Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене.
Задачи, которые ставятся в данной работе, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.
Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов.
Введение.
Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене.
Задачи, которые ставятся в данной работе, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.
Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов.
Данная тема представляет особый интерес, поскольку древние говорили: «без прошлого, нет будущего», а Византия, как известно, являлась законодательницей многих дипломатических приемов, которые используются по сегодняшний день: начиная от статуса неприкосновенности посла и заканчивая разработкой дипломатического этикета.
В первой главе была рассмотрена дипломатия Византии с момента возникновения государства (395 г.) до 560 гг. - период наивысшего могущества.
Во второй главе рассматривается период ослабления могущества империи, утрата значительной части территории, что в конце концов приводит исследуемые государства к временному распаду в 1204 г. (4 крестовый поход 1199 - 1204 гг. был организован Папой Иннокентием III). В результате этого на Малоазийской территории Византии образовались Никейская и Латинская империи, Трапезундское царство, Ахайское княжество, Морейская деспотия, Фессалонийское королевство, Эпирское царство. Дипломатия данных государственных образований не была рассмотрена, поскольку они не являлись наследниками Византии, а лишь образовались на ее территории.
В третьей
главе рассматривается период с
1261 года по 1453 гг. Восстановление Византийской
империи никейским императором Михаилом
Палеологом (1261 - 1282 гг. как император Византии),
что не привело к возрождению былого могущества
Византии, вплоть до захвата Мехметом
II Константинополя в 1453 году. Вслед за
этим турки завоевали остальные греческие
территории. Таким образом, Византия прекратила
свое существование, а ее земли вошли в
состав Турецкого государства.
ГЛАВА 1. Дипломатия Византии в IV- 1-ой половине VI веках.
Одной из основных причин окончательного разделения Римской империи на Западную и Восточную была проблема готов в 60-70 г.г. IV в. Валент (император восточной части империи в 364-378 г.г.) в 366-369 г.г. вел войну с готами, закончившуюся победой Империи и заключением выгодного для нее мира. Однако обстановка на Дунае резко обострилась в середине 380 годов. Теснимая гуннами и аланами, основная масса вестготов, жившая к северу от Дуная, попросила у императора Валента разрешение на поселение в границах империи, обещая взамен служить римским интересам в качестве вспомогательных войск. Такое разрешение было дано в 376 г., и они поселились во Фракии. Однако, притеснения римских чиновников, искусственно вызванные трудности с доставкой продовольствия (готы не занимались земледелием и были вынуждены покупать продовольствие у местных жителей) вызвали общее восстание вестготов против римской власти. Восстание было поддержано беглыми рабами, рабочими с рудников и беднейшим населением. Небольшие римские отряды, посланные против восставших, были разбиты. Готское восстание ширилось и приобретало грозный характер. Опасность оказалась столь велика, что император Валент был вынужден снять несколько легионов с восточного фронта, прибыл из Антиохи в Константинополь и лично возглавил армию, выступившую против готов. На помощь Валенту двигалась из Италии армия западного соправителя Грациана. Около Адрионополя, в кровопролитной битве, римская армия была полностью разбита, а сам Валент погиб (378 г.). Гибель императора и его армии поставило восточную половину Империи в очень тяжелое положение. Вестготы безнаказанно опустошали провинции Балканского полуострова.
Опасаясь за судьбу западной половины империи, император Грациан отвел свои войска на запад, а для борьбы с грозными готами назначил августом Востока и своим соправителем одного из лучших полководцев империи Феодосия (379 г.). Новым императором были приняты энергичные меры по укреплению римской армии, был объявлен большой рекрутский набор, в армию призывались все боеспособные мужчины, кроме рабов, слуг и поваров. Вместе с тем, Феодосий начал политику заигрывания с готской знатью, соблазняя их заманчивой перспективой влиться в ряды господствующего класса империи. Вскоре была собрана достаточно боеспособная армия. Благодаря этому, а так же щедрым обещаниям готской знати, Феодосию удалось привести вестготов к повиновению и заключить сними мирный договор (382 г.): готы были признаны федератами Империи, они были размещены сначала в Мезии и Фракии, а затем в Иллирике. Им выплачивалось жалование из имперской казны, они получали продовольствие и снаряжение из государственных складов, освобождались от налогов, могли исповедовать свою религию (готы были ариане), подчинялись не имперским чиновникам, а своим племенным вождям. Взамен они должны были выставлять вооруженные дружины по приказу императора. Сложное внешнее и внутреннее положение государства заставило правительство Феодосия принять ряд мер по укреплению Империи: был объявлен строгий розыск беглых холопов и рабов, они возвращались землевладельцам, которые приступали к возделыванию пустующих земель. В интересах сенаторского сословия была учреждена должность защитника сенаторов, который следил за охраной привилегий этого сословия.
