Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

В будущем прогнозируется сохранение функциональной зависимости динамики российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов.
В этой связи среднесрочный прогноз формируется исходя из:
-ожидаемой динамики глобальных экономики и финансов, от которых функционально зависит хозяйство России;
-сложившейся модели, архитектуры, долгосрочных тенденций, деформаций финансовой системы России, являющихся инерционными (качественные изменения занимают длительное время, их заметное влияние находится за пределами 5 - 7 лет);
-потенциала системного риска, встроенного в финансовую систему России, угрозы локальных финансовых кризисов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......
1 Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России……………………………………………………………
2 Прогнозируемое воздействие на финансовую систему России……...
2.1 Изменение структуры ВВП…………………………………………
2.2 Сценарий динамики финансов России……………………………..
2.3 Влияние инфляции на финансовую систему России……………...
2.4 Динамика финансовой глубины российской экономики………….
2.5 Перспективы российского рубля как резервной валюты………….
2.6 Прогнозируемое воздействие глобальных инвесторов на финансовую систему……………………………………………………...
2.7 Секторный прогноз финансовой системы России…………………
3 Прогноз развития финансовой системы России на основе ее сложившейся модели……………………………………………………...
3.1 Прогноз конкурентоспособности финансовой системы России….
3.2 Прогнозные параметры структур финансовой системы…………..
3.2.1 Прогноз финансового сектора…………………………………...
3.2.2 Прогноз банковского сектора……………………………………
3.3 Долларизация/евроизация экономики и финансового сектора…...
3.4 Прогноз государственного регулирования финансового сектора в посткризисный период……………………………………………………
4 Потенциал системного риска финансовой системы России, угрозы локальных финансовых кризисов в 2010-2015 гг……………………….
4.1 Локальный финансовый кризис: понятийный аппарат……………
4.2 Глубина локального финансового кризиса………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

МВКЭО-готово.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

-рост фискальной нагрузки; всё большая концентрация денежных ресурсов в системе публичных финансов на федеральном уровне; повышенная налоговая нагрузка на растущую экономику, выводящая ее в зону неустойчивой макроэкономической динамики; накапливание социальных, инвестиционных и иных обязательств бюджета, делающих его неэластичным при реализации системных рисков и резком снижении бюджетных доходов; трансферт профицита бюджета, образовавшегося в связи с ограничениями на рост расходов, во внебюджетные фонды - стабилизаторы, а из них - за рубеж, в иностранные активы - в качестве ликвидности, «избыточной» в российской экономике; наращивание бюджетных расходов до уровней, не эластичных к реализации системных рисков (финансовых кризисов). Новацией является появление консолидированного дефицита государственных финансов в кризисный / посткризисный период (2008 - 2010 гг.) и расходование на цели его покрытия внебюджетных фондов - стабилизаторов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда), с последующимгосударственных заимствований внутри страны и за рубежом. Это означает, что государство может открыть еще один канал в экономику для горячих денег нерезидентов (государственный внешний и внутренний долг), что связано с нарастанием системных рисков. Другой новацией может стать усиление элементов дискреционной налоговой системы (которые были слабы в 2000-х гг.) по мере внедрения в государственную практику идей налогового стимулирования экономического роста, модернизации, прямых иностранных инвестиций, создания международного финансового центра и инновационных зон. Прогнозируется увеличение инвестиционной составлящей бюджета (запуск крупных капиталоемких проектов за государственный счет и на началах частно-государственного партнерства);

- формирование жесткой зависимости российского финансового рынка от динамики глобальных финансов (РФ как один из «активов», схожих с латиноамериканскими рынками); эксцессивный разогрев рынков в середине 2003 г. - первом полугодии 2008 г. в преддверии финансового кризиса 2008 - 2009 гг.; отсутствие механизмов в рамках политики счета капитала, ограничивающих вход «горячих денег», а также риски массового, единовременного бегства капиталов («sudden stop»);

-создание «двухполюсной» экономики, зависящей от экспорта сырья и доступа к внешнему финансированию. Сохранение дефицита инвестиций в экономике РФ, требующей модернизации, на основе эксцессивной фискальной нагрузки и вывода «избыточной» ликвидности из страны (через бюджет и международные резервы в валюту и государственные активы других стран), с другой стороны, компенсация выведенных денег - накачивание экономики «горячими деньгами» и корпоративными внешними долгами (которые, в свою очередь, частично выводились за рубеж как интструмент для экспансии в заграничные активы);

-отсутствие целенаправленной политики в области предупреждения финансовых кризисов, создания системы мониторинга их рисков и программ действий в чрезвычайных ситуациях. В этой части

ожидаются изменения в связи с реформой международного финансового регулирования и посткризисной практикой создания в центральных банках таких систем;

-сохранение высоких регулятивных издержек, связанных с функционированием российской финансовой системы.

