Китайские
эксперты признают тот факт, что
главные причины коррупции имеют
структурный характер и вырастают
из искажений во время происходящей
сейчас трансформации роли государства
в обществе и в экономике. Проблемы
могут возникать в том числе
из-за несовпадения интересов центральной
и местной власти, из-за наличия
у местных властей возможностей
для того, чтобы обходить законы
и скрывать свои преступления. Профессор
экономики Гарвардского университета
Дуайт Перкинс, который руководит
Азиатским центром в университете
выделяет основную причину коррупции:
"В сегодняшнем Китае процветанию
коррупции способствуют остатки
прежней командно-административной
системы. Там все еще многое зависит
от решений местного, среднего и
высшего звена руководства. Эта
система позволяет чиновникам говорить
"да" или "нет" при решении
массы вопросов и брать при
этом взятки за положительное решение"[33].
Существуют
тысячи причин, влекущих за собой взяточничество
и продажность должностных лиц:
зависимость и неэффективность
судебной системы, непрозрачность финансовых
институтов, безнаказанность коррумпированных
государственных чиновников, и, конечно,
излюбленный и зачастую предвзятый
односторонний подход западных аналитиков
к объяснению коррупции как результату
недемократичности государственной
системы[18]. Например, всемирная коалиция
по противодействию коррупции "Трансперенси
интернешнл" подчеркивает, что наименее
подвержены коррупции индустриально развитые
демократичные страны Северной Европы
и Северной Америки, а развивающиеся страны
коррумпированы[41]. Но есть и другая точка
зрения. "Архитектор китайских реформ"
Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее
развитие страны, отмечал, что "Китай
переживает процесс, когда требуется сосредоточить
все внимание на экономическом развитии.
Если мы бросимся в погоню за формальной
стороной демократии, то в результате
не только не осуществим реальную демократию,
но не добьемся и экономического подъема.
Это приведет лишь к беспорядкам в стране
и деморализует людей". Также трудно
не согласиться с французским просветителем
Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как "известно
уже по опыту веков, всякий человек, обладающий
властью, склонен злоупотреблять ею".
Действительно, весь исторический опыт
подтверждает, что причины коррупции кроются
в большей степени не в изъянах политических
систем, а прежде всего в человеческой
природе. Поэтому главный упор в борьбе
с коррупцией должен быть направлен на
формирование человека с высокими моральными
и нравственными критериями. В ином случае
критика коррупции в бедных странах со
стороны богатых государств будет оставаться
малоубедительной до тех пор, пока их финансовые
институты не прекратят пользоваться
богатствами, украденными у беднейших
народов планеты, а мировые финансовые
центры предоставлять коррумпированным
чиновникам возможность переводить, скрывать
и инвестировать свои богатства, нажитые
незаконным путем. Связь между коррупцией
и порождающими ее проблемами двухсторонняя.
С одной стороны, эти проблемы усугубляют
коррупцию, а их решение может способствовать
уменьшению коррумпированности. С другой
стороны, масштабная коррупция консервирует
и обостряет проблемы переходного периода,
мешает их решению. Отсюда следует, что,
во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию
можно, только одновременно решая проблемы,
ее порождающие, и, во-вторых, решению этих
проблем будет способствовать противодействие
коррупции со всей решительностью и по
всем направлениям[34].
По
мнению партийного руководства Китая
причиной процветания коррупции
служат такие внутренние факторы, как
отсутствие эффективного управления и
моральное разложение, не забывая
и воздействие других держав на положение
страны. Руководители считают, что необходимо
повышать благосостояние народа с помощью
экономических реформ[19].
Несомненно,
что коррупция оказывает разлагающее
влияние на все стороны жизни,
и ниже описанные негативные последствия
коррупции в большей или меньшей
степени уже проявляются в
Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют
развитию и процветанию.
Экономические
последствия:
1.
Расширилась теневая экономика,
это привело к уменьшению налоговых
поступлений и ослаблению бюджета.
Как следствие – государство
теряет финансовые рычаги управления
экономикой, обостряются социальные
проблемы из-за невыполнения бюджетных
обязательств[20].
2.
Нарушены конкурентные механизмы
рынка, поскольку часто в выигрыше
оказываются не тот, кто конкурентоспособен,
а тот, кто смог получить
преимущества за взятки. Это влечет
за собой снижение эффективности
рынка и дискредитацию идей
рыночной конкуренции[47,14].
