Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение франчайзинга как средство развитие предпринимательства в Украине, выявить его плюсы и минусы.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в Украине, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Введение.
Раздел 1. Теоретически-методологические подходы к анализу франчайзинга.
Сущность и виды франчайзинга.
Франчайзинговый договор.
Преимущества и недостатки франчайзинга.
Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.
2.1.Сравнительный анализ использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности компаний разных стран.
2.2. Использование франчайзинга украинскими компаниями.
Раздел 3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине.
Заключение.
Таким образом, лидирующую позицию по количеству франчайзеров в стране занимает Германия (530). За ней следует Франция с количеством франчайзеров-485 и Великобритания-474.Менье всего франчайзеров мы наблюдаем в таких странах как: Чехия(79) и Норвегия (125). По количеству франчайзи Франция опережает Германию. Вторую позицию в этой категории занимает Великобритания и лишь третью-Германия. Наименьшее количество франчайзи находится в Чехии и составляет всего лишь 260.Это очень низкий показатель т.к. во Франции их более 27 360. По количеству работников, занятых в сфере франчайзинга лидирует также Франция с количеством 320 000.Анализируя товарооборот, я могу сделать вывод о том, что франчайзинг наиболее развит во Франции, т.к. её товарооборот составляет 27 млрд. евро. Второе место занимает Германия, но её показатель очень отдалён от показателя Франции и составляет лишь 12,5 млрд. евро. Это составляет в 2 раза меньше чем у Франции. За Германией идёт Голландия (8,4 млрд. евро) и Великобритания (8,2 млрд.евро). Наименьшее развитие франчайзинг получил в Чехии.
Европа
уступает США в уровне развития
франчайзинга. Её товарооборот составил
450 млрд. дол, в то время как в
США это отметка достигла 984 млрд.
дол.
2.2. Использование
франчайзинга украинскими
В настоящее
время франчайзинг
Рассмотрим следующую статистику франчайзинга в Украине по состоянию на 02.11.2009:
- количество
брендов 1 533
- сетей из Украины, работающих за рубежом:
22
- количество франчайзеров 657
из них:
франчайзеров действующих: 247
членов АФ: 104
виртуальных: 410 (не имеющие франчайзи
в Украине или не сообщающее об этом)
- количество точек 42 425
из них франчайзинговых 18 007
- персонала в сетях: 361 171
Начало стремительного развития франчайзинга было положено в 2001 г. С этого времени динамика франчайзинга постоянно менялась. Данные предоставлены в диаграмме 2 «Рост количества франчайзеров в Украине».
Диаграмма
2
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что с 2001 г. по 2008г. происходил стремительный рост франчайзеров – с 48 франчайзеров в 2001г. это число выросло до 382 в 2008г. В 2009г. количество франчайзеров снизилось до 247. Исходя из данных диараммы мы можем сделать вывод о том, что кризис повлиял на уменьшение количества франчайзеров в 2009г.
Франчайзинг в Украине затрагивает многие отрасли экономики , такие как: торговля, услуги потребителям, общественное питание, услуги для бизнеса, производство, вендинг, информация и финансы. Рассмотрим данные реестра « Франчайзинговая сеть» 2008 и 2009 гг. в табл.2 «Франчайзинговая сеть 2008г.» и табл.3« Франчайзинговая сеть 2009г.»
Таблица 2
Франчайзинговая сеть 2008г.
Сегмент | Коли-чество отраслей | Коли-чество брендов | Количество франчайзе-ров | Коли-чество точек | Количество франчайзинго-вых точек |
Торгов-ля | 33 | 808 | 219 | 24461 | 10196 |
Услуги потребителям | 21 | 204 | 51 | 5793 | 801 |
Общест-венное питание | 15 | 159 | 73 | 1528 | 569 |
Услуги для бизнеса | 6 | 71 | 6 | 594 | 57 |
Инфор-мация | 7 | 62 | 19 | 540 | 113 |
Произ-водство | 5 | 18 | 8 | 197 | 4 |
Вендинг | 4 | 5 | 3 | 500 | 0 |
Финан-сы | 1 | 1 | 1 | 18 | 18 |
Всего | 92 | 1328 | 380 | 33631 | 11758 |
По состоянию на 2008г. большее количество отраслей франчайзинг захватил в торговле (21) и меньше всего в сфере финансов (1). Что касается брендов , то их также больше в сфере торговле (808) и меньше в сфере финансов(1). Таким образом, наиболее развитой сферой, в которой задействован франчайзинг является торговля. Они лидирует по количеству отраслей, брендов, франчайзеров, а также точек. Второе место по всем этим позициям занимают услуги потребителям. На третьем месте находится общественное питание. Наименее развитым сегментом является финансы.
Таблица3
Франчайзинговая сеть 2009г.
