Коррупция в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Процессы глобализации и интеграции, получившие развитие во второй половине XX века, обусловили значительные изменения мировой системы. Активизация международных отношений во всех сферах жизни человеческого общества (политической, экономической, социальной, культурной) привела к повышению открытости стран мира. На этом фоне остро обозначились различия в уровне развития отдельных стран и регионов мира, что послужило значительным препятствием на пути глобализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение коррупции как общественного явления
Понятие коррупции
Типы коррупции
Интернациональные аспекты коррупции
Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 2. Антикоррупционная политика
2.1 Явление коррупции в Китае
2.2 Причины и последствия коррупции в Китае
2.3 Методы борьбы с коррупцией в Китае
Заключение

Работа содержит 1 файл

Коррупция в китае.docx

— 97.04 Кб (Скачать)

     Китайские эксперты признают тот факт, что  главные причины коррупции имеют  структурный характер и вырастают  из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства  в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе  из-за несовпадения интересов центральной  и местной власти, из-за наличия  у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления. Профессор  экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс, который руководит  Азиатским центром в университете выделяет основную причину коррупции: "В сегодняшнем Китае процветанию  коррупции способствуют остатки  прежней командно-административной системы. Там все еще многое зависит  от решений местного, среднего и  высшего звена руководства. Эта  система позволяет чиновникам говорить "да" или "нет" при решении  массы вопросов и брать при  этом взятки за положительное решение"[33].

     Существуют  тысячи причин, влекущих за собой взяточничество и продажность должностных лиц: зависимость и неэффективность  судебной системы, непрозрачность финансовых институтов, безнаказанность коррумпированных государственных чиновников, и, конечно, излюбленный и зачастую предвзятый односторонний подход западных аналитиков к объяснению коррупции как результату недемократичности государственной  системы[18]. Например, всемирная коалиция по противодействию коррупции "Трансперенси интернешнл" подчеркивает, что наименее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки, а развивающиеся страны коррумпированы[41]. Но есть и другая точка зрения. "Архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее развитие страны, отмечал, что "Китай переживает процесс, когда требуется сосредоточить все внимание на экономическом развитии. Если мы бросимся в погоню за формальной стороной демократии, то в результате не только не осуществим реальную демократию, но не добьемся и экономического подъема. Это приведет лишь к беспорядкам в стране и деморализует людей". Также трудно не согласиться с французским просветителем Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как "известно уже по опыту веков, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Действительно, весь исторический опыт подтверждает, что причины коррупции кроются в большей степени не в изъянах политических систем, а прежде всего в человеческой природе. Поэтому главный упор в борьбе с коррупцией должен быть направлен на формирование человека с высокими моральными и нравственными критериями. В ином случае критика коррупции в бедных странах со стороны богатых государств будет оставаться малоубедительной до тех пор, пока их финансовые институты не прекратят пользоваться богатствами, украденными у беднейших народов планеты, а мировые финансовые центры предоставлять коррумпированным чиновникам возможность переводить, скрывать и инвестировать свои богатства, нажитые незаконным путем. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям[34].

     По  мнению партийного руководства Китая  причиной процветания коррупции  служат такие внутренние факторы, как  отсутствие эффективного управления и  моральное разложение, не забывая  и воздействие других держав на положение  страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью  экономических реформ[19].

     Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее  влияние на все стороны жизни, и ниже описанные негативные последствия  коррупции в большей или меньшей  степени уже проявляются в  Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют развитию и процветанию.

     Экономические последствия:

     1. Расширилась теневая экономика,  это привело к уменьшению налоговых  поступлений и ослаблению бюджета.  Как следствие – государство  теряет финансовые рычаги управления  экономикой, обостряются социальные  проблемы из-за невыполнения бюджетных  обязательств[20].

     2. Нарушены конкурентные механизмы  рынка, поскольку часто в выигрыше  оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить  преимущества за взятки. Это влечет  за собой снижение эффективности  рынка и дискредитацию идей  рыночной конкуренции[47,14].