3.
Неэффективно используются бюджетные
средства, в частности – при
распределении государственных
заказов и кредитов. Это еще
больше усугубляет бюджетные
проблемы страны.
4.
Повышаются цены за счет коррупционных
"накладных расходов". В итоге
страдает потребитель[22].
5.
Теряется доверие агентов рынка
к способности власти устанавливать
и соблюдать честные правила
рыночной игры. Ухудшается инвестиционный
климат и, следовательно, не
решаются проблемы преодоления
спада производства, обновления
основных фондов.
7.
Расширяются масштабы коррупции
в неправительственных организациях
(на фирмах, предприятиях, в общественных
организациях). Это ведет к уменьшению
эффективности их работы, а значит,
снижается эффективность экономики
страны в целом[25].
Социальные
последствия:
1.
Отвлекаются колоссальные средства
от целей общественного развития.
Тем самым обостряется бюджетный
кризис, снижается способность власти
решать социальные проблемы. По
данным китайских источников, за
последние 5 лет 140660 государственных
чиновников в КНР добровольно
вернули государству полученные
взятки в размере 89,18 миллионов
долларов[28].
2.
Закрепляются и увеличиваются
резкое имущественное неравенство,
бедность большой части населения.
Коррупция подстегивает несправедливое
и неправедное перераспределение
средств в пользу узких олигархических
групп за счет наиболее уязвимых
слоев населения. Китай признан
страной, числящей наибольшее
количество миллионеров, множество
из них занимают высокие посты
в правительстве. Население КНР
жалуется на разницу в благосостоянии
простых людей и чиновников, которые
носят золотые часы, ездят в
дорогих машинах и устраивают
своих родственников на престижную
работу[48,137].
3.
Дискредитировалось право как
основной инструмент регулирования
жизни государства и общества.
В общественном сознании сформировалось
представление о беззащитности
граждан и перед преступностью,
и перед лицом власти[36].
4.
Коррумпированность правоохранительных
органов способствует укреплению
организованной преступности. Последняя,
сращиваясь с коррумпированными
группами чиновников и предпринимателей,
усиливается еще больше с помощью
доступа к политической власти
и возможностям для отмывания
дене[44,17].
5.
Увеличилась социальная напряженность,
бьющая по экономике и угрожающая
политической стабильности в
стране[30].
Политические
последствия:
1.
В свое время произошло смещение
целей политики от общенационального
развития к обеспечению властвования
олигархических группировок, что
привело к экономическому коллапсу,
утечку огромных денежных средств[40].
2.
Уменьшилось доверие к коммунистической
партии, растет ее отчуждение
от общества, тем самым ставя
под угрозу любые благие начинания
власти[42,120].
3.
Падает престиж страны на международной
арене, растет угроза ее экономической
и политической изоляции, отток
инвестиций, в которых Китай особенно
нуждается ввиду новой экономической
политики, роста международных предприятий[45,200].
4.
Профанируется и снижается политическая
конкуренция. Граждане разочаровываются
в ценностях коммунизма, особенно
это прослеживается среди молодежи.
Увеличивается риск крушения
нарождающейся полити на волне
борьбы с коррупцией[35].
Регулярно
публикуются новые документы
Центральной дисциплинарно-контрольной
комиссии и ЦК КПК о принятии строгих
мер в отношении руководящих
партийных и государственных
работников, нарушивших устав партии
и законы государства. И почти
каждый раз перечисляются те виды
правонарушений, которые совершаются
злоумышленниками, занимающими важные
посты в партийно-государственном
аппарате и в хозяйственных органах.
Фразы об огромной опасности, которую
представляет коррупция, переходят
почти дословно из одного решения
в другое, что заставляет думать
о малой эффективности принимаемых
постановлений, об их слабом воздействии
на сокращение масштабов коррупции[32].
2.3
Методы борьбы
с коррупцией в
Китае
В
обществе сложилось мнение, что "больше
ловят мух, чем тигров". Мелкие
хищники идут под суд, а крупные
остаются на свободе, и коррупция
продолжает отравлять атмосферу
общества. В народе стало популярным
высказывание: "Большие мошенники
выступают с докладами о борьбе
с коррупцией, средние производят
ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму".