В этой формуле взаимодействия ряд составляющих был связан с нарастанием рисков финансового кризиса и сохранением ограничительных условий экономического роста (сочетание высокой фискальной нагрузки, вывода «избыточной» ликвидности за рубеж, закрепленного курса рубля, либерализации счета капиталов и высокой доходности финансовых активов) при том, что нормализованные составляющие (рост монетизации, профицитность бюджета, сокращение государственного долга, рост резервов) во многом обусловлены потоком нефтедолларов, имеющем, если анализировать долгосрочные ряды динамики экспортных цен, крайне волатильный и рискованный характер.

Прогнозируется, что новацией в политике финансовых властей станет реструктуризация отрасли ценных бумаг и институциональных инвесторов (рекапитализация, повышение требований к резервам на покрытие убытков, к информационной прозрачности, к системам управления рисками, к урегулированию конфликтов интересов на финансовом рынке, к системам корпоративного управления, к внедрению МСФО, к институтам альтернативных инвестиций, к операциям с деривативами и т.п.).

Указанная реструктуризация будет следовать за реформой международного финансового регулирования, воспринимая часть ее концепций (например, накапливание резервов и предотвращение роста левериджа на повышательной стадии экономического цикла).


4 Потенциал системного риска финансовой системы России, угрозы локальных финансовых кризисов в 2010 - 2015 гг.

 

4.1 Локальный финансовый кризис: понятийный аппарат

 

Финансовый кризис - кризис, системно охватывающий финансовые рынки и институты финансового сектора, денежное обращение и кредит, международные финансы (страновой сегмент), государственные, муниципальные и корпоративные финансы;

-оказывающий средне- и долгосрочное негативное воздействие на экономическую активность в стране и на динамику благосостояния населения;

-проявляющийся:

-в финансовом секторе и на финансовых рынках - резкий рост процента, все повышающаяся доля проблемных банков и небанковских финансовых институтов, проблемных долгов, существенное сокращение кредитов, предоставляемых экономике и домашним хозяйствам, цепные банкротства, переход к убыточной модели банковской и другой финансовой деятельности, преобладание спекулятивной над инвестиционной финансовой деятельностью, масштабное падение курсов ценных бумаг, задержки расчетов с нарастающим коллапсом платежной системы, возникновение массовых убытков на рынке деривативов, прекращение ликвидности финансовых рынков и финансовых институтов с эффектом "домино", банковская паника;

-в международных финансах - неконтролируемое падение курса национальной валюты, массовая утечка капиталов из страны, неуправляемое нарастание внешнего долга и просроченных платежей государства и коммерческих

организаций, передача системного риска на международный рынок и финансовые рынки других стран;

-в области денежного обращения - резкий неуправляемый рост цен с переходом в хроническую инфляцию, бегство от национальной валюты, стремительное внедрение во внутреннее твердой иностранной валюты, массовое появление суррогатов денег;

-в области государственных финансов - резкое падение величины золотовалютных резервов и государственных стабилизационных фондов, возникновение дефицита или обострение дефицитности бюджета, привнесенной кризисом, быстрое сокращение собираемости налогов, падение бюджетного финансирования государственных расходов, неуправляемое нарастание внутреннего государственного долга. Локальный финансовый кризис - кризис, основанный на внутристрановой или внутрирегиональной концентрации рисков, затрагивающий одну страну или несколько стран, не перерастающий в мировой или межрегиональный финансовый кризис, ограничивающийся в своем воздействии на мировую экономику и глобальные финансы кратковременной турбулентностью, рисками и потерями, не ломающими основной ход движения мировой экономики.

Локальными кризисами пронизана жизнь развивающихся экономик, подобных России, с периодичностью 1 - 2 раза в 5 - 10 лет.

В финансовом кризисе реализуется системный риск - риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на рынке в целом.