     3. Неэффективно используются бюджетные  средства, в частности – при  распределении государственных  заказов и кредитов. Это еще  больше усугубляет бюджетные  проблемы страны.

     4. Повышаются цены за счет коррупционных  "накладных расходов". В итоге  страдает потребитель[22].

     5. Теряется доверие агентов рынка  к способности власти устанавливать  и соблюдать честные правила  рыночной игры. Ухудшается инвестиционный  климат и, следовательно, не  решаются проблемы преодоления  спада производства, обновления  основных фондов.

     7. Расширяются масштабы коррупции  в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных  организациях). Это ведет к уменьшению  эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики  страны в целом[25].

     Социальные  последствия:

     1. Отвлекаются колоссальные средства  от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный  кризис, снижается способность власти  решать социальные проблемы. По  данным китайских источников, за  последние 5 лет 140660 государственных  чиновников в КНР добровольно  вернули государству полученные  взятки в размере 89,18 миллионов  долларов[28].

     2. Закрепляются и увеличиваются  резкое имущественное неравенство,  бедность большой части населения.  Коррупция подстегивает несправедливое  и неправедное перераспределение  средств в пользу узких олигархических  групп за счет наиболее уязвимых  слоев населения. Китай признан  страной, числящей наибольшее  количество миллионеров, множество  из них занимают высокие посты  в правительстве. Население КНР  жалуется на разницу в благосостоянии  простых людей и чиновников, которые  носят золотые часы, ездят в  дорогих машинах и устраивают  своих родственников на престижную  работу[48,137].

     3. Дискредитировалось право как  основной инструмент регулирования  жизни государства и общества. В общественном сознании сформировалось  представление о беззащитности  граждан и перед преступностью,  и перед лицом власти[36].

     4. Коррумпированность правоохранительных  органов способствует укреплению  организованной преступности. Последняя,  сращиваясь с коррумпированными  группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью  доступа к политической власти  и возможностям для отмывания  дене[44,17].

     5. Увеличилась социальная напряженность,  бьющая по экономике и угрожающая  политической стабильности в  стране[30].

     Политические  последствия:

     1. В свое время произошло смещение  целей политики от общенационального  развития к обеспечению властвования  олигархических группировок, что  привело к экономическому коллапсу, утечку огромных денежных средств[40].

     2. Уменьшилось доверие к коммунистической  партии, растет ее отчуждение  от общества, тем самым ставя  под угрозу любые благие начинания  власти[42,120].

     3. Падает престиж страны на международной  арене, растет угроза ее экономической  и политической изоляции, отток  инвестиций, в которых Китай особенно  нуждается ввиду новой экономической  политики, роста международных предприятий[45,200].

     4. Профанируется и снижается политическая  конкуренция. Граждане разочаровываются  в ценностях коммунизма, особенно  это прослеживается среди молодежи. Увеличивается риск крушения  нарождающейся полити на волне  борьбы с коррупцией[35].

     Регулярно публикуются новые документы  Центральной дисциплинарно-контрольной  комиссии и ЦК КПК о принятии строгих  мер в отношении руководящих  партийных и государственных  работников, нарушивших устав партии и законы государства. И почти  каждый раз перечисляются те виды правонарушений, которые совершаются  злоумышленниками, занимающими важные посты в партийно-государственном  аппарате и в хозяйственных органах. Фразы об огромной опасности, которую  представляет коррупция, переходят  почти дословно из одного решения  в другое, что заставляет думать о малой эффективности принимаемых  постановлений, об их слабом воздействии  на сокращение масштабов коррупции[32].

     2.3 Методы борьбы  с коррупцией в  Китае

     В обществе сложилось мнение, что "больше ловят мух, чем тигров". Мелкие хищники идут под суд, а крупные  остаются на свободе, и коррупция  продолжает отравлять атмосферу  общества. В народе стало популярным высказывание: "Большие мошенники  выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму". Некоторые наблюдатели объясняют  это тем, что руководители КПК не проявляют решительности и жесткости[34].

