Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, реферат
В будущем прогнозируется сохранение функциональной зависимости динамики российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов.
В этой связи среднесрочный прогноз формируется исходя из:
-ожидаемой динамики глобальных экономики и финансов, от которых функционально зависит хозяйство России;
-сложившейся модели, архитектуры, долгосрочных тенденций, деформаций финансовой системы России, являющихся инерционными (качественные изменения занимают длительное время, их заметное влияние находится за пределами 5 - 7 лет);
-потенциала системного риска, встроенного в финансовую систему России, угрозы локальных финансовых кризисов.
Введение……………………………………………………………….......
1 Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России……………………………………………………………
2 Прогнозируемое воздействие на финансовую систему России……...
2.1 Изменение структуры ВВП…………………………………………
2.2 Сценарий динамики финансов России……………………………..
2.3 Влияние инфляции на финансовую систему России……………...
2.4 Динамика финансовой глубины российской экономики………….
2.5 Перспективы российского рубля как резервной валюты………….
2.6 Прогнозируемое воздействие глобальных инвесторов на финансовую систему……………………………………………………...
2.7 Секторный прогноз финансовой системы России…………………
3 Прогноз развития финансовой системы России на основе ее сложившейся модели……………………………………………………...
3.1 Прогноз конкурентоспособности финансовой системы России….
3.2 Прогнозные параметры структур финансовой системы…………..
3.2.1 Прогноз финансового сектора…………………………………...
3.2.2 Прогноз банковского сектора……………………………………
3.3 Долларизация/евроизация экономики и финансового сектора…...
3.4 Прогноз государственного регулирования финансового сектора в посткризисный период……………………………………………………
4 Потенциал системного риска финансовой системы России, угрозы локальных финансовых кризисов в 2010-2015 гг……………………….
4.1 Локальный финансовый кризис: понятийный аппарат……………
4.2 Глубина локального финансового кризиса………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
Оценки конкурентоспособности Китая в 2 - 2,5 раза выше, чем у России. Ряд показателей конкурентоспособности у стран СНГ лучше, чем у России. К этим границам для развивающихся рынков, имеющих корни в экономиках советского типа, необходимо стремиться.
Вместе с тем в 2010 - 2015 гг. сохранится базовый конфликт: более высокая роль России в реальной экономике мира, нежели чем в его финансовом и денежном измерении. Доля России в мировом ВВП будет кратно превышать ее значимость в глобальных финансах (долю в мировых финансовых активах, прямых инвестициях), за исключением тