Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:52, доклад

Описание работы

Совокупность заключенных и исполненных фирмой-импортером внешнеторговых сделок представляет собой форму осуществления в реальной жизни внешнеэкономической деятельности и опосредования внешнеэкономических связей на микроэкономическом уровне. В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи на различных управленческих уровнях; народного хозяйства в целом, отрасли и предприятия.

Работа содержит 1 файл

Эффективность ВЭД.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

NPV -PV- инвестиции        (1.2)

где NPV – чистая приведенная стоимость, PV - приведенная стои­мость, инвестиции - сумма затрат на проведение сделки.

Согласно так называемому правилу чистой приведенной стои­мости инвестиции будут эффективными, если их чистая приведен­ная стоимость положительна, т.е. больше нуля (63, С.15). Содержание понятия эффективности, помимо критерия эффектив­ности, имеет общее основание: сделка эффективна, если сегодняш­няя цена инвестиций в нее ниже или равна приведенной стоимости ожидаемых денежных поступлений от продаж объекта сделки, т.е. справедливо неравенство:

0NPV1                (1.6)

где NPV  - чистая приведенная стоимость

Если чистая приведенная стоимость проекта ниже нуля, это зна­чит, что может иметь место прирост оборотного капитала в результа­те купли-продажи объекта контракта, но он будет меньше, чем при­рост оборотного капитала в результате альтернативных издержек.

При анализе сделки по методу внутренней нормы доходности, при прочих равных условиях, считаются эффективными сделки, внутренняя норма доходности которых превышает альтернативные издержки. Под внутренней нормой доходности в данном методе понимается ставка дисконта, при которой чистая приведенная стои­мость проекта равняется нулю (63, С. 82):

Норма доходности = поток денежных средств / инвестиции -1        (1.3)

или

Норма доходности = прибыль / инвестиции         (1.4.)

Связь чистой приведенной стоимости и нормы доходности выра­жается уравнением (63, С.82):

NPV = C1 / (1+ ставка дисконта) = 0      (1.5)

где С0 - инвестиции; С1 - объем продаж по контракту; NPV – чистая приведенная стоимость.

При расчете уровня коэффициента «выгоды-издержки» сделка будет считаться эффективной, если значение коэффициента больше единицы: «Согласно методу рентабельности мы принимаем все про­екты, коэффициенты рентабельности которых больше 1» (63, С.92). Под коэффициентом «выгоды-издержки» или коэффициентом рен­табельности понимается отношение приведенной стоимости бу­дущих денежных поступлений к сумме первоначальных инвести­ций в сделку. Понятно, что данный коэффициент рентабельности по своему экономическому содержанию отличен от обычного коэффи­циента рентабельности.

Метод анализа эффективности проектов по чистой приведенной стоимости, по внутренней норме доходности и по коэффициенту «выгоды - издержки» применяется для анализа долгосрочных проек­тов, т.е. операций коммерческий цикл которых длится более одного года.

Таким образом, мы можем предположить, что критерий эффектив­ности внешнеэкономической сделки предопределяется методом ана­лиза ее эффективности. Выбор метода анализа зависит от совокупно­сти факторов, определяющих эффективность сделки. Взаимосвязь факторов эффективности, методов анализа и критерия эффективно­сти изображена на рис. 1. Для принятия решения о выборе метода анализа импортного контракта необходимо рассмотреть существен­ные факторы его эффективности.



 

       ФАКТОРЫ                           МЕТОДЫ

     ЭФФЕКТИВНОСТИ                                АНАЛИЗА

 

                                                                            

                                                      КРИТЕРИИ

                                                   ЭФФЕКТИВНОСТИ          

 

Рис. 1. Взаимосвязь критерия, методов анализа и факторов эффективности контракта

 

Существенные факторы эффективности импортного контракта обусловлены его экономическим содержанием – это ввоз товара импортного производства на таможенную территорию страны-импортера, после заключения контракта на его закупку. Импортный контракт на закупку товаров народного потребления, который является объектом проводимого в диссертации анализа, представляет со­бой контракт купли-продажи готовой продукции у иностранного производителя или торгового посредника.

Исполнение контракта на закупки предполагает авансирование в него денежных средств, или других ликвидных активов, т.е. оборотного капитала.

