Франчайзинг в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение франчайзинга как средство развитие предпринимательства в Украине, выявить его плюсы и минусы.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в Украине, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Содержание

Введение.
Раздел 1. Теоретически-методологические подходы к анализу франчайзинга.
Сущность и виды франчайзинга.
Франчайзинговый договор.
Преимущества и недостатки франчайзинга.
Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.
2.1.Сравнительный анализ использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности компаний разных стран.
2.2. Использование франчайзинга украинскими компаниями.
Раздел 3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

Содержание

Введение.

Раздел 1. Теоретически-методологические подходы к анализу франчайзинга.

    1. Сущность и виды франчайзинга.
    2.   Франчайзинговый договор.
    3. Преимущества и недостатки франчайзинга.

Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.

2.1.Сравнительный  анализ использования франчайзинга  во внешнеэкономической деятельности  компаний разных стран.

2.2. Использование  франчайзинга украинскими компаниями.

Раздел 3. Перспективы  и проблемы развития франчайзинга в  Украине.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Сейчас на потребительский рынок  Украины проникает новая модель  ведения бизнеса, своеобразная  форма интеграции крупного и  малого бизнеса - франчайзинг. 

    В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов украинской экономики.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение франчайзинга как средство развитие предпринимательства в Украине, выявить его плюсы и минусы.

    Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие  франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в Украине, так  и за рубежом, используя опыт различных  компаний, работающих по такой схеме  ведения бизнеса.

    Предметом курсовой работы является франчайзинг. Объектом выступает развитие бизнеса  в Украине.

    Структура данной курсовой работы включает в  себя 3 раздела, которые в свою очередь  имеют подразделы. Первая часть посвящена  рассмотрению теоретико-методологического анализа франчайзинга, его сущности, видов, а также преимуществ и недостатков. Во втором блоке будет рассмотрена практика применения франчайзинга в международном опыте иностранных государств и в Украине.  В третьем разделе внимание уделяется проблемам и перспективам развития франчайзинга в нашем государстве. 
 
 
 
 

Раздел 1. Теоретически-методологические подходы  к анализу франчайзинга.

1.1.Сущность и виды франчайзинга.

    Для нашей экономики франчайзинг  сегодня является относительно новым  явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался  как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах  и услугах.

     Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при  которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

     Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Паушальный взнос  - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.

Важным составным  элементом успеха является четкое и  полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг  может быть определен как способ доставки продукции или услуг  потребителю, способ развития бизнеса  и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств  и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться  также и как соглашение, при  котором производитель или единоличный  распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или  услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен  на получение от них платежей при  условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Существуют три  основных вида франчайзинга.

· Товарный франчайзинг;

· Производственный франчайзинг;

· Деловой франчайзинг  или франчайзинг бизнес формата.

Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продает продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзера и франчайзи-дилера. 
   Этот вид деятельности, направленный на приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзера товары и после этого перепродает их от имени франчайзера. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг. 
 В настоящее время этот вид франчайзинга используется многими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию. 
Вторым видом франчайзинга является производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распространения по местным дилерам. Понятно, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско. 
   Третьим видом франчайзинга является деловой франчайзинг, который еще называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. 
   Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги, магазины, сети закусочных, гостиниц). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.). 
   При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также делал взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и как поставщик для своих франчайзи. 
Наряду с основными видами можно отметить корпоративный и конверсионный виды франчайзинга. 
   Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизной бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров. 
       Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.
 

1.2.Франчайзинговый  договор.

    Франчайзинговый договор, как и любой официальный  договор, представляет собой исключительно  важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат для уточнения  взаимоотношений в течение небольшого периода времени. После завершения сделки такой контракт больше не имеет  силы.

    Франчайзинговый же договор подписывается между  франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.

    Франчайзор подписывает франчайзинговый договор со многими франчайзи, поэтому было бы неразумно каждый раз менять какие-то пункты по запросу отдельного франчайзи. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.

    Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.

    Успешная  франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.

    Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены семьи следуют  определенным правилам для всеобщего  блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.

      Франчайзинговый договор включает  в себя следующие основные  элементы:

    1.Три  фазы. Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.

  • Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
  • Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
  • Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.

    2.Франшиза  как лицензия. Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.

    Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.

    3.Финансовые  обязательства. Большая часть  франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.

    Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.

       4. Срок договора. Франчайзинговый  договор предусматривает срок, в  течение которого он действует.  Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.

Информация о работе Франчайзинг в Украине