     В этой связи в китайской печати вспоминают, как строго преследовала компартия взяточников и казнокрадов  во время революции, выгоды гражданской войны с Гоминьданом. В то время американский посол предупреждал Чан Кайши, что ему не помогут ни танки, ни самолеты, ибо его погубит коррупция режима. Извлекая урок из поражения Гоминьдана, Компартия в начале 50-х годов развернула в своих рядах борьбу против "трех и пяти зол", в число которых входили различные виды коррупции. В ходе той кампании на всю страну прогремело дело Лю Циншаня и Чжан Цзышаня — двух видных партийных руководителей. Будучи замешанными в особо крупных хищениях, они были расстреляны. Казалось, это послужит предостережением другим партийным работникам; за одной кампанией следовали другие, но и в 80-х годах один из руководителей КПК Чэнь Юнь вынужден был заявить, что "вопрос стиля работы партии - это вопрос ее жизни и смерти". Старый ветеран не решался произнести слово "коррупция", однако смысл его слов был ясен: и движение за "упорядочение стиля работы партии" преследовало цель очищения аппарата правящей партии от нечистоплотных людей[32].

     Действительно, в ходе кампании, растянувшейся на несколько лет, было выявлено и предано  суду немало преступных элементов. Китайский  журнал "Партийное строительство", подводя итоги борьбы с коррупцией за 1982-1989 годы, подсчитал, что было заведено более полутора миллионов дел, более  одного миллиона работников понесли  наказания, а всего за годы существования  КНР внутри партийного аппарата было выявлено и наказано более 20 миллионов человек[1].

     Также при затрагивании вопроса "крыс и  тигров" вспоминают дело заместителя  губернатора провинции, без счета  транжирившего государственные  деньги и покрывавшего мошеннические  дела своих детей. Смещение с высокого поста руководителя с сорокалетним стажем революционной работы горячо приветствовалось жителями провинции  Хунань, многие из которых сомневались, что центральное руководство  способно принести в жертву такого "крупного тигра"[46,45].

     В августе 1993 года, в ответ на новую  волну коррупции, было принято постановление, запрещающее партийным работникам уездного уровня и выше заниматься коммерческой деятельностью (создавать  торговые и промышленные предприятия), брать на себя платные посреднические функции, использовать свою власть для  предоставления льготных условий тем  своим родственникам, которые ведут  коммерческую деятельность. Постановление  требовало от кадровых работников прекратить совместительство в коммерческих организациях, не занимать там никаких постов (даже почетных). Кроме того, запрещалось приобретать и продавать акции, принимать при исполнении служебных обязанностей подарки, а также тратить общественные и государственные деньги для оплаты вступления в клубы, на организацию всякого рода увеселительных мероприятий[26].

     Все эти запреты, по мнению руководства, должны были помочь исправлению стиля  партработнико. Китайское правительство  считало необходимым создать  антикоррупционный социальный климат.

     В постановлении комиссии указывалось, что нельзя делать кадровым работникам. В частности, им запрещалось приобретать  и ввозить из-за границы роскошные  легковые автомобили, используя власть, вымогать под разными предлогами автомобили у подчиненных предприятий. Запрещалось собирать на покупку  легковых автомашин государственные  деньги путем накопления их за счет невыдачи зарплаты. Не разрешалось, используя служебное положение, незаконным образом покупать квартиры для себя, детей и родственников, а также для друзей по сниженным ценам, обустраивать свои квартиры за счет государства. Руководителям запрещалось во время командировок по стране занимать номера в гостиницах и использовать автомашины, превышая установленные нормы. Местные власти обязывались не устраивать для приезжающих высоких гостей специальные развлекательные вечера. Комиссия вводила ограничения на проведение свадеб, похорон, празднования дней рождения, новоселий с использованием общественных денег. Руководящим кадрам не разрешалось также брать безвозвратные кредиты из партийно-государственной казны на собственные нужды[3].

Информация о работе Коррупция в Китае