В условиях российской экономики практически наиболее распространенным условием оплаты импортного контракта является пред­варительная оплата стоимости всего контракта или его части, что обусловлено особенностями развития российского рынка. Предос­тавление импортерам товарного кредита иностранного поставщика сдерживается низким уровнем платежной дисциплины и ограничено узким кругом крупнейших импортеров. Можно сказать, что предос­тавление товарного кредита российскому импортеру является экс­клюзивным условием поставки, которое доступно официальным ди­лерам иностранных поставщиков. Часто крупнейшие импортеры яв­ляются дочерними или зависимыми предприятиями последних, или внешнеторговыми объединениями бывшего СССР.

В частности, в платежном балансе России за 1998г. остатки на 1 января 1999г. по статье «Торговые кредиты и авансы привлеченные» составили всего 321 млн. дол. против стоимости импортных закупок за год - 57 445 млн. дол. (107).

Кроме того, согласно таможенному и налоговому законодательст­ву России, при ввозе товара иностранного происхождения на рос­сийскую территорию его таможенная стоимость подлежит обложе­нию таможенной пошлиной, НДС, а по подакцизным товарам и ак­цизом. Таким обратом, покупная стоимость импортного товара, в отличие от продажной цены экспортного товара, существенно превы­шает мировой уровень цен на него.

Отличие импортной сделки от сделки по экспорту состоит в том, что товар еще предстоит продать, а это предопределяет важность анализа устойчивого платежеспособного спроса на импортный товар.

Ценообразование на объект контракта происходит в условиях дей­ствия так называемых базисных условий поставки - Incoterms – 90 – т.е. подчиняется законам унифицированного международного цено­образования. Основой внешнеторговой контрактной цены, согласно Инкотермс - 90, является так называемое базисное условие поставки товара. Это понятие не следует смешивать с условиями поставки, хотя у них есть много общего.

Для упрощения взаимоотношений сторон по контракту международное сообщество разработало так называемые унифицированные "Международные правила по толкованию коммерческих терминов" - Incoterms. В них содержатся характеристика и кодовое обозначение базисных условий поставки.

Базисное условие поставки – это условие определения обязанностей сторон по контракту по доставке товара и установлению момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара от поставщика к покупателю. Incoterms в редакции 1990г. содержит толкование 13 типов базисных условии поставки, из соответствующего количества терминов.

Термин условия поставки позволяет в унифицированном виде зашифровать базис цены товара. Например, очень распространенной является цена CIF. Она расшифровывается по английски как - cost, insurance & freight... (name port/port of destination). Например, CIF Moscow переводится с английского как: "Стоимость, страхование и фрахт до Москвы». Цена СИФ имеет следующий базис: издержки и фрахт по доставке товара в пункт назначения, страхование товара от повреждения или потери товара во время перевозки. Согласно базису поставки СИФ риск потери и порчи товара и риск роста издержек переходит от продавца к покупателю в момент отгрузки.

Это означает, что в контрактную цену включены указанные выше расходы: издержки по доставке товара до пункта назначения и рас­ходы по страхованию товара в пути.

Базис цены, указанный в контракте, влияет на величину оборотного капитала, но непосредственно с их движением не связан. Так, если в контракте указана цена FOB ("франко борт судна") продавец товара не заключает договора морской перевозки, и, следовательно, стоимость фрахта не включается в контрактную цену. Указанные расходы оплачиваются импортером и вызывают изменение величины оборотного капитала в связи с возникновением издержек по контракту.

Таким образом, базисные условия поставки являются унифицированным обобщением применяемых в международной торговой практике условий поставки и по отношению к последним рассматриваются как категория более низкого уровня.

Исполнение импортного контракта протекает в условиях рыночно­го риска. Согласно современной теории финансов для каждого вида инвестиций существует альтернатива - инвестиции в другой коммер­ческий проект - однако альтернативными инвестиции будут считать­ся тогда, когда уровень их риска примерно совпадает с уровнем рис­ка предполагаемых инвестиций. Согласно представлениям совре­менной теории финансового анализа, уровень риска прямо пропорционален уровню доходности коммерческого проекта (63). Поэтому для оценки эффективности импортного контракта необходимо оце­нить предельную норму доходности альтернативных инвестиций.

Таким образом, если принять во внимание основные критерии эф­фективности коммерческих сделок и специфику содержания и ис­полнения импортного контракта, то наиболее общими факторами его эффективности можно считать следующие:

1.      степень эффективности рынка сбыта фирмы-импортера;

2.      существенные условия контракта купли-продажи импортного то­вара;

3.      ограничивающие факторы, предопределяющие бюджет контракта.

