Европейский Банк Реконструкции и Развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Существующую в наше время систему международных отношений невозможно представить без международных организаций. Они являются органической составной частью системы международных отношений и отражают те экономические, о социальные и политические изменения, которые происходят в международной сфере. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), созданный в 1991 году, по своим функциям и структуре является одним из наиболее современных международных финансовых институтов. При его создании использовался накопленный в международном праве опыт создания и деятельности международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов ЕБРР и его роли в международных экономических отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕБРР 5

1.1 История создания и основные принципы ЕБРР 5

1.2 Организационная структура ЕБРР 10

1.3 Формирование ресурсов ЕБРР 15

II. ЕБРР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19

2.1 Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР 19

2.2 Характеристика деятельности ЕБРР 27

2.3 Политика ЕБРР в отношении РФ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Приложение 1 39

Работа содержит 1 файл

Европейский Банк Реконструкции и Развития (МВКО).doc

— 276.50 Кб (Скачать)
align="justify">      ЕБРР  осуществляет операции во всех странах Центральной и Восточной Европы и СНГ и вкладывает средства в различные отрасли. Банк является крупнейшим инвестором в регионе и активно работает во всех странах операций через сеть своих представительств на местах, число которых превышает 30. Помимо выделения своих средств Банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Хотя его акционерами и являются представители госсектора, ЕБРР главным образом инвестирует частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки приватизации, структурной перестройки государственных компаний и совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует свои тесные связи с правительствами региона для продвижения политики, направленной на развитие условий для предпринимательской деятельности.

      Каждая инвестиционная операция ЕБРР должна13:

  • способствовать продвижению страны к полноценной рыночной экономике, т.е. воздействовать на процесс перехода;
  • принимать риски, тем самым, содействуя частным инвесторам, и при этом не вытесняя их;
  • обеспечивать применение здоровых банковских принципов.

      Посредством своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • структурным и отраслевым реформам;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства, реструктуризации естественных монополий;
  • укреплению финансовых организаций и правовой системы;
  • развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора;
  • применению принципов сильного корпоративного управления, включая внимание к природоохранным вопросам, в рамках практического применения Кодекса корпоративного управления.

      Таким образом, будучи крупнейшим инвестором в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, ЕБРР имеет широкую сеть из более чем 30 представительств на местах во всех своих странах операций. Они занимаются разработкой новых проектов и отслеживанием хода реализации уже действующих проектов. Большинство сотрудников ЕБРР - выходцы из частного сектора и наряду с опытом работы обладают глубоким знанием социально-экономических и политических условий в каждой из стран. ЕБРР применяет гибкий подход с учетом потребностей частных инвесторов. В своих решениях ЕБРР учитывает специфику каждого из финансируемых им проектов, для чего он создает целевые группы специалистов в областях проектного финансирования и решения отраслевых, правовых и природоохранных задач. Используя инновационные концепции, ЕБРР привлекает инвестиции в те компании и страны, которые без его помощи не имеют возможности получить необходимые им средства. ЕБРР стимулирует приток прямых иностранных инвестиций, выполняя роль катализатора в процессе привлечения дополнительных средств акционерного и ссудного капитала, а также средств финансирования торговых сделок. После получения ЕБРР всей требуемой информации срок подготовки кредита с начала его проработки до подписания кредитного договора занимает, как правило, от 3 до 4 месяцев. Продолжительность всего проектного цикла с начала разработки проекта и до его завершения может составлять от одного года применительно к проектам финансирования оборотных средств или торговых сделок и до 15 лет применительно к долгосрочным проектам в области инфраструктуры в государственном секторе. 

2.2 Характеристика деятельности ЕБРР 

      ЕБРР  оказывает содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых учреждений и правовых систем, а также развитию инфраструктуры, необходимой для  поддержки частного сектора. В государственный сектор выделяется не более 40% от общей суммы предоставляемых Банком кредитов и гарантий и осуществляемых инвестиций, приоритетные области - приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика, телекоммуникации, транспорт и экологическая инфрастуктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм. Банк оказывает также техническое содействие, которое финансируется за счет обычных основных ресурсов ЕБРР, ресурсов специальных фондов или за счет фондов сотрудничества.

