Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:39, доклад
Исследователи дипломатии сходятся но мнении, что именно итальянская модель дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении згой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой папской революцией начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского сув
стигнув, таким образом, сосредоточения рычагов управления
в области политического, экономического, социального и
культурного направлений ио внешних связях (по примеру
британского Форин офис). Фарнезина вследствие этих преоб-
разований должна стать своего рода ォкатализатором бизнеса*.
Предлагается также провести дальнейшее сокращение
числа посольств и консульств, сконцентрировать дипломати-
ческую деятельность в тех странах, отношения с которыми
сулят наибольшую выгоду, не тратить чрезмерные средства на
содержание многочисленного персонала за границей, а актив-
нее прибегать к найму специалистов на местах, Кроме тою, в
рекомендациях содержалось предложение ввести систему мо-
ниторинга над расходами, четче определить задачи внешней__
политики, установить возможные пределы разрыва между по-
ставленными целями и достигнутыми результатами.
Сам Берлускони заявил, что задача дипломатии прежде
всего заключается в продвижении бизнеса, поэтому все ита-
льянские посольства должны быть ォна передовой линии по
экономическому присутствию в других странахサ. Поэтому он
предложил, по примеру США, направлять послами в наиболее
важные для Италии страны не карьерных дипломатов, а пред-
ставителей делового мира и бизнесменов.
В полемику с Берлускони вступил самый влиятельный
среди дипломатов профсоюз. С одной стороны, руководители
профсоюза положительно отнеслись к идее сосредоточить в
Фарнезинс основные полномочия в области внешних сноше-
ний, которые сейчас распылены между различными государ-
ственными институтами. С другой стороны, они заявили, что
отказ от наличия посольств и консульств в малых странах
приведет к негативным последствиям. В частности, Италия,
претендующая на место постоянного члена Совета Безопас-
ности ООН, лишится голосов этих стран,
Возражения раздавались и по поводу найма на местах
большого количества контрактников, ибо это ォзаставит посту-
питься национальными интересамиサ. Вспомнили также и о
том, что американская система послов-бизнесменов в самих
Соединенных Штатах в настоящее время подвергается серьез-
ной критике.
Трудно сказать, насколько далеко может зайти дальнейшее
реформирование Фарпезины, учитывая, что это одно из
самых мощных и влиятельных ведомств Италии.
Современная структура МИД Италии
С учетом произведенных в 2000 г. изменений внешнеполи-
тическая служба Итальянской Республики выглядит следую-
щим образом.
Во главе Министерства иностранных дел стоит министр
иностранных дел, Министр иностранных дел принадлежит к
той партийной коалиции, которая, одержав победу на очеред-
ных парламентских выборах, формирует правительство, В то
же время аппарат министерства не зависит от смены прави-
тельств, а его сотрудники не афишируют свои политические
пристрастия.
Во главе всей администрации министерства стоит гене-
ральный секретарь. Он непосредственно сотрудничает с ми-
нистром в осуществлении деятельности министерства. Генеральный секретарь при частой смене правительств обеспечивает координацию и преемственность политики, хотя в настоящее время он уже не настолько всесилен, как это было раньше.
Сам министр опирается в своей деятельности на кабинет
министра. Этот кабинет помогает министру осуществлять возложенные на пего функции, занимается конфиденциальными
вопросами, осуществляет связь с президентом республики и с
Советом министров. Сотрудники кабинета поддерживают
контакт
с парламентом и с
мимо этого они ведут всю переписку министра и следят за
движением документов,
У министра есть также личный секретариат,
Заместители министра (sottosegtetari di staid] отвечают за
конкретные направления деятельности министерства: кадры,
ЕС, эмиграция и т.д. В свою очередь каждый заместитель ми-
нистра имеет свой личный секретариат.
Координационный совет, Совет по анализу и планирова-
нию и Совет по кризисным ситуациям осуществляют научное
обеспечение и согласование внешнеполитического курса,
В современной структуре министерства значительная часть
главных управлений носит функциональный характер, причем
их число постоянно возрастает. Их значимость подтверждает-
ся наличием внутри этих управлений большего числа отделов
ПО сравнению с территориальными,
Так, главные управления по европейской интеграции, по
многостороннему политическому сотрудничеству и правам че-
ловека, по многостороннему финансовому и экономическому
сотрудничеству, по культурному развитию и сотрудничеству,
по делам итальянцев за границей и миграционной политике
включают в себя по 6 отделов, а главное управление по со-
трудничеству во имя развития — целых 12 отделов.
Территориальные главные управления (стран Европы,
Америки, Средиземноморья и Ближнего Востока, Африкан-
ских государств к югу от Сахары, и Азии, Океании, Тихого
Океана и Антарктиды) состоят из четырех отделов каждый.
Чрезвычайно важное место занимает Главное управление
дипломатического протокола республики. Глава протокольной
службы, как правило, имеет ранг посла. В его компетенцию
входит обеспечение протокольной стороны официальных це-
ремоний, в которых принимают участие главы иностранных
государств, иностранные министры и послы, Он представляет
послов
и полномочных министров
обеспечивает соблюдение протокола при заграничных визитах президента, премьера или государственных деятелей высокого
ранга,
У главы протокольной службы есть личный секретариат.
Три подчиненных ему отдела обеспечивают процедуры вруче-
ния верительных грамот, следят за соблюдением норм дипло-
матического иммунитета и привилегий, В их компетенцию
входит также аккредитация и завершение миссии глав дипло-
матических представительств,
Его сотрудники осуществляют связь с дипкорпусом и кон-
сульствами, международными организациями и специальны-
ми миссиями, обеспечивают выдачу экзекватуры, виз и дип-
ломатических карточек. Следует отметить, что ни президент
республики, ни премьер-министр не имеют своей собствен-
ной службы протокола, Поэтому решение связанных с этим
вопросов тоже относится к этому управлению,
Главные управления, занимающиеся вопросами персонала,
административными делами, бюджетом и имуществом, дипло-
матическим церемониалом республики, информационной
пресс-службой, правовым разрешением споров и договорами,
архивами и документацией, информатикой, связью и шифро-
ванием насчитывают от 3 до 7 отделов.
Кадровая политика и карьера
Для поступления на дипломатическую службу необходимо
выдержать сложные конкурсные экзамены, Это новая и но-
вейшая история, история политических доктрин, политичес-
кая экономия, экономическая политика, политическая геогра-
фия, международное право, административное право, государ-
ственное право, частное право, право Европейского союза,
международное частное право, английский и французский
языки. Участвовать в конкурсе могут итальянские граждане
обоего пола не моложе 21 года и не старше 30 лег (эти воз-
растные ограничения могут быть изменены в случаях, предус-
мотренных законом в отношении участников войн, инвалидов
и т.д.).
Обязателен диплом о высшем образовании по одной из
следующих специальностей: юриспруденция, политические
науки, банковское дело, статистика, демография, финансы,
политические системы Востока. Конкурс проводится ежегод-
но. По таким предметам, как новая и новейшая история,
международное публичное право, политическая экономия и
экономическая политика предусмотрены письменные экзаме-
ны. Устный экзамен проводится как по вопросам, содержа-щимся в письменных экзаменах, так и по вопросам остально-
го перечня предметов. Раньше обязательным был экзамен по
английскому и французскому языкам, теперь это только анг-
лийский'. Вторым языком может быть французский, русский,
испанский, китайский, немецкий.
Претендующие на специализацию; коммерция, социаль-
ные проблемы, Ближний Восток, Дальний Восток — должны
помимо указанных языков устно сдать один из дополнитель-