В IV-VI веках главным соседом и соперником Византии являлась мощная держава Сасанидов, во главе которой в иные времена оказывались такие видные государственные деятели, как шахи Шапур II, Кавад, Хосров I, Ануширван. Яблоком раздора, приводившим к длительным изнурительным войнам меду двумя государствами, служили Армения, Лазика, Месопотамия. Обе державы к тому же имели под своим контролем соседствующих с ними арабов и стремились включить в сферу своего влияния области Красного моря и Абессинию. И все же не только военные конфликты, какими бы глубокими и длительными они ни были, определяли отношения между Византией и Ираном. Два государства часто пребывали в добрососедских отношениях, что находило свое выражение в давно сложившихся дипломатических связях с тщательно разработанным этикетом. Со стороны персов важную роль в византийско-иранских отношениях в VI веке, особенно во второй его половине, играл Йазд-Гушнапс из рода Зикхов. Особым вниманием Юстиниана и его супруги пользовался другой вельможа из Персии - Заверган. Оставив в стороне изощренные закулисные интриги, столь характерные при дворах древних держав, отметим, что близость послов к венценосным особам, с которыми они вели переговоры, не могла не сказаться на многих сторонах взаимоотношений Византии и Ирана, а также на вкусах и моде в обоих государствах. Существенное значение в усилении взаимных влияний Византии и Иран имела практика усыновления главой одной из держав наследника государя другой. В 408 г. иранский шах Иездигерд I (399-421 г.г.) усыновил по просьбе умирающего императора Аркадия его малолетнего сына – императора Феодосия II. В воспитатели Феодосию был дан перс Антих. Именно потому, что существовала подобная практика, умирающий шах Кавад обратился в 531 г. с просьбой к императору Юстиниану I (518-527) усыновить его младшего сына Хосрова, которому он мечтал оставить шахский престол. Юстиниан внял просьбе Кавада, однако согласился совершить полагающийся при этом обряд не с оформлением грамот, а с вручением оружия и доспехов, как было принято в общении с варварами. И старик-шах, и юный Хосров почувствовали себя смертельно оскорбленными, что отнюдь не способствовало добрососедским отношениям Византии и Ирана. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз, был усыновлен в конце VI в. императором Маврикием. Тогда судьба Византии и Ирана переплеталась особенно тесно, а Хосров был даже женат на христианке Ширин. Одной из жен Хосрова II была, вероятно, и дочь Маврикия Мария.
Практика усыновления главой одной державы наследника престола другой основывалась на теории братских отношений между двумя государствами. Эти отношения были впервые установлены официально в 283 г. между Ираном и Римом, наследницей которого являлась Византия. Братом Юстиниана называл посол Руфин шаха Кавада. В свою очередь, шах Хосров I Ануширван, согласно сообщению Менандра Протиктора, обращался к византийскому басилевсу как к брату. Итак, отражая реально соотношение сил двух могучих держав, принцип равенства утвердился в практике их дипломатических связей и вошел в политическую идеологию обоих государств.
Большой популярностью пользовались в Иране византийские врачи, которые выступали не только в роли лекарей, но нередко в роли посредников при ведении переговоров с византийцами. Однажды одним из условий заключения очередного договора Хасров I поставил присылку к нему врача по имени Трибун. Этот врач пользовался большой благосклонностью шаха отличавшегося от природы слабым здоровьем. Как-то, после того как Трибун избавил его от болезни, Хосров стал предлагать врачу любые дары, а тот, отказавшись от сокровищ, попросил отпустить пленных византийцев, что шах и исполнил. Заступником за византийцев перед шахом выступил и врач Стефан.
