Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении и определении процесса становления внешней политики Кыргызской Республики, выявлении основных лейтмотивов ее внешнеполитической стратегии на этапе формирования и его выгодного стратегического месторасположения и проявление интересов со стороны мировых держав.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать процесс международного признания Кыргызстана;
• определить приоритетные направления внешнеполитического курса и их эволюцию;
• проанализировать выгодное Кыргызстаном геополитическое месторасположение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты влияющие на формирование внешней политики Кыргызской Республики……………10
1.1. Становление и формирование внешнеполитического курса независимого Кыргызстана…………………………………………………….10
1.2. Геополитическое месторасположение Кыргызстана и интересы России, Китая и США…………………………………………………………………….23
Глава 2. Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США……………………………………………………………………………...33
2.1. Взаимоотношение России с Кыргызстаном: военные интересы России в Кыргызстане……………………………………………………………………33
2.2. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая…………………….39
2.3. Кыргызстан в стратегических интересах США…………………………52
Заключение…………………………………………………….………………..74Список использованной литературы………………………………………..79

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Это историческое событие не только положило начало  рождению и становлению нового государства, но и заложило основы формирования независимого внешнеполитического курса Кыргызстана, а принятая Декларация явилась первым законодательным документом в области внешней политики, провозгласившим приверженность Кыргызстана общепризнанным принципам международного права.

После  провозглашения этого документа Верховный Совет Кыргызстана поручив Президенту и Президиуму Верховного Совета образовать комиссию из числа народных депутатов и ученых для квалифицированной и оперативной подготовки мер, обеспечивающих экономическую и политическую независимость Республики Кыргызстан.

Независимость Кыргызстана  в конце 1991 года в  числе первых признали три государства, одновременно установившие  дипломатические отношения с ним: 24 декабря- Турецкая Республика, 26 декабря- Австралия, и 27 декабря- Соединенные Штаты Америки. Но первым дипломатическим представительством иностранного государства в Кыргызстане стало Посольство Соединенных Штатов Америки (1 февраля 1992 г.), а затем и других стран. В последующем 1992 году дипломатические отношения  с Кыргызстаном установили 59 государств мира. Однако, установление дипломатических отношений и обмен посольствами еще не гарантировали взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества5. Для этого было необходимо проведение активной дипломатии, основным инструментом которой являлись официальные и рабочие контакты на уровне глав государств. Именно во время визитов и переговоров создавалась основа политического сотрудничества и закладывался фундамент его договорно-правовой базы. Первый зарубежный визит такого рода состоялся в декабре 1991 г. В ходе своего посещения Турецкой Республики, Президент Кыргызстана А. Акаев подписал «Соглашение о дружбе и сотрудничестве» между двумя странами.

В 1992-1993 гг. состоялись рабочие и официальные визиты Президента КР А. Акаева в Соединенные Штаты Америки, Турцию, Японию, Швейцарию, Германию и другие страны. В свою очередь, в эти же годы Кыргызстан посетили с визитами представители высшего руководства США, Турции, высокие делегации многих государств и таких международных организаций, как ОБСЕ, Европейский Союз, НАТО. Во время этих визитов был подписан ряд договоров и соглашений, положивших начало процессу формирования договорно-правовой базы двусторонних отношений; определения конкретных путей и сфер сотрудничества. Необходимо отметить, что до признания Кыргызстана мировым сообществом, 17 декабря 1991 г. его посетил государственный секретарь США Дж. Бейкер и этот визит имел важное значение для вышеупомянутого процесса.

Особенно важным для становления молодого государства явилось то, что  среди первыми признавшими нашу страну и установившими дипломатические отношения оказались все страны-члены Европейского  союза и Швейцария, а также Россия, Китай, Япония, Индия, Иран и Южная Корея.  В Бишкеке было открыто представительство ООН, в свою очередь, он имел аккредитацию при международных организациях в Женеве, Европейском Союзе в Брюсселе, ООН в Нью-Йорке и при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (в Вене).

2 марта 1992 года  на 46-й  сессии Генеральной Ассамблеи  Организации Объединенных Наций  Кыргызстан был единогласно принят в эту авторитетную организацию.

Именно эти  государства и международные  организации, равно как и бывшие республики СССР, объединившиеся в  рамках различных региональных интеграционных объединений и Содружества независимых государств (СНГ), и сформировали основные приоритеты внешней политики Кыргызстана в исследуемый период.

Тогда перед высшим руководством страны  в первые годы независимости встали задачи определения внешнеполитического курса, выработки ее принципов и приоритетных направлений, создания механизмов их реализации и  формирования принципиально нового Министерства иностранных дел. Это задача была не из легких, как уже отмечалось ранее, Кыргызстан практически не участвовал в формировании и проведении внешнеполитического курса СССР, лишь единицы кыргызстанских дипломатов были представлены в системе МИД СССР и его загранучреждениях. Полностью отсутствовал материально-технический финансовый и кадровый резерв профессиональных дипломатов. С этого времени начинается  создание и становление Министерства иностранных дел независимой Кыргызской Республики6.

