Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:39, доклад
Исследователи дипломатии сходятся но мнении, что именно итальянская модель дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении згой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой папской революцией начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского сув
мического фактора в дипломатии, На этом фоне возрос пре-
стиж выпускников флорентийского Института политических
наук и венецианской Коммерческой школы.
Продвижение по службе предполагало последовательное
присвоение восьми дипломатических рангов, причем рангу ат-
таше предшествовала занимавшая несколько лет бесплатная
работа в качестве ォволонтераサ. При такой системе рассчиты-
вать на получение ранга поела можно было лишь к 60-и го-
дам, Постепенно менялась и региональная принадлежность чи-
новников Министерства, При образовании Королевства Ита-
лии они в основном представляли пьемонтекую бюрократию.
Затем начался процесс так называемой ォмеридионализацииサ,
то есть постоянного увеличения присутствия выходцев с ита-
льянского Юга, Бывшие подданные Савойской династии вы-
нуждены были потесниться и уступить некоторые ォместа под
солнцемサ бывшим подданным Бурбонов, Это усилило убеж-
денность в приоритете ォсредиземноморскоюサ направления
политики Италии и в особой роли ее ォцивилизаторской мис-
сииサ в Африке.
Фашизация дипломатической службы
С установлением в Италии фашистского режима н 1922 г.
начинается
процесс фашизации
бы. Глава правительства Муссолини берет себе портфель
министра иностранных дел1, назначает своим заместителем
Дино Гранди, одного из основателей фашистского движе-
ния, и упраздняет должность генерального секретаря Ми-
нистерства.
Муссолини максимально сосредоточил в своих руках при-
нятие внешнеполитических решений, а впоследствии и адми-
нистративное руководство ведомством, самолично изменяя
структуру общих управлений служб и отделов. Наиболее дели-
катные поручения Муссолини доверял не дипломатам, а при-
ближенным к себе людям. Страх сотрудников Министерства и
посольств впасть в немилость у своею авторитарного шефа
породил манию секретности.
Идеологи режима претендовали на ведущую роль Италии в
мировом фашистском движении, которое они считали уни-
версальным. Именно это предоставляло фашистским дипло-
матам возможность использовать фашистские движения для
оказания давления на соответствующие правительства,
В соответствии со специальным законом 1927 г к конкур-
су на дипломатическую службу допускались лишь лица с
ォпримерным гражданским поведением, морально устойчивые
и политически зрелыеサ, что стало еще одним шагом на пути
фашизации дипломатических кадров.
Дипломатическая служба республиканской Италии
Крах фашизма и принятие республиканской конституции
1947 г,
привели к значительным
формирования и реализации внешней политики. Компетен-
ции главы
государства в определении
курса страны и назначении министров и послов были под-
вергнуты серьезным ограничениям. Окончательное слово в
решении вопросов назначения послов, перемещении дипло-
матов
высокого ранга принадлежит
Правда, в настоящее время в связи с проектами создания
ォвторой республикиサ многие конституционалисты склоняются
к мнению, что эволюция политических институтов страны
свидетельствует о тенденции к расширению политической
роли президента.
В соответствии с действующей конституцией, парламент
осуществляет контроль за внешнеполитическим курсом, про-
водимым правительством. Это происходит путем дебатов по
поводу предоставления новой правительственной программы,
путем депутатских запросов по конкретным проблемам и
путем собственно законодательной деятельности, то есть,
уполномочивая президента ратифицировать тот или иной
международный договор, признанный особо важным для
судеб страны.
Парламент
располагает еще одним
тивного контроля над деятельностью министерства иностран-
ных дел — это ежегодное обсуждение бюджета. Парламент в
состоянии поручить правительству увеличить или уменьшить
расходы министерства. Правда, как правило, этого не проис-
ходит,
поскольку большая часть
ется текущих административных расходов.
Расходы министерства, предназначенные для проведения
какой-либо специфической политической акции, обсуждают-
ся в парламентских комиссиях по иностранным делам. В
целях облегчить парламентариям ознакомление с внешнепо-
литическими акциями правительства, в 1984 г, был принят
закон, в соответствии с которым ォГадзетта уффичиалеサ обяза-
на публиковать все международные соглашения, а ее выходя-
щие раз в четыре месяца приложения - вес договоры, кон-
венции, ноты и другие акты внешней политики.
Министр иностранных дел несет, наравне с премьер-ми-
нистром, полную ответственность за принятие тех или иных
решений. Во всяком случае, если он не согласен с действиями
премьера, единственный для нею выход — подать в отставку.
В противном случае он, в соответствии со ст. 95 Конституции,
целиком отвечает за каждый конкретный таг главы кабинета
на мировой арене, К тому же министр иностранных дел от-
ветственен за все действия подчиненного ему министерства и
таким образом является связующим звеном между политичес-
ким и дипломатическим миром.
Именно на основе структуры Министерства, прежде всего,
осуществляется взаимодействие национальных структур с ев-
ропейскими и атлантическими. Премьер-министр вместе с
министром иностранных дел выступают в роли координаторов
внешнеполитических актов других участников международных
отношений — министра обороны, сельского хозяйства, про-
мышленности, государственных участий, послов Италии при
ЕС, НАТО и других международных организациях и т.д.
В свою очередь интеграционные структуры оказывают об-
ратное влияние на принятие решений на национальном уров-
не. Сложность взаимных согласований привела к учреждению
в составе Кабинета должности министра беи портфели по про-
блемам Европейского союза. Таким образом, Министерство
иностранных дел выступает в роли ォстража союзовサ в отноше-
нии своего собственного правительства и обеспечивает преем-
ственность интеграционного курса.
В последние
десятилетия в связи с
онных процессов роль кабинета министров в принятии внеш
неполитических решений значительно возросла. Постоянным
становится институт совещаний на высшем уровне, Многие
вопросы, прежде решавшиеся в территориальных департамен-
тах Министерства иностранных дел, теперь рассматриваются в
функциональных департаментах НАТО, ЕС, Международных
организаций,
Развивается и совершенствуется институт постоянных
представителей Италии в Брюсселе при Комиссии ЕС. Мно-
гие министерства сами выходят на прямую связь со своими
партнерами по ЕС, фактически минуя Министерство ино-
странных дел.
Особо остро этот вопрос встал в связи с процессами реги-
онализации, когда Области (Regloni) Италии стали претендо-
вать на самостоятельный выход на международную арену.
Еще в 1977 г. декретом президента было установлено, что
ォдаже в тех сферах деятельности, где Области обладают
самостоятельностью, только государству принадлежит ис-
ключительное право окончательного решения, когда речь
идет о международных отношениях или о связях с института-
ми ЕС.
Декрет председателя Совета министров от 1980 г, подтвер-
дил ォисключительную компетенцию МИДа в вопросах внеш-
ней политикиサ1. При проведении реформы Министерства
иностранных дел Италии особое внимание было уделено ко-
ординирующей роли МИДа в вопросах, касающихся междуна-
родной деятельности Областей,
Для более эффективной информации по вопросам внеш-