Особенно глубокое влияние на культуру и идеологию персов (в частности на их религию) оказало распространение в Иране христианства. Первоначально христиане, как адепты религии соперничающей с Ираном державы жестоко преследовались. Шах Фируз (459-484 г.г), выбирая, видимо, из двух зол меньшее, решил пойти на мудрый, с его точки зрения, шаг: воспользовавшись дипломатическими спорами между христианами, он поддержал гонимых в Византии несториан. С тех пор несторианство стало господствующим течением среди христиан Ирана и Средней Азии. Хосров I, хотя и являлся горячим приверженцем зороастризма, испытывал известное почтение к христианскому культу. При нем христиански епископы получили возможность обращаться непосредственно к самому шаху. Влияние христианских священнослужителей, преодолевавших огромные расстояния и трудности в общении с иноверцами, стало особенно заметным в VI в. Именно тогда христианские епископы выступали посредниками на переговорах между Ираном и Византией, зачастую оказывались главными представителями Византии при встречах с шахом, являясь горячими заступниками плененного шахом населения византийских городов. О большой терпимости Хосрова к христианству свидетельствует то обстоятельство, что ставшую одной из жен великого шаха плененную им византийку-христианку не заставили отречься от своей веры.
При самом Сасанидском дворе увлечение христианством достигло такой степени, что здесь стали устраиваться (наподобие состязаний афинских риторов) публичные споры о религиях. Отношение к христианству в различных слоях населения Ирана было различным. Для самих шахов их политика по отношению к христианству определялась характером взаимоотношений с Византией, использовалась нередко как ставка в дипломатической игре. Показательно, что Хосров II когда нуждался в помощи сильного соседа, всячески покровительствовал христианам и даже издал указ, запрещавший гонения на христиан. Когда же необходимость в союзе с Византией для него отпала, он стал проявлять меньше терпимости к христианам и даже преследовать их. Однако, очевиден тот факт, что христианство пустило в Иране достаточно глубокие корни, и хотя оно не могло стать господствующим вероисповеданием, историческая роль его была велика. Способствуя упадку зороастризма, христианство как монотеистическая религия проложило в Иране путь для другой монотеистической религии - ислама.
Внешними
выражениями зависимости
В середине V и. взаимоотношения между Лазским царством и Византией значительно обострились. Царь Лазики пытался покончить с зависимостью от империи. На подобный шаг его толкнули те серьезные трудности, которые испытывала в то время Византия. Еще в начале V в. Византия подверглась нашествию вандалов, а в 441-442 г.г. и в 447-452 г.г. в Восточноримскую империю вторглись гунны под предводительством Атиллы. Византия вынуждена была купить мир дорогой ценой. Неудачное выступление Губаза против Византии и поражение его политики повлекли за собой заметное ослабление Лазского царства, выразившееся в потере Сванетии (период между 459 г. и 474 г.). Примерно с этого же времени постоянно слабеет и вассальная зависимость Абазгии от Лазского царства. Процесс этот завершится к началу VI в. полным обособлением Абазгии, подчинившейся непосредственно Византии. Политически ослабленное Эгрисское царство претерпевало и определенный экономический кризис. В дальнейшем Лазское царство все больше слабеет и его зависимость от Византии приобретает все более реальный характер. Однако правящие круги Эгриси не отказываются от попыток сбросить Византийское иго, пытаясь всякий раз использовать поддержку сасанидского Ирана. В начале VI в. царь лазов Дамназ становится подданным персидского царя Кавада, а его сын Цатий даже отказался от христианства, чтобы получить после смерти отца престол. Однако, вскоре политическая ситуация меняется, Цатий вновь связывается с византийским императором, является в Константинополь и, заново крестившись, получает от Юстина I (518-527 г.г.) царскую власть. Позже, когда Юстиниан I ввел в лазские крепости войска и лишил, фактически, царя Лазики всех прав, Губаз II, пытаясь освободиться от тяжелого ига, вступает в переговоры с персидским царем и открывает путь его войскам. Лишь после того, как многолетний спор за Западную Грузию между Византией и Персией был решен в пользу первой, правители Лазики вынуждены были смириться со своей вассальной зависимостью от Византийской империи.