Некоторые наблюдатели объясняют
это тем, что руководители КПК не проявляют
решительности и жесткости[34].
В
этой связи в китайской печати
вспоминают, как строго преследовала
компартия взяточников и казнокрадов
во время революции, выгоды гражданской
войны с Гоминьданом. В то время американский
посол предупреждал Чан Кайши, что ему
не помогут ни танки, ни самолеты, ибо его
погубит коррупция режима. Извлекая урок
из поражения Гоминьдана, Компартия в
начале 50-х годов развернула в своих рядах
борьбу против "трех и пяти зол", в
число которых входили различные виды
коррупции. В ходе той кампании на всю
страну прогремело дело Лю Циншаня и Чжан
Цзышаня — двух видных партийных руководителей.
Будучи замешанными в особо крупных хищениях,
они были расстреляны. Казалось, это послужит
предостережением другим партийным работникам;
за одной кампанией следовали другие,
но и в 80-х годах один из руководителей
КПК Чэнь Юнь вынужден был заявить, что
"вопрос стиля работы партии - это вопрос
ее жизни и смерти". Старый ветеран не
решался произнести слово "коррупция",
однако смысл его слов был ясен: и движение
за "упорядочение стиля работы партии"
преследовало цель очищения аппарата
правящей партии от нечистоплотных людей[32].
Действительно,
в ходе кампании, растянувшейся на
несколько лет, было выявлено и предано
суду немало преступных элементов. Китайский
журнал "Партийное строительство",
подводя итоги борьбы с коррупцией
за 1982-1989 годы, подсчитал, что было заведено
более полутора миллионов дел, более
одного миллиона работников понесли
наказания, а всего за годы существования
КНР внутри партийного аппарата было выявлено
и наказано более 20 миллионов человек[1].
Также
при затрагивании вопроса "крыс и
тигров" вспоминают дело заместителя
губернатора провинции, без счета
транжирившего государственные
деньги и покрывавшего мошеннические
дела своих детей. Смещение с высокого
поста руководителя с сорокалетним
стажем революционной работы горячо
приветствовалось жителями провинции
Хунань, многие из которых сомневались,
что центральное руководство
способно принести в жертву такого
"крупного тигра"[46,45].
В
августе 1993 года, в ответ на новую
волну коррупции, было принято постановление,
запрещающее партийным работникам
уездного уровня и выше заниматься
коммерческой деятельностью (создавать
торговые и промышленные предприятия),
брать на себя платные посреднические
функции, использовать свою власть для
предоставления льготных условий тем
своим родственникам, которые ведут
коммерческую деятельность. Постановление
требовало от кадровых работников прекратить
совместительство в коммерческих организациях,
не занимать там никаких постов (даже почетных).
Кроме того, запрещалось приобретать и
продавать акции, принимать при исполнении
служебных обязанностей подарки, а также
тратить общественные и государственные
деньги для оплаты вступления в клубы,
на организацию всякого рода увеселительных
мероприятий[26].
Все
эти запреты, по мнению руководства,
должны были помочь исправлению стиля
партработнико. Китайское правительство
считало необходимым создать
антикоррупционный социальный климат.
В
постановлении комиссии указывалось,
что нельзя делать кадровым работникам.
В частности, им запрещалось приобретать
и ввозить из-за границы роскошные
легковые автомобили, используя власть,
вымогать под разными предлогами
автомобили у подчиненных предприятий.
Запрещалось собирать на покупку
легковых автомашин государственные
деньги путем накопления их за счет
невыдачи зарплаты. Не разрешалось, используя
служебное положение, незаконным образом
покупать квартиры для себя, детей и родственников,
а также для друзей по сниженным ценам,
обустраивать свои квартиры за счет государства.
Руководителям запрещалось во время командировок
по стране занимать номера в гостиницах
и использовать автомашины, превышая установленные
нормы. Местные власти обязывались не
устраивать для приезжающих высоких гостей
специальные развлекательные вечера.
Комиссия вводила ограничения на проведение
свадеб, похорон, празднования дней рождения,
новоселий с использованием общественных
денег. Руководящим кадрам не разрешалось
также брать безвозвратные кредиты из
партийно-государственной казны на собственные
нужды[3].