Рассмотрим ниже эффективность импортного контракта с точки зрения приведенных факторов.

Прежде чем приступить к анализу необходимо сделать ряд допущений.

Прежде всего, предполагается, что фирма-импортер работает в рыночной среде совершенной конкуренции. Это означает, что на рассматриваемом рынке работает множество мелких фирм, занимающихся импортом однородной продукции, субъекты рынка не испытывают никаких затруднений при входе на рынок и выходе из него и имеют равный доступ к информации о продаваемом продукте. Кривая спроса фирмы-импортера, работающей в среде совершенной конкуренции, полностью эластична. Это означает, что субъекты рынка выступают прайс-тейкерами. Прайс-тейкер не может оказывать влияние на рыночную цену продукта. Следовательно, фирма-импортер может увеличивать объем продаж, не опасаясь снижения своего предельного дохода. Под предельным доходом (marginal revenue) здесь понимается величина, на которую изменяется совокупный доход в результате единичного увеличения количества реализованной продукции (61,С. 494).

Кроме того, предполагается, что фирма-импортер не ищет для себя условий ограничения конкуренции и не занимается спекуляцией, т.е. не покупает импортный товар но заведомо низкой цене в расчете продать позднее по более высокой цене (59,С. 494).

Далее делается допущение, что издержки фирмы по заключению и исполнению контракта носят переменный характер, т.е. постоянные издержки не учитываются.

Это допущение мы считаем корректным, т.к. согласны с концепцией маржинальной бухгалтерии, укрепляющей свои позиции во всем мире. Основной ее принцип - положение о регулирующем характере постоянных затрат относительно финансовых результатов деятельности предприятия в целом. Согласно традиции маржинального учета, не представляется возможным достоверно распределить постоянные затраты между учетными периодами и видами продукции. Кроме того для целей оперативного анализа менеджеру важно следить за уровнем валового дохода предприятия и переменных затрат, т.к. постоянные затраты имеют фиксированный уровень, Поэтому сторонники маржинальной бухгалтерии предлагают не распределять постоянные затраты относительно какой-либо базы, как это принято в традиционной бухгалтерии (концепция полной себестоимости), и относить их в целом в конце отчетного периода на финансовый результат деятельности предприятия (концепция так называемой усеченной себестоимости).

В дальнейшем мы будем придерживаться указанного принципа разделении затрат.

Факторы, указанные выше, являются наиболее общими, т.е. фак­торами первого порядка. При более внимательном рассмотрении ис­полнения контракта можно обнаружить, что укачанные факторы можно детализировать на рыночные силы, которые мы определяем как факторы второго порядка и приводим их перечень в виде табл. 1.2 на С.53.

Кроме укачанных факторов эффективности контракта, существуют еще так называемые форс-мажорные обстоятельства, т.e. вероят­ность возникновения непреодолимой силы, снижающей эффективность контракта.

Применительно к контрактам на импорт форс-мажорными могут быть следующие обстоятельства: изменение уполномоченными на то государственными органами режима импорта товаров (например, запрещение ввоза отдельных товаров, введение лицензирования и квотирования импорта определенной группы товаров), изменение ставок таможенных пошлин, резкое падение курса национальной валюты, введение новых налогов на импорт. Очевидно, что отдельный субъект рынка совершенной конкуренции (это относится и к моделям монополистической конкуренции, олигополии) не в состоянии как-либо повлиять на предотвращение данных событий.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2.

 

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРАКТА НА ИМПОРТ

 

ФАКТОРЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

ФАКТОРЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА

1. Степень эффективности рынка сбыта фирмы-импортера

1.1. Уровень рентабельности продаж импортного товара

 

1.2. Уровень инфляции национальной валюты

2. Существенные условия контракта купли-продажи импортного товара

2.1. Продолжительность коммерческого цикла контракта

 

2.2. Условия оплаты импортного товара

 

2.3. Натурально-вещественная форма предмета контракта

 

2.4. Размер внутренних издержек по контракту

3. Ограничивающие факторы (бюджет контракта)

3.1. Потребность в оборотном капитале и его цена

 

3.2. Рыночная продажная цена

 

3.3. Размер внешних издержек по контракту

 

3.4. Уровень таможенного обложения

Информация о работе Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения