Европейский Банк Реконструкции и Развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Существующую в наше время систему международных отношений невозможно представить без международных организаций. Они являются органической составной частью системы международных отношений и отражают те экономические, о социальные и политические изменения, которые происходят в международной сфере. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), созданный в 1991 году, по своим функциям и структуре является одним из наиболее современных международных финансовых институтов. При его создании использовался накопленный в международном праве опыт создания и деятельности международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов ЕБРР и его роли в международных экономических отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕБРР 5

1.1 История создания и основные принципы ЕБРР 5

1.2 Организационная структура ЕБРР 10

1.3 Формирование ресурсов ЕБРР 15

II. ЕБРР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19

2.1 Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР 19

2.2 Характеристика деятельности ЕБРР 27

2.3 Политика ЕБРР в отношении РФ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Приложение 1 39

Работа содержит 1 файл

Европейский Банк Реконструкции и Развития (МВКО).doc

— 276.50 Кб (Скачать)
  • прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;
  • избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;
  • увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;
  • предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
  • утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;
  • внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

      Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР Совет управляющих может при необходимости делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета директоров. Заседание Совета управляющих созывается Советом директоров по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее 2/3 общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Вес члена Совета при голосовании пропорционален долевому участию его страны в основном капитале банка. Совет управляющих может своим распоряжением установить процедуру, согласно которой Совет директоров может, если сочтет это целесообразным, провести голосование путем опроса управляющих по какому-либо конкретному вопросу без созыва заседания Совета управляющих.

      Для руководства повседневной деятельностью  ЕБРР Совет управляющих избирает Совет исполнительных директоров. Совет директоров4 - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе:

  • подготовка работы Совета управляющих;
  • в рамках указаний Совета управляющих определение политики и принятие решений в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР;
  • предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании;
  • утверждение бюджета ЕБРР.

      Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран - членов ЕС и ЕИБ; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании). Структура акционерного капитала Банка определена таким образом, что страны «семерки» либо страны-члены ЕС обладают большинством акций Банка и соответственно могут влиять на принятие любых решений.

      Президент является законным представителем Банка  и управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров5. Он не принимает участия в голосованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров. Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент возглавляет персонал Банка. Он несет ответственность за организацию работы, назначение или увольнение должностных лиц и сотрудников в соответствии с правилами, установленными Советом директоров. При назначении должностных лиц и сотрудников он, учитывая первостепенную важность эффективности и технической компетентности, уделяет должное внимание найму на работу из членов Банка на широкой географической основе.

      По  рекомендации президента Совет директоров назначает одного или более вице-президентов. Вице-президент выполняет свои обязанности в течение такого срока, располагает такими полномочиями и выполняет такие функции по управлению Банком, которые могут быть определены Советом директоров. В отсутствие президента или в случае его неспособности выполнять свои полномочия вице-президент располагает полномочиями и выполняет функции президента. Вице-президент может участвовать в заседаниях Совета директоров без права голоса, за исключением случаев, когда, заменяя президента, он имеет право решающего голоса.

      Операционный  комитет принимает решения о  финансировании проектов и техническом  сотрудничестве, отбирает проекты для  рассмотрения Советом директоров и  обеспечивает интеграцию всех ключевых аспектов операций банка. В комитет входят сотрудники верхних эшелонов управления, ответственные за важнейшие операции, а возглавляет его первый вице-президент.

      Исполнительный  комитет занимается ключевыми аспектами  укрепления стратегической, эксплуатационной и финансовой деятельности Банка6. От него исходят различные инициативы и решения о том, какие из важнейших документов представлять на рассмотрение Совета директоров. Возглавляет комитет президент, а в состав его входят высокопоставленные сотрудники банка, в том числе генеральный секретарь. На Исполнительный комитет возлагается также принятие решений в случаях, когда члены Операционного комитета не могут прийти к консенсусу по поводу какого-либо проекта.