      К числу наиболее важных структурных показателей деятельности ЕБРР относится портфельное соотношение - процентная доля средств, направленных в частный сектор экономики стран операций, в годовом объеме подписанных Банком соглашений по финансированию проектов14. Этот показатель отражает степень выполнения Банком уставных задач, связанных прежде всего с поддержкой развития частных предприятий и предпринимательства в странах с переходной экономикой. По заключенным в 2000 г. Банком соглашениям величина портфельного соотношения составила 80%.

      В отраслевом разрезе основная часть  операций Банка приходится на финансовый сектор, инфраструктурные проекты, энергетику и промышленность. Оказывается техническое  содействие развитию малого бизнеса, которое  финансируется как за счет основных ресурсов ЕБРР, так и ресурсов 14 специальных фондов: одиннадцати специальных инвестиционных фондов и трех спецфондов технического сотрудничества (Специальный инвестиционный фонд для малых предприятий России, Балтийский специальный фонд технического содействия, Специальный фонд для Балканского региона и др.). Важное место в деятельности ЕБРР занимают вопросы охраны окружающей среды, обеспечения ядерной безопасности и др.

      Деятельность  ЕБРР не ограничивается финансированием. В изданиях ЕБРР постоянно подчеркивается участие Банка в проведении правовых реформ в государствах-участниках. В России роль Банка как инициатора ряда правовых реформ и советника при осуществлении правотворческой и законодательной деятельности проявилась особенно ярко. К примеру, в издаваемом ЕБРР ежегоднике «Право на этапе перехода» указано, что в последние годы ЕБРР совместно с ФКЦБ работал над «проектом усовершенствования российского законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг». В своей правотворческой деятельности Банк сотрудничает с иными международными организациями - в первую очередь с МБРР, региональными международными финансовыми организациями, а также с ЮНСИТРАЛ.

      В своей деятельности ЕБРР натолкнулся  на сохраняющуюся сдержанность международных  инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики15.

      При принятии решений ЕБРР руководствуется  политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие  государства испытывают трудности  в политической, организационной  и экономической областях, обусловленные  социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

        ЕБРР классифицирует страны операций по степени их перехода к рыночной экономике: начальный/промежуточный этап – государства СНГ, Албания, БиГ, Болгария, Македония, Монголия, Румыния, Сербия, Черногория; продвинутый этап – Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония. Проекты в России выделяются в самостоятельную категорию. Географическая структура операций Банка в 2007 г. (рис.1) выглядела следующим образом16: Россия – 41%, Западные государства СНГ и Кавказ – 20%, Юго-Восточная Европа – 18%, Центральная Азия – 11%, Центральная Европа и государства Балтии – 10%. В 2006 г. статус страны операций ЕБРР получила Монголия.

Географическая  структура операций ЕБРР в 2007 г. 

            С 1991 г. по 2007 г. совокупная стоимость проектов ЕБРР в странах операций с учетом софинансирования достигла 116,9 млрд.евро (в 2007 г. – 13,8 млрд.), в т.ч. ассигнования из собственных средств Банка составили 36,9 млрд.евро (в 2007 г. – 5,6 млрд.). Чистая прибыль ЕБРР в 2007 г. – 1,1 млрд.евро (в 2006 г. – 2,4 млрд.евро). Основным фактором, способствующим ее снижению, стало существенное падение котировок акций на фондовых рынках. В 2007 г. в странах операций реализовывалось 353 проекта (в 2006 г. – 301). В 2007 г. Банк продолжал активную деятельность в России – объем операций составил 2,3 млрд.евро (41% общего объема), в результате чего их совокупный объем достиг более 10,5 млрд.евро. Более 86% вложений ЕБРР приходится на частный сектор российской экономики. В 2004 Банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд. евро, из них 1,24 млрд. евро получила Россия. Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро. В 2004 прибыль банка составила 297,7 млн. евро. Собственный капитала Банка в 2008 г. составлял 20 млрд. евро17.

