Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:39, доклад
Исследователи дипломатии сходятся но мнении, что именно итальянская модель дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении згой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой папской революцией начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского сув
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИТАЛИИ
Становление итальянской модели
дипломатической
службы
Исследователи дипломатии сходятся но мнении, что именно итальянская модель дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении згой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой папской революцией начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.
Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами потребовало превращения поела ad hoc в постоянного представителя, способного квалифицированно информировать своего правителя о состоянии
дел в другом государстве,
В XVI—XVI! вв, поиски равновесия становятся основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств, Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями, Политика равновесия, таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия, Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи. Византии и арабских эмиратов. С развитием межгосударственных отношений появляются так называемые канцелярии, в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с
XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания об избранных в городах-коммунах Италии посланниках-нунциях, сведении о появлении нового образца отчетов-реляций, верительных грамот и инструкций.
Все чаще
в документах фигурируют одни и те
же лица, занимающиеся внешнеполитической
деятельностью, что свидетельствует
о появлении дипломатов-
— наличие
государственных
— формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;
— распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств;
— появление
особого типа дипломатической
Процесс унификации дипломатической службы
как части нового абсолютистского
государстйенно-
В
течение веков дипломатические
институты региональных государственных
образований Италии развивались и совершенствовались,
Огромное влияние на государственное
устройство и дипломатическую службу
оказали идеи и юридическая практика эпохи
Просвещения. Процесс унификации дипломатической
службы как части нового абсолютистского
государственно-
'федлагал конкурсантам написать сочинение на якобы подсказанную самим Бонапартом тему. Какая из существующих форм свободного правления может лучше всего обеспечить счастье Италии?サ.
В результате на дипломатической службе появилось многоновых людей из среды прогрессивно настроенных аристократов, буржуа, представителей свободных профессий. Большинство из них было привержено идее ломки традиционного пар-
тикуляризма и объединения Италии,
Дипломатия объединенного Королевства Италии
Поскольку объединение Италии, в 1871 г, завершившееся
переносом столицы в Ним, было осуществлено посредством
последовательных присоединений территорий других итальян-
ских государств к Сардинскому королевству, дипломатические
институты Королевства Италии во многом строились на осно
ве пьемонтеких законов, В то же время итоги Рисорджименто
несли на себе отпечаток централизованной системы наполео-
новского типа, которая, в свою очередь, была результатом
компромисса между некоторыми юридическими завоеваниями
французской революции и административными традициями
прежней абсолютной монархии, На строительстве новых госу-
дарственных институтов сказалось и влияние германской кон-
цепции правового государства.
Внешнеполитическое ведомство в значительной мере вос-
производило ォфранцузскую модельサ. Это предполагало нали-
чие трех видов дипломатической службы; в министерстве, и
зарубежных представительствах и консульствах. Для поступа-
ющих на дипломатическую службу предусматривался доста-
точно высокий имущественный ценз. Кроме того, претендент
должен был преодолеть весьма сложный конкурсный экзаме-
национный барьер. От него требовалось знание государствен-
ного и международного права, права гражданского, уголовно-
го и торгового, а также политической экономии, истории
древнего мира, средних веков и нового времени, географии и
иностранных языков.
По новому уставу структура министерства иностранных
дел предполагала
наличие политического
ления торгового и управления по частным делам и решению
спорных вопросов, более строго регулировалась пересылка и
правила хранения корреспонденции посольств, Предусматри-
валось также введение должности военного атгаше, назначе-
ние которого
согласовывалось с Военным
Министерством морского флота,
При достаточно частой смене правительств и, следователь-
но, министров иностранных дел, административную преемст-
венность деятельности Министерства олицетворял ею геие-__
пальный секретарь, не поддающийся влиянию конъюнктур-
ных колебаний политики1. Его кандидатура подлежала ут-
верждению самим королем, и он подчинялся непосредственно
лишь министру. С течением времени началась постепенная
политизация фигуры генсека, На эту должность все чаще
стали назначаться не карьерные дипломаты, а политики; депу-
таты, сенаторы, лидеры политических фракций, В связи с
этим' они сменялись так же часто, как и министры иностран-
ных дел,
Процесс
превращения конституционной
нархию парламентского типа делал необходимым осуществле-
ние гораздо более тесной связи парламента с Министерством,
Для этого был учрежден специальный пост заместителя мини-
стра (sottosegretario), призванного поддерживать эти связи.
Возраставшее значение прессы и общественного мнения
нашло отражение в создании отдела по делам печати. В
1917 г. был учрежден поет заместителя министра по делам пе-
чати и пропаганды,
В начале XX в, итальянское Министерство иностранных
дел отражало настроения правящих кругов, характеризовав-
шиеся растущим национализмом и неуверенностью в проч-
ности политических и социальных основ общества, Повыси-
лись требования к претендентам на дипломатическую карьеру.
Они должны были отслужить в армии, обладать прекрасным
здоровьем, а главное, отличаться ォпримерным поведением и
гражданским сознаниемサ. Обязательным был диплом о выс-
шем образовании, Особо котировались выпускники юриди-
ческого факультета Туринского университета.
Вместе с тем, промышленное развитие Италии и рост
внешнеэкономических связей повышали значимость эконо-