      Инвестиционное  управление ЕБРР занимается финансированием  операций банка на международных рынках капитала; управлением ликвидными активами, находящимися в банке для выплаты средств по кредитам, а также управлением всеми активами и пассивами ЕБРР. Инвестиционное управление отвечает за наличие у ЕБРР постоянных и устойчивых источников доходов.

      Персонал  банка отвечает за подготовку операционных документов по отраслевым и национальным стратегиям банка. В 1999 году отдел операций банка претерпел реструктуризацию и теперь делится на группы по территориальному признаку (Россия и Центральная Азия, Центральная Европа, Юго-Восточная Европа и Кавказ) и по трем секторам экономики (инфраструктура, финансовые институты, промышленность и торговля). Отдельные подразделения отвечают за подготовку и финансирование проектов в соответствующих сферах и за развитие финансовых инструментов.

      Таким образом, осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность. Большинство своих полномочий Совет управляющих делегирует Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Совет управляющих выбирает президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров. Также существуют специальные комитеты, которые занимаются ключевыми аспектами укрепления стратегической, эксплуатационной и финансовой деятельности Банка. 

1.3 Формирование ресурсов ЕБРР 

      Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные на выплату кредитов или  гарантий Банка, доходы, извлекаемые  из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов его специальных фондов7. Первоначально разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд ЭКЮ делился на 1 млн акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежавшие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляла 3 млрд ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций - неоплаченные и могли быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежали.

      В апреле 1997 г. вступило в силу решение  об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд ЭКЮ. Из 10 млрд ЭКЮ, на которые был увеличен разрешенный к выпуску акционерный  капитал, 2,25 млрд ЭКЮ (или 22,5% разрешенного к выпуску дополнительного акционерного капитала) подлежат оплате в первоочередном порядке восемью равными годовыми взносами, а 7,75 млрд ЭКЮ (или 77,5% дополнительного акционерного капитала) - подлежат оплате по требованию. С 1999 г. ЭКЮ заменен на евро. Пропорции распределения участия в капитале ЕБРР между его акционерами существенных изменений не претерпели.

      Страны-члены ЕС и ЕИБ имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Квота Российской Федерации в уставном капитале ЕБРР составляет 4% (на долю СССР приходилось 6%). По договоренности с соответствующими странами Директорат Российской Федерации с октября 1992 г. представляет в ЕБРР интересы Республики Беларусь (квота в капитале 0,2%), а с апреля 1993 г. также и Таджикистана (квота 0,1%).

      Каждый  член ЕБРР подписывается на акции  акционерного капитала Банка при условии выполнения требований своего законодательства. Всякая подписка на первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал осуществляется на оплачиваемые и подлежащие оплате по требованию акции в соотношении три к семи. Каждый член должен первоначально подписаться не менее чем на сто акций.

      Совет управляющих пересматривает акционерный  капитал Банка не реже одного раза в пять лет. В случае увеличения размера  разрешенного к выпуску акционерного капитала, каждый член получает возможность произвести подписку на единообразных условиях, устанавливаемых Советом управляющих, на определенную пропорциональную долю от увеличения акционерного капитала, эквивалентной пропорциональной доле акций, на которые осуществлена подписка, по отношению к общему размеру акционерного капитала Банка, на который произведена подписка, непосредственно перед указанным увеличением.

      Совокупные  кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы  включают8:

  • разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию;
  • привлеченные заемные средства;
  • средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;
  • прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества.

      Из  обычных ресурсов ЕБРР предоставляет  кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

      Фонды технического и инвестиционного сотрудничества включают средства, направленные в соответствующий фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества. Все взносы в такие фонды вносятся донорами на добровольной основе.

      Фонды технического сотрудничества представлены специальными фондами (Балтийский специальный  фонд технического содействия, Специальный  фонд технического сотрудничества для  мелких предприятий России, Специальный  фонд технического сотрудничества ЕБРР), фондами отдельных проектов и фондами отдельных стран-доноров. Цель этих фондов - оказание технического содействия в подготовке и реализации проектов, оказание консультационных услуг и подготовка кадров.

Информация о работе Европейский Банк Реконструкции и Развития