Сегмент | Коли-чество отрас-лей | Коли-чество брендов | Количество франчайзе-ров | Количест-во точек | Количество франчайзинго-вых точек |
Торговля | 34 | 928 | 112 | 26127 | 11744 |
Услуги потреби-телям | 22 | 230 | 50 | 4692 | 1745 |
Общест-венное питание | 13 | 225 | 44 | 2291 | 1278 |
Услуги для бизнеса | 7 | 58 | 17 | 2192 | 1847 |
Информация | 7 | 47 | 8 | 384 | 128 |
Произ-водство | 6 | 19 | 6 | 114 | 58 |
Вендинг | 5 | 15 | 8 | 6070 | 1144 |
Финансы | 4 | 11 | 2 | 555 | 63 |
Всего | 98 | 1533 | 247 | 42425 | 18007 |
По состоянию на 2009 г. лидирующую позицию по количеству отраслей, брендов, франчайзеров, а также точек занимает франчайзинг в сфере торговли. Второе место занимают услуги потребителям. За ней следует сфера общественного питания. Менее всего франчайзинг затрагивает сегмент финансов, так количество отраслей -4, брендов -11, франчайзеров -2, франчайзинговых точек- 18007.
Анализируя данные таблиц 2 и 3, можно сделать вывод о том, что франчайзинг проник в большее количество отраслей в 2009г. по сравнению с 2008г. Также произошло увеличение: количества брендов в 2009г. –с 1328 в 2008г. до 1533 в 2009г; количества точек –с 33631 в 2008г. до 42425 в 2009г.; количества франчайзинговых точек –с 11758 в 2008г. до 18007 в 2009г. Но количество франчайзеров уменьшилось с 380 в 2008г. до 247 в 2010г.
В табл.4 « Прирост за 2009г. франчайзинговой сети» я рассмотрю изменение данных в процентном соотношении.
Табл.4
«Прирост за 2009г. франчайзинговой сети»
Сегмент | Коли-чество отрас-лей | Коли-чество брендов | Количество франчайзе-ров | Количест-во точек | Количество франчайзинго-вых точек |
Торговля | 3% | 15% | -49% | 7% | 15% |
Услуги потреби-телям | 5% | 13% | -2% | -19% | 118% |
Общест-венное питание | -13% | 42% | -40% | 50% | 125% |
Услуги для бизнеса | 0 | -6% | -11% | 306% | 1535% |
Информация | 17% | -34% | 33% | -35% | 125% |
Произ-водство | 20% | 6% | -25% | -42% | 1350% |
Вендинг | 25% | 200% | 167% | 1114% | - |
Финансы | 300% | 1000% | 100% | 2983% | 250% |
Всего | 7% | 15% | -35% | 26% | 53% |
Таким образом, в 2009г. наблюдается прирост всех показателей, за исключением количества франчайзеров. Причиной уменьшения можно считать кризис, который привёл к выходу из страны иностранных франчайзеров или банкротсва иностранных или украинских франчайзеров. Касательно сегмента финансы мы можем наблюдать резкое увеличение по всем показателям ( напр. Увеличение количества брендов -1000%, франчайзеров -100%, точек -2983%). Также резкое увеличение произошло в сегменте вендинг ( напр. Увеличение количества брендов- 200%, франчайзеров -167%, точек-1114%). Произошло уменьшение количества франчайзеров в сферах торговли (-49%), общественном питании (-40%), производстве (-25%), услуг бизнеса (-11%).
Украинский франчайзинг занят во многих отраслях и представлен множеством предприятий и всемирно-известных компаний. Список названий компаний по отраслям прилагается в Примечании 1.
В украинском франчайзинге занято много компаний иностранного происхождения. Данные представлены в табл.5 «Представление сетевых брендов в Украине по регионам происхождения».
табл.5
«Представление сетевых
Сегмент | Регион происхождения бренда | |||||||
Укра-ина | Евро-па | СНГ | Америка | Азия | Австралия | Африка | н/д | |
Торговля | 551 | 205 | 95 | 20 | 10 | - | 1 | 46 |
Обществен-ное питание | 160 | 14 | 32 | 10 | 3 | 3 | - | 3 |
Услуги потребите-лям | 137 | 36 | 25 | 18 | 8 | 1 | - | 5 |
Услуги для бизнеса | 17 | 19 | 13 | 7 | - | - | - | 2 |
информация | 16 | 13 | 12 | 6 | - | - | - | - |
финансы | 11 | - | - | - | - | - | - | - |
вендинг | 10 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - |
Производст-во | 9 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | - |
Общий итог | 911 | 290 | 63 | 63 | 23 | 6 | 1 | 56 |
В процентах | 59% | 19% | 4% | 4% | 2% | 0% | 0% | 4% |