Провозглашенный  Президентом А. Акаевым на создание демократического правового государства и проведение рыночных преобразований требовал проведения активной внешней политики. Пристальное внимание было уделено подбору и расстановке кадров в новом формирующемся  Министерстве иностранных дел КР. Первым министром иностранных дел  независимого Кыргызстана  Указом Президента был назначен М. Иманалиев, возглавляющий консульский отдел  МИД КР еще в советские времена  до распада СССР. В результате отбора  кандидатов в МИД составили опытные специалисты в своих областях, преимущественно из академической и вузовской среды, практически владеющие одним из иностранных языков, многие из которых имели ученые степени.

За 10 лет независимости  во главе внешнеполитического ведомства  стояли всего три человека- философ  Р. Отунбаева и историки М. Иманалиев, Э. Карабаев, все трое имеют ученые степени. Это говорит о стабильности внешнеполитического курса республики и устойчивой кадровой политике МИД КР.

Первыми же чрезвычайными и полномочными послами независимой Кыргызской Республики были такие профессиональные дипломаты, как      М. Иманалиев (в Китае), Р. Отунбаева (в США), а также известные деятели Ч. Айтматов (в Брюсселе), Т. Океев (в Турции).

Одновременно  с объемом нагрузки, выпавшей на долю внешнеполитичес-кого ведомства, увеличивалось не только его штатная  численность, но что самое важное, рос и профессиональный  уровень кыргызских дипломатов. К тому же Кыргызстан долгие годы не имел своей школы подготовки дипломатов. Учитывая исключительную важность национальных дипломатических кадров Президент Кыргызстана А. Акаев 12 июня 2001 года подписал Указ №197, в соответствии с которым была образована   Дипломатическая Академия  Министерства иностранных дел КР.

В начале 1990-х  годах ресурсная ограниченность внешней  политики нового независимого государства  на первых порах выступила в роли объективного препятствия на пути ее динамичного развития. Значимым событием для закрепления  основных принципов внешней политики нашего государства явилось принятие 5 мая 1993 года Конституции Кыргызской   Республики7.

Согласно ей, Кыргызская  Республика провозглашена  суверенной, унитарной, демократической республикой, построенной на принципах правового, светского государства.  В основу внешней политики заложены стремление Кыргызской   Республики  к всеобщему  и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, решению глобальных и региональных проблем мирным путем, соблюдению общепризнанных принципов международного права.

Принятие Конституции  заложило правовую основу в определении  и выработке концептуальных основ  и конкретных действиях по реализации внешней политики  Кыргызстана. В качестве высшего приоритета внешней  политики страны обозначены обеспечение  и защита  ее национальных интересов, совокупными составными элементами  которых являются  интересы личности, общества и государства.

С введением  национальной валюты 10 мая 1993 года, были созданы все предпосылки для определения и выработки внешнеэкономической деятельности с учетом опыта мирового сообщества. Успешно развивая дружественные, взаимовыгодные отношения с соседними государствами, ведущими державами и интеграционными объединениями, Кыргызстан постепенно решает проблемы социально-экономического характера, а приверженность принципам демократии и рыночной экономики формируют у мирового сообщества его имидж как демократического государства, идущего по пути прогрессивных преобразований.

Важнейшим направлением развития международного сотрудничества Кыргызской   Республики в первые годы независимости явилась деятельность в рамках СНГ. Активная позиция руководства  республики, направленная на воссоздание  единого  политического, экономического и культурного пространства, была продиктована объективными потребностями стран.

Принципиальное  значение для республики при вхождении в мировое  сообщество сыграло  использование значительного потенциала  ООН.  За годы, прошедшие  с момента вступления  Кыргызстана в ООН,  им выдвинут ряд внешнеполитических инициатив,  направленных на решение актуальных проблем современного развития. Среди них- защита политических и социально-экономических интересов развивающихся стран,  проблемы устойчивого развития горных регионов, обеспечение национальной и региональной  безопасности.

Кыргызстан, как  и другие страны ЦА, в январе 1992 года был принят  в члены ОБСЕ. 3 июня 1994 года республикой  подписана Парижская  Хартия европейской безопасности.

Особую  роль в успешном становлении внешней политики Кыргызстана в первой половине 90-х годов  сыграло сотрудничество  с Европейским союзом. Начало сотрудничества между Кыргызстаном и ЕС  относится к апрелю 1992года, основываясь первоначально на Меморандуме о взаимопонимании между правительством Кыргызской   Республики и Европейской комиссией  от 3 апреля 1992 года.

