Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:39, доклад
Исследователи дипломатии сходятся но мнении, что именно итальянская модель дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении згой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой папской революцией начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского сув
ней политики в секретариате президента республики была уч-
реждена должность дипломатического советника. <; течением
времени этот институт стал расширяться, в связи с чем по-
явилась целая группа советников, На должность дипломати-
ческого советника могут претендовать, как правило, диплома-
ты ранга посла или советника-посланника 1 класса, имеющие
опыт [фактической работы в Министерстве иностранных дел.
Каждый из советников имеет свой небольшой аппарат, состо-
ящий из чиновников, компетентных в вопросах внешней по-
литики.
Должность дипломатического советника существует и при
председателе Совета министров и даже при его заместителе.
В послевоенной Италии принятие новой республиканской
конституции и необходимость избавиться от наследия тотали-
таризма поставили на повестку дня вопрос о реформе дипло-
матической службы. В 1962 г, Институт по документации \
правовым вопросам поручил изучить проблему реорганизации
дипломатической службы смешанной комиссии, в состав ко-
торой входили ученые, дипломаты и эксперты. Во многом на
основе этих исследований в 1967 г, был подготовлен декрет
президента республики о ォСтруктуре министерства иностран-
ных делサ.
Декретом предусматривался ряд нововведений. В частнос-
ти, дипломатическая карьера распространялась теперь на со-
трудников отдела печати, внешней торговли и эмиграции.
При каждом управлении учреждался отдел по научным иссле-
дованиям и программированию. Впервые женщины получили
возможность применить свои способности на дипломатичес-
ком поприще2. В последующие годы был принят еше ряд за-
конодательных актов, вносивших те или иные изменения в
структуру министерства.
Дипломатическая служба Италии
перед лицом новых вызовов
За десятилетия, прошедшие с 1967 г,, на международной
арене появились совершенно новые реалии, МИД Италии уже
не соответствовал требованиям современного международного
положения - нехватка персонала, невыгодные условия для
работающих по контракту, слабая подготовленность и нечет-
кие мотивировки и работе у кадровых сотрудников, отсутствие
современной технической базы, Бюджет Фарнезины не соот-
ветствовал нуждам министерства: в 1998 г. па нужды Минис-
терства труда и еоцобеспечения выделялось 7,19%; Министер-
ства образования — 5,75%; Министерства иностранных дел -
0,28% государственного бюджета1.
Еще в начале 90-х годов встал вопрос об очередной рефор-
ме внешнеполитической службы, Парламентом была создана
специальная комиссия, готовящая проект закона о реформе.
На страницах специализированных журналов, в прессе, в на-
учных кругах развернулась оживленная дискуссия по этому
поводу. П практику вошли периодические конференции дип-
ломатов высшего ранга, обсуждавшие насущные вопросы со-
временной дипломатической службы.
Закон 266/99 ォО реформе внешнеполитической службыサ,
принятый парламентом в 2000 г,, затрагивает практически все
структуры Фарне.чины. Реформа предусматривала:
а) приведение бюджетного финансирования МИД Италии
в соответствие с уровнем финансирования министерств ино-
странных дел основных европейских стран;
б) качественное улучшение деятельности на традиционных
направлениях, а также развитие экономической и социальной
дипломатии, проведение более действенных мероприятий, на-
целенных на распространение итальянского языка и культуры
за рубежом,
на эффективную организацию
ния соотечественников, проживающих в других странах;
в) решение проблемы нехватки кадров;
г) повышение роли министерства в координации междуна-
родной деятельности других государственных институтов, в
частности областных, провинциальных и муниципальных ор-
ганов власти;
д) публикация исчерпывающей информации о функциони-
ровании подразделений министерства;
с) увеличение количества кадрового персонала и персона-
ла, работающего по контракту,
' Законом
266/99 удовлетворялись возросшие
запросы дипломатического персонала, на 4-летний срок на
его содержание выделялась бюджетная сумма в 178,451 млрд
лир (ЮО млн долларов). Важным явилось также и увеличение
штата министерства на 20%. Предусматривается, в первую
очередь, создание более эффективной системы повышении
квалификации и подготовки молодых кадров. Особое внима-
ние предполагается уделить подготовке специалистов в облас-
ти финансов, юристов, специалистов по арабскому, китайско-
му, славянским языкам.
Н русле предусмотренной реформой ォрационализацииサ
консульско-дипломатической сети был закрыт целый ряд кон-
сульств, например в 1999 г. было закрыто 6 консульств в Ев-
ропе (Клагенфурт, Антверпен, Сион, Нюшатель, Локарно,
Люцерна) и одно в Канаде (Хамильтоп). Было упразднено ге-
неральное консульство в Берлине, одно консульство в Ав-
стрии (правда, при посольстве был учрежден консульский
отдел) и консульство в Гренобле, С другой стороны, было от-
крыто посольство в Тбилиси и в Ереване, чем было усилено
присутствие Италии на Кавказе, богатом энергетическими ре-
сурсами, Ныл увеличен состав посольства Италии в Тиране,
учитывая политические и экономические интересы Италии в
Албании. П условиях развития экономических связей с Кита-
ем было
открыто генеральное
Особое внимание было уделено развитию экономической
дипломатии. При этом следует учитывать, что в итальянских
посольствах существует должность экономического советника,
обычно чиновника Министерства внешней торговли, и долж-
ность советника по финансовым вопросам. Последний, как
правило, является представителем Банка Италии. Переговоры
по наиболее важным вопросам финансового и коммерческого
плана ведутся чаще всего приезжающими из Рима функцио-
нерами высокого ранга.
Непосредственно развитием экономического сотрудниче-
ства и продвижением национального бизнеса занимается го-
сударственный Итальянский коммерческий институт, имею-
щий 80 своих представительств, функционирующих при по-
сольствах. Они, однако, не зависят непосредственно от по-
сольства, и их персонал (700 человек, из которых около 600
не являются гражданами Италии) не пользуется дипломати-
ческим статусом. Экономическую дипломатию осуществляют
также 59 Торговых палат, присутствующих в 69 странах.
В то же время н отличие от ряда других входящих в G-8
стран, в Италии именно Министерство иностранных дел яв-
ляется главным координирующим органом всей внешнеэко-
номической деятельности,
Стоит
также упомянуть о ноной
той МИД Италии в 2000 г, Вышел и свет первый статистичес-
кий сборник ォМИД в цифрахサ. Реализация этого проекта осу-
ществлена отделом статистики при Совете по анализу и про-
граммированию.
Опубликование первого
ежегодника ставило перед собой цель создать инструмент для
оперативной и научной работы и соответствовать новым кри-
териям гласности в деятельности внешнеполитического ве-
домства.
С приходом в Министерство иностранных дел премьер-
министра Италии С,Берлускони, который взял себе и порт-
фель министра иностранных дел ad interim, ожидалось до-
вольно радикальное реформирование дипломатической служ-
бы1 . Берлускони заказал разработку этого реформирования
двум консалтинговым фирмам, одна из которых дает советы
британским чиновникам по вопросам функционирования го-
сударе твенпого аппарата.
В результате был сделан вывод о том, что Фарнезипа стра-
дает ォфрагментарностью и импровизацией в продвижении
внешней политики Италии на международной арене, недоста-
точным вниманием к вопросам экономического плана и
крайней кастовостьюサ, Консультанты рекомендовали Берлус-
кони осуществить слияние Министерства иностранных дел с
Министерством внешней торговли (по примеру Канады), до-