Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение франчайзинга как средство развитие предпринимательства в Украине, выявить его плюсы и минусы.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в Украине, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Введение.
Раздел 1. Теоретически-методологические подходы к анализу франчайзинга.
Сущность и виды франчайзинга.
Франчайзинговый договор.
Преимущества и недостатки франчайзинга.
Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.
2.1.Сравнительный анализ использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности компаний разных стран.
2.2. Использование франчайзинга украинскими компаниями.
Раздел 3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине.
Заключение.
Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.
5.Эксклюзивность. Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.
6.Обязанности сторон. Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.
7.Другие важные положения. Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них.
В данном вопросе следует отметить, что мною были освещены не все, а только основные элементы франчайзингового договора, так как требования франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса.
1.3.Преимущества
и недостатки франчайзинга.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе так и в Америке. Но есть и недостатки. И при обращении к франчайзингу необходимо рассматривать следующие преимущества и недостатки:
А)Преимущества для франчайзора:
Б)Недостатки для франчайзора:
В)Преимущества
для франчайзи:
Г)Недостатки для франчайзи:
Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.
2.1.Сравнительный
анализ использования
Франчайзинг начал впервые использоваться в США компанией Зингер по производству швейных машинок в середине XIX века. Следующим, кто последовал их примеру была компания Дженерал Моторс в 1898 г. Таким образом можно считать США- «родителями» франчайзинга.
В
США имеется более 1 500 франчайзинговых
систем в более 75 видах деятельности.
На одного франчайзера приходится в среднем
230 франчайзинговых точек. Однако большинство
франчайзеров имеет менее 100 точек.
Около 80% франчайзинговых систем требует
объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов
США. Однако это не означает, что системы
с низким уровнем инвестирования не получают
развития. Около 20% систем имеют инвестиционный
показатель менее 50 тыс. долларов США.
Периодические платежи, так называемые
роялти, составляющие основу дохода франчайзеров,
в среднем варьируют от 3% до 6% от объема
продаж.
81,1% франчайзинговых предприятий США относятся
к категории "франчайзинг_бизнес_-_формата"
18,9% франчайзинговых предприятий США относятся
к товарному франчайзингу. В этих предприятиях
задействовано 20,5% служащих от общего
числа в сфере франчайзинга.
В 2007 году в США насчитывалось 967 483 франчайзинговых
предприятий, на которых задействовано
13 797 117 работников, что составляет 7,4% рабочих
мест в частном секторе.
Объем прибыли франшизных предприятий
США в 2007 году составил 924,6 миллиарда долларов.
По
системе франчайзинга в США
предприятия работают в различных
сферах ведения бизнеса, таких как:
рестораны быстрого обслуживания, предприятия
по продаже продуктов питания, рестораны
полного сервиса, предприятия гостиничного
бизнеса, предприятия, предлагающие бизнес
услуги, предприятия, предлагающие авто
услуги, а также услуги на рынке
недвижимости и персональные услуги.
Соотношение их в структуре доли
рынка мы рассмотрим на примере следующей
диаграммы.
1-рестораны быстрого обслуживания
2-предприятия по продаже продуктов питания
3 -рестораны полного сервиса
4
-предприятия гостиничного
5
-предприятия, предлагающие
6
-предприятия, предлагающие
7 -услуги на рынке недвижимости
8 -персональные услуги.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в США половина франчайзинговых предприятий работают в сфере ресторанов быстрого обслуживания. Это является следствием того, что рестораны «фастфуда» имеет большую популярность среди американского населения. На втором месте стоят предприятия, занятые в гостиничном бизнесе. Их доля не является такой же большой как и у ресторанов быстрого питания (50%), а составляет лишь -16%. Почти на одном уровне находятся предприятия по продаже товаров (13%) и рестораны полного сервиса(12%). Меньше всего франчайзинговых предприятий в сфере предоставление персональных услуг и услуг на рынке недвежимости.
По данным Международной ассоциации франчайзинга каждые восемь минут рабочего дня в США создается новая точка работающая по франчайзингу.
В настоящее время в Европе действует более 6,500 франчайзинговых систем и приблизительно 380,000 франчайзи, общий объем продаж которых составляет более чем 450 млрд. долларов.
Ситуацию развития франчайзинга в Европе мы рассмотрим на примере следующей таблицы.
Таблица 1.
Ситуация
франчайзинга в Европе, 2007г.
Страна | Количество франчайзеров | Количест-во франчайзи | Товарообо-рот, млрд.дол. | Число работни-ков |
Франция | 485 | 27,360 | 27 | 320,000 |
Германия | 530 | 22,000 | 12,5 | 30,000 |
Великобрита-ния | 474 | 25,700 | 8,2 | 220,000 |
Голландия | 350 | 11,825 | 8,4 | 85,300 |
Швеция | 230 | 9,150 | 5,72 | 71,000 |
Бельгия | 170 | 3,500 | 3,6 | 28,000 |
Испания | 288 | 13,161 | - | 69,000 |
Италия | 436 | 21,390 | 2,8 | 49,660 |
Норвегия | 125 | 3,500 | 3 | - |
Португалия | 220 | 2,000 | - | - |
Венгрия | 170 | 2,500 | - | 35,000 |
Чехия | 79 | 260 | - | - |