4.2  Глубина локального финансового кризиса

Прогнозируемый сценарий для России, являющейся формирующимся рынком (emerging market) со значительной зависимостью от экспорта сырья и притока иностранного капитала, совпадает с объемами, направлением и интенсивностью воздействия, оказываемого финансовыми кризисами на другие страны с развивающейся и переходной экономикой

Как показывает многолетняя международная и российская практика (анализ рыночных шоков и их последствий в индустриальных и

развивающихся экономиках, в России 1997 - 1998 гг., финансовый кризис ведет к падению объемов реального ВВП, сокращению расходов домашних хозяйств и вложений в формирование основного капитала, продолжающемуся от одного до трех лет и достигающему от 3-5 до 20 - 30% от предкризисных значений (в части основного капитала - еще выше). Возникают сверхконцентрации социальных и политических рисков.

В финансово-кредитной сфере выражаются в смене направления движения иностранного капитала (вместо притока - отток), в массированном оттоке (бегстве) капитала из страны в течение одного - трех лет, достигающем десятки миллиардов долл. США. Достигает экстремумов падение курса национальной валюты по отношению к твердым конвертируемым валютам индустриальных стран (до десятков процентов ежегодно). Вспышка инфляции находит свое проявление в неконтролируемом росте цен, достигающем десятки, а в отдельных случаях - сотни процентов в год. Сокращение капитализации рынка акций и рыночной стоимости облигаций может достигать 70 - 90% от уровней, предшествующих реализации системного риска.

Финансовый кризис на типичном формирующемся рынке (каким является Россия), по оценке, характеризуется следующими параметрами (при условии, что одновременно и взаимосвязано достигают своих значений в течение 2 - 4-х месяцев не менее 3-х параметров из приведенных ниже):

-снижение капитализации рынка акций - не менее 20% (на       развивающихся рынках - до 40 - 50% и выше);

-сокращение долговой массы облигаций на внутреннем и внешнем

рынке по рыночной стоимости - не менее 15%;

-рыночный уровень процента - не менее 20%;

-инфляция в годовом измерении - не менее 20%;

-рост оттока капитала за рубеж - не менее 30%;

-падение курса национальной валюты - не менее 15%;

-падение золотовалютных резервов ЦБ - не менее 20%;

-сокращение депозитной базы в банковском секторе - не менее 10%;

-сокращение размеров внутреннего кредита (Domestic Credit)- не менее 10%;

-объявление дефолтов по обязательствам / финансовыми институтами с активами, составляющим (и) не менее 10% от их общего объема по стране.

В части государственных финансов прогнозируются:

-падение реальных доходов и расходов бюджета на 5 - 20% от их

предкризисной величины (при значимой вероятности уменьшения государственных доходов и расходов в номинальном выражении);

-демонстрация неэластичности государственных расходов к отрицательной экономической динамике, их сокращение в реальном выражении в существенно меньшей степени по сравнению с уменьшением доходов бюджета;

-переход бюджета из профицитной в дефицитную зону, возникновение пиковых значений дефицита бюджета в сравнении с уровнями, достигнутыми перед кризисом (если бюджет станет дефицитным в среднесрочном периоде);

-рост государственного долга на десятки процентов и стоимости государственных заимствований до 2 - 3 раз (при свободном рыночном ценообразовании на финансовом рынке).


Заключение

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. При формировании  валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада СССР, а также с другими зарубежными государствами.

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными, в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.                                                                          Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.

 

 

Список литературы

 

1. В.Л. Абрамов. Мировая экономика: учебное пособие. - М. 2004.

2. М. Афанасьев. Основы бюджетной системы. – М., Издательский дом ГУ ВШЭ. 2004.

3. И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. Страхование: учебник для ВУЗов. – СПБ: Питер. 2004.

4. Богачева «экономический подъем в США – 2-ое дыхание» //МЭ и МО No 3, 1997г. – стр 25.

5. Бюджетная система РФ: учебник./ Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского, 3-е изд., исправ. и перераб. – М. Юрайт. 2004.

6. А.М. Годин, И.В. Подпорина. Бюджет и бюджетная система РФ: учебное пособие, 2-е изд. – М. «Дашков и Ко». 2002.

7. А.И. Деева. Финансы: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и допол. – М. «Экзамен». 2004.

8. Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10.

9. Иностранные банки в России: кредитная деятельность/ В.А. Басов.// Банковское дело. – 2005. - № 8.

10. Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Созонов. Финансы и кредит: учебное пособие, 2-е изд. – М. ACADEMIA. 2004.

11.  Хойер В. Как делать бизнес в Европе.- Москва: Прогресс, 1999.

12. П.Н. Шуляк, Белотелова. Финансы: учебное пособие. – М. 2000.

13. www.budgetrf.ru

14. www.gorduma.nnov.ru

15. www.government.nnov.ru

 



Информация о работе Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России