      В ходе ежегодного собрания Совета управляющих  ЕБРР в мае 2006 г. в Лондоне была утверждена стратегия Банка, конкретизирующая основные направления его деятельности. В ней официально зафиксирован разворот ЕБРР на «Восток и Юг», суть которого в постепенном сворачивании операций в ставших членами ЕС восьми странах Восточной Европы при одновременной активизации деятельности в России, на Кавказе, Средней Азии и Балканах.

      Ежегодное собрание Совета управляющих ЕБРР 18-19 мая 2008 г. в Киеве проходило в условиях сохранения разногласий между крупнейшими акционерами по вопросу о дивидендной политике, объемах и географии операций в преддверии предстоящего в 2010 г. пересмотра мандата ЕБРР. Второй год подряд Совет управляющих отказался поддержать предложения ряда акционеров, включая Россию, по распределению прибыли и постановил перевести ее в резервы, а также специальные фонды. Мотивировка – ожидающие Банк «турбулентные» времена, снижение объема прибылей, нежелание увеличивать уставной капитал.

      В числе главных приоритетов нового руководства Банка на ближайшую  перспективу в общем плане  были обозначены обеспечение единства стран-акционеров по ключевым вопросам стратегии, консолидация позиций в  контексте финансового кризиса, сохранение российского направления в деятельности в качестве стратегического, большая сфокусированность на климатической, природоохранной, продовольственной повестке дня, вопросах энергоэффективности и др.

      Таким образом, ЕБРР в целом функционирует как комплексный международный институт, который совмещает функции, присущие международной организации, а также инвестиционному и коммерческому банку, и содействует развитию государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также прибалтийских государств. При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В числе главных приоритетов нового руководства Банка на ближайшую перспективу в общем плане были обозначены обеспечение единства стран-акционеров по ключевым вопросам стратегии, консолидация позиций в контексте финансового кризиса, сохранение российского направления в деятельности в качестве стратегического, большая сфокусированность на климатической, природоохранной, продовольственной повестке дня, вопросах энергоэффективности и др. 

2.3 Политика  ЕБРР в отношении РФ 

      При создании ЕБРР США выступали против участия СССР в этой организации, выдвигая в качестве условия для членства в ней наличие многопартийной системы и большого частного сектора в экономике. СССР оговорил свое участие ограничением на получение кредитов ЕБРР (в размере оплаченной СССР доли в уставном фонде ЕБРР) в течение 3 лет с момента создания этого банка. Россия имеет 6% акций ЕБРР.

      С момента основания Банка сначала  Советский Союз, а затем Российская Федерация – объекты его постоянного внимания, место осуществления крупнейших и важнейших проектов ЕБРР. В 2000 г. Банк направил в Россию в форме кредитов, гарантий и инвестиций более 20% всего финансирования, осуществленного за указанный год.

      Характер  и приоритеты деятельности ЕБРР в  России полностью соответствуют  общим характеристикам деятельности Банка. Банк расширяет объем инвестиций в корпоративном секторе экономики, стремится к систематическому реформированию и к снижению уровня политизированности в финансовом секторе, укрепляет сеть поддержки средних и малых предприятий, является активным инвестором в сферах связи и транспорта, стремится к усилению деятельности в регионах Российской Федерации (из которых приоритетными в настоящее время являются Вологда, Новгород, Пермь, Самара и Санкт-Петербург). К концу 2000 г. количество проектов, осуществлявшихся и осуществляемых Банком в России, достигло 94, а общая сумма средств, выделенных ЕБРР под эти проекты, – 3,3 млрд. евро. Кроме того, Россия является крупнейшим получателем технической помощи, предоставляемой через управляющиеся Банком фонды. К июню 2000г. Банк осуществил (либо продолжал осуществлять) 441 проект технического сотрудничества, суммарный бюджет которых, сложенный из взносов стран-доноров, составил 216 млн. евро18. Представительство ЕБРР в России находится в Москве, работает региональный офис в Санкт-Петербурге, есть также региональные представители в Екатеринбурге и Владивостоке. Деятельность ЕБРР в России осуществляется в формах, установленных для участия ЕБРР в финансировании программ и проектов. К таким формам относятся: предоставление кредитов, предоставление гарантий, участие в уставном капитале хозяйственных обществ.

Информация о работе Европейский Банк Реконструкции и Развития