Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:05, курсовая работа
Существующую в наше время систему международных отношений невозможно представить без международных организаций. Они являются органической составной частью системы международных отношений и отражают те экономические, о социальные и политические изменения, которые происходят в международной сфере. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), созданный в 1991 году, по своим функциям и структуре является одним из наиболее современных международных финансовых институтов. При его создании использовался накопленный в международном праве опыт создания и деятельности международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов ЕБРР и его роли в международных экономических отношениях.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕБРР 5
1.1 История создания и основные принципы ЕБРР 5
1.2 Организационная структура ЕБРР 10
1.3 Формирование ресурсов ЕБРР 15
II. ЕБРР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
2.1 Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР 19
2.2 Характеристика деятельности ЕБРР 27
2.3 Политика ЕБРР в отношении РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение 1 39
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕБРР 5
1.1 История создания и основные принципы ЕБРР 5
1.2 Организационная структура ЕБРР 10
1.3 Формирование ресурсов ЕБРР 15
II. ЕБРР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
2.1 Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР 19
2.2 Характеристика деятельности ЕБРР 27
2.3 Политика ЕБРР в отношении РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение
1 39
ВВЕДЕНИЕ
Существующую в наше время систему международных отношений невозможно представить без международных организаций. Они являются органической составной частью системы международных отношений и отражают те экономические, о социальные и политические изменения, которые происходят в международной сфере. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), созданный в 1991 году, по своим функциям и структуре является одним из наиболее современных международных финансовых институтов. При его создании использовался накопленный в международном праве опыт создания и деятельности международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов ЕБРР и его роли в международных экономических отношениях.
Как
подчеркивается в изданиях ЕБРР, Банк
был создан в ответ на основные
изменения в политическом и экономическом
климате в Центральной и
Анализ истории и задач Банка, формирование его ресурсов и организационная структура рассматриваются в главе I.
Деятельность
ЕБРР не ограничивается финансированием.
В изданиях ЕБРР постоянно подчеркивается
участие Банка в проведении правовых
реформ в государствах-участниках,
в охране окружающей среды, в обеспечении
ядерной безопасности и т.п. Россия выделяется
Банком в особую категорию. Подробнее
роль ЕБРР в мировой экономике рассматривается
в главе II.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О ЕБРР
1.1 История создания
и основные принципы ЕБРР
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) возник в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике. ЕБРР создан по инициативе бывшего президента Франции Франсуа Миттерана, который на заседании Европейского парламента, состоявшемся 25 октября 1989 года, заявил: "Я уверен, все согласятся с тем, что самым важным для Европы, а возможно и для всего мира, со времен Второй мировой войны является то, что происходит в Восточной Европе… Чего может достичь Европа? Гораздо большего! Почему бы не создать Европейский банк?".
Соглашение об учреждении банка было подписано в Париже 29 мая 1990 года и вступило в силу 28 марта 1991 года. Инаугурация ЕБРР и первое заседание Совета управляющих банка, в котором приняли участие представители 41 страны-участницы, состоялись в Лондоне с 15 по 17 апреля 1991 года. На этом заседании были избраны Президент и директора ЕБРР, принято постановление, разрешающее банку начать свою деятельность, а также утверждены Правила внутреннего распорядка и Правила процедуры Совета управляющих, вступившие в силу 15 апреля 1991 года. Соглашение о штаб-квартире между правительством Соединенного Королевства и ЕБРР было подписано также 15 апреля 1991 года и вступило в силу с момента его подписания. Официально банк начал осуществлять свои операции с этой же даты, а в июне уже был одобрен первый проект.
Среди наиболее важных дат в деятельности ЕБРР отмечаются следующие1. В ноябре 1991 года было подписано соглашение о создании представительства ЕБРР в Варшаве и одобрено членство в ЕБРР Эстонии, Латвии и Литвы. В декабре 1992 года членами банка становятся 12 новых независимых государств бывшего Советского Союза и Словения, а в январе 1993 года – Чехия и Словакия. В марте 1993 года ЕБРР принимает предложение стран "большой семерки" по администрированию многосторонней Программы ядерной безопасности, призванной повысить безопасность на атомных электростанциях региона, а в июле того же года при поддержке ЕБРР создается Российский фонд малого бизнеса. В июне 1996 года Босния и Герцеговина становится шестидесятым членом и 28-й страной операций ЕБРР, а в декабре банк инициирует первый проект в Таджикистане и начинает свою деятельность Фонд помощи Чернобылю, в котором ЕБРР выступает в роли администратора. В ноябре 1998 года ЕБРР открывает местное представительство в Ереване, тем самым полностью охватывая страны своей деятельности сетью представительств банка. В сентябре 1999 года ЕБРР начинает осуществлять план действий в Юго-Восточной Европе для стимулирования инвестиций и содействия экономическому восстановлению региона. В октябре 2000 года Монголия становится членом ЕБРР. В январе 2001 года Федеральная Республика Югославия становится 27-й страной деятельности ЕБРР, а в марте открывается представительство банка в Белграде.
Президентами ЕБРР были Жак Аттали (апрель 1991 – июнь 1993), Жак де Ларозьер (сентябрь 1993 – январь 1998), Хорст Келлер (сентябрь 1998 – апрель 2000), Жан Лемьер (июль 2000 – июль 2008). С июля 2008 года и до настоящего времени Президентом ЕБРР является Томас Миров.
Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.
Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции2:
В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении поступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды). Деятельность ЕБРР координируется с работой других крупнейших международных финансовых институтов, прежде всего Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Таким
образом, Европейский Банк Реконструкции
и Развития - это международная
организация, созданная на основе Соглашения
от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40
стран -
все европейские страны (кроме Албании),
США, Канада, Мексика, Марокко, Египет,
Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия,
Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский
инвестиционный банк (ЕИБ). Его членами
могут быть, помимо европейских стран,
все члены МВФ, приверженные принципам
многопартийной демократии, плюрализма
и рыночной экономики. ЕБРР был создан
для поддержки бывших социалистических
стран, вставших на путь рыночных преобразований
и интеграции в мировую экономику. Поэтому
основной задачей банка является содействие
государствам Центральной и Восточной
Европы, России и Центральной Азии в переходе
от плановой экономики к рыночной, в развитии
частного предпринимательства, в осуществлении
институциональных и отраслевых экономических
реформ, включая демонополизацию, децентрализацию,
разгосударствление и приватизацию и
интеграцию этих стран в мировое экономическое
сообщество.
1.2 Организационная
структура ЕБРР
Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих3 - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. Исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов:
Информация о работе Европейский Банк Реконструкции и Развития