Развитие двусторонних отношений  между Кыргызстаном и  ЕС проходило в контексте достигнутых  ранее договоренностей. Базовым  документом  для развития взаимовыгодного  сотрудничества в последующем  стало всеобъемлющее «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве  между Европейскими сообществами  и их государствами-членами  с одной стороны, и Кыргызской   Республикой с другой стороны».

Принципиальное  значение для Кыргызской   Республики имело обеспечение региональной безопасности  путем включения в такие структуры безопасности как Договор о коллективной безопасности (1992) и «Шанхайская пятерка»(1996). Позднее Шанхайская пятерка  с присоединением Узбекистана в 2001 году преобразовалась в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС).

Значимым для  Кыргызстана  оказалось и развитие двусторонних отношений   сведущими  государствами мира. Особое внимание уделялось  руководством республики развитию двустороннего  сотрудничества между Кыргызской   Республикой и Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки.

Как отдельный  приоритет кыргызстанской дипломатии  следует отметить укрепление сотрудничества на двусторонней и многосторонней  основах со странами Центрально-Азиатского региона. В частности, основной упор в отношениях с ними был сделан на развитие  процессов внутрирегиональной  интеграции.

Логическим  завершением первого этапа проявляется в следующем: в  проведении своих национальных интересов, на региональном и глобальном уровне, Кыргызстан стремится проводить целенаправленную, сбалансированную многовекторную внешнюю политику.  Приоритеты, перспективы и задачи  Кыргызстана были изложены в доктрине «Дипломатия Шелкового пути», принятая 17 сентября 1998 года. Доктрина была представлена в США, Германии, Иране, Малайзии и в других странах.  Это трасса, соединявшая в древности и средневековье Восток и Запад, олицетворяет для Кыргызстана осознание его нового геополитического качества и поиск своего места в миропорядке XXI века. Идея эта воплотилась в проекте ТРАСЕКА, а в рамках программы ТАСИС поддерживается Европейским Союзом. Принимая участие в проекте создания трансевразийской магистрали Европа-Закавказье-Азия, к которому присоединились более 30 стран, Кыргызстан имеет возможность стать в будущем центром международного транзита между развитыми странами и Юго-Восточной Азией. Завершение проекта безусловно создаст прочные основы для стабильности, безопасности и многоуровнего сотрудничества в странах-участницах8.

Данная доктрина, на начальном этапе, помогла Кыргызстану  решить, в частности, такие проблемы, как сближение с политическими курсами ведущих демократических государств и создание пояса безопасности и добрососедства вокруг его границ. Особенности геополитического положения позволяют ему также одновременно развивать отношения в направлениях: «Кыргызстан – сопредельные страны», «Кыргызстан – Европа», «Кыргызстан – Восточная и Юго-Восточная Азия», а многовекторный характер дипломатии – выделить ряд приоритетных регионов.

Второй этап внешней политики независимого Кыргызстана начинается с принятием  Советом Безопасности 17 мая 1999 года Концепции внешней политики, который является основополагающим документом внешнеполитической стратегии Кыргызской Республики. Она основана на фундаментальных положениях Конституции Кыргызской Республики, основных элементах доктрины национальной безопасности и нормах международного права, она определяет и закрепляет приоритетные цели, принципы и направления ее внешнеполитического курса. Для достижения принципов, инициированных в концепции, разработаны механизмы осуществления многовекторной дипломатии на ближайшую и среднесрочную перспективу. В ней подчеркивается универсальность местоположения, определяющая факторы и условия существования Кыргызской Республики в мировом сообществе. Универсальность и уникальность доказывается наличием на этой территории четырех культурно-цивилизационных пластов – европейского, арабо-мусульманского, персидского, китайского; причем, европейский и арабо-мусульманский являются доминирующими. Концепция внешней политики направлен на дальнейшее укрепление позиций Кыргызстана в окружающем его геополитическом пространстве.

Главным средством  реализации основных задач внешнеполитического  курса Кыргызстана, в соответствии с концепцией внешней политики, является двусторонняя, многосторонняя и экономическая  дипломатия. Именно в такой форме сотрудничество между государствами проявляется в наиболее приемлемой форме и имеет долговременные перспективы.

Однако, Концепция  внешней политики отражает лишь общие  цели и векторы, а среди уже  сложившихся приоритетных направлений  выделяются такие державы, как Россия, Китай, США и страны Европы. Кроме нее существует и Концепция национальной безопасности, представляющая собой  обобщение официальных представлений о национальных интересах Кыргызской Республики, угрозах ее безопасности и средствах их отражения. Она была утверждена 14 июля 2001 года и стала важнейшим документом, утверждающим общие принципы формирования и проведения политики по обеспечению национальной безопасности. Подчеркивается, что национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели формирования стратегических и тактических задач внутренней и внешней политики государства.

Информация о работе Кыргызстан точка соприкосновения интересов России, Китая и США