Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций
Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.
Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы
Согласно разработанной Международной организацией труда классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:
Виды миграции:
По характеру перемещения населения:
По направлениям движения:
По возможности возвращения населения в свою страну:
По составу мигрирующего населения:
По профессиональному составу мигрантов:
По качественному составу мигрантов:
Организация ММРС:
Основные потоки мигрантов направлены в т.н. центры ММРС:
Западная Европа:
США:
Центры и регионы нефтедобывающих стран Ближнего Востока (в т.ч. Израиль):
Австралия:
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона )Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур):
Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили):
Африка:
3. Последствия международной миграции рабочей силы
Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны- экспортера ММРС:
Преимущества |
Недостатки |
1. Снижение уровня безработицы Так, в Пакистане во вт. пол. 80-х гг. миграция за рубеж позволила сократить безработицу на треть. То же самое произошло в Бангладеш и Индии. В 70-е гг. египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально заложило в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что как минимум треть рабочей силы переедет в США. |
1.“Утечка мозгов” - отток квалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала страны, ее научного и культурного уровня. “Утечка мозгов” является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран , особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). |
2. Повышение уровня квалификации рабочей силы |
2.Снижение объема выпуска продукции |
3. Снижение уровня социальной напряженности |
3.Снижение темпов НТП |
4. Уменьшаются затраты на социальные нужды |
4.Уменьшение объема национального дохода |
а) личное инвестирование эмигрантов:
В начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составили, млрд. долл. в год: в Португалии - 3,6; Египте - 3,5; Испании - 2,6; Индии - 2,4; Пакистане - 2,4; Турции - 2,2; Израиле - 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивалась приблизительно в 40 млрд. долл. |
5.Депопуляция - уменьшение численности населения |
Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны-импортера ММРС:
Преимущества |
Недостатки |
1. Увеличение объема рабочей силы |
1.Повышение социальной напряженности и межнациональных различий |
2. Снижение цены рабочей силы |
2.Увеличение безработицы |
3. Обеспечение загрузки социально непривлекательных рабочих мест. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в Германию, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Некоторые отрасли производства, приносящие экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, с/х плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии. |
3.Снижение уровня заработной платы |
4. Повышение конкурентоспособности товаров за счет снижения затрат производства |
4. Чрезмерное разрастание больших городов |
5.Повышение темпов роста НТП (квалифицированная рабочая сила несет с собой знания, опыт, навыки). |
|
6.Увеличение объема национального дохода |
|
7. Увеличение объема выпуска продукции |
|
8.Экономия затрат на создание и профподготовку (например, в результате “похищения умов” США сэкономили только в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 р. не менее 15 млрд. долл.). |
|
9.Потомки иммигрантов работают более старательно, а значит платят больше налогов (потомки иммигрантов в большей степени нуждаются в своем общественном имидже, чем живущие уже на протяжении длительного времени. Они больше работают, чтобы иметь стандартный жизненный уровень.). |
|
ОЭСР утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом. |
4.Регулирование международных миграционных процессов
Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее.
Основные методы регулирования ММРС:
а) меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
б) действие национальных служб иммиграций, в т.ч.:
в) меры межправительственных соглашений регулирования ММРС.
а) осуществление вербовки иностранных рабочих:
б) привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
в) выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Уровни регулирования ММРС:
1.Национальный уровень - совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционной политики в своей стране. Задача регулирования ММРС на национальном уровне -выдача виз, разрешений на работу, разрешений на въезд в страну и на время нахождения в стране.
Регулирование ММРС на национальном уровне осуществляется такими органами:
министерством труда;
министерством юстиции;
министерством внутренних дел;
национальными миграционными службами;
посредническими миграционными фирмами.
2.Международный уровень - система мер по регулированию международной миграции рабочей силы в регионах мирового сообщества.
Осуществляется:
а) международной организацией труда (МОТ), членами МОТ являются: правительства стран-участниц, профсоюзные организации, организации предпринимателей.
Основные задачи деятельности МОТ: