  населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении  гражданского населения. Специально подчеркивается недопустимость оказания физического  и морального воздействия на гражданских  лиц с целью получения от них  или от третьих лиц различных  сведений.

     Конвенция ориентирует государства на создание Справочных Бюро с целью сбора  сведений о лицах, находящихся в заключение более двух недель, принудительно поселенных в определенном месте или интернированных, а также сведений о перемещении, освобождении, репатриации, побеге, госпитализации, рождении и смерти.

     Немало  нового Женевская конвенция IV внесла в правовое регулирование режима оккупированной территории. Конвенция  исходит из того, что оккупация  не означает аннексии. Запрещается  угон и депортация населения из оккупированной местности в оккупирующую державу. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в своих  вооруженных силах. Специально отмечается, что население может быть использовано на принудительных работах, не связанных  с военными операциями, только в  пределах оккупированной территории.

     Женевские конвенции 1949 г. и Протоколы 1977 г. составляют основу современного международного гуманитарного  права, применяемого в вооруженных  конфликтах. Принципиальное значение имеет тот факт, что участниками  Женевских конвенций 1949 г. стали  практически все члены мирового сообщества: по состоянию на 31 марта 1997 г. их ратифицировали 188 государств. Протокол I ратифицирован 147, а Протокол II -- 139 государствами. В условиях, когда  все мировое сообщество участвует  в конвенциях, маловероятно, чтобы  какое-либо государство денонсировало  этот документ всеобщего действия.

     Нормы, регулирующие денонсирование, закреплены в ст. 63 Женевской конвенции I, ст.62 Женевской конвенции II, ст. 142 Женевской  конвенции III, ст.158 Женевской конвенции IV и ст. 99 Протокола I. В указанных  статьях, в частности, отмечается, что  заявление о денонсации для воюющей  державы не будет иметь силы до заключения мира, освобождения, репатриации  и возвращения к месту жительства лиц, пользующихся покровительством этих международно-правовых документов.  

     МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 

    • Международно-правовой институт объявления войны
 

     Обычай  объявления войны является одним  из древнейших. Еще Гуго Гроций, разделяя точку зрения Цицерона и Ливия, писал, что для справедливой войны недостаточно, чтобы она велась между верховной  властью с обеих сторон, необходимо ее объявление «одной стороной для  другой». Ваттель отмечал: «Объявление  войны необходимо, чтобы попытаться еще раз удалить разногласия  без пролития крови, применить угрозу, чтобы внушить противнику более  справедливые намерения; поэтому одновременно о принятом решении воевать объявление войны должно содержать указания, из-за чего прибегают к оружию». Траубе подчеркивал, что в средние века война должна была объявляться за три дня до начала военных действий, а иногда по взаимной договоренности. С XVI в. практиковалось издание специальных  нормативных актов -- манифестов, которые  информировали о предстоящей  войне. По словам русского исследователя  В. Грабаря, началу военных действий предшествовали: объявление войны; направление ультиматума или условное объявление войны; оповещение о войне, которое предусматривало: во-первых, дипломатическое оповещение, адресованное нейтралам; во-вторых, воззвание о применении оружия по истечении срока ультиматума.

     Впервые правило, обязывающее государства  предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. Весомым аргументом, как пишет  Л. Оппенгейм, положившим начало для  разработки этого документа, было нападение  японских миноносцев на русские военные  корабли в Порт-Артуре до формального  объявления войны в 1904 г. В этом же году Институт международного права  в Генте на своей сессии принял три принципа, согласно которым война  не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в  любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный  для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. К сожалению, не все три принципа получили конвенционное  закрепление.

     В Преамбуле III Гаагской конвенции указывается: «для обеспечения мирных отношений  важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения». Таким образом, презюмировалось, что  объявление войны не должно с необходимостью влечь за собой фактическое открытие военных действий, и участники  конвенции как бы приглашались после  объявления войны не оставлять усилий, направленных на поиски сохранения мирных отношений.

     Под объявлением войны следует понимать акт высших органов государственной  власти одного государства, адресованный властям другого государства, о  том, что мирные отношения между  ними прерываются и возникает  состояние войны. Исходя из смысла ст.1 III Гаагской конвенции, акт об объявлении войны должен содержать четко  выраженный смысл, а также излагать конкретные причины, которые послужили  основанием для объявления войны.

     Другой  формой объявления войны является ультиматум с условным объявлением войны.

     Под ультиматумом (ultimatum (лат.) -- доведенное до конца) понимается выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры.

     Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, хотя реальные боевые действия могут начаться позже  или не произойти вообще. Вообще объявление войны входит в компетенцию  высших государственных органов  и закрепляется, как правило, конституцией конкретного государства. Например, в соответствии с нормами Конституции  США, объявление войны является прерогативой конгресса. В Эстонской Республике Государственное Собрание по представлению  Президента объявляет военное положение, мобилизацию, принимает решение  об использовании Сил обороны. Однако в случае агрессии, направленной против Эстонской Республики, не дожидаясь  решения Государственного Собрания, Президент объявляет военное  положение и мобилизацию и  назначает главнокомандующего Силами обороны. В Республики Таджикистан  Президент в случае реальной угрозы безопасности государству объявляет  военное положение с внесением  Указа об этом на утверждение Маджлиси Оли. В Конституции Республики Польша закрепляется, что Сейм принимает  решение об объявлении состоянии  войны. Однако, если депутаты Сейма  не могут собраться для принятия решения, его принимает Президент  Республики Польша. В Республики Беларусь Палата Представителей Национального  собрания принимает закон об объявлении войны, который одобряется Советом  Республики Национального Собрания и подписывается Президентом. Конституция  Российской Федерации отнесла решение  вопросов войны и мира к компетенции  Федерального Собрания. Конституционная  норма скорректирована Федеральным  Законом «Об обороне» 1996 г., в соответствии с которым Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации  как Верховный Главнокомандующий  Вооруженным Силам Российской Федерации  отдает приказ о ведении военных  действий.

Информация о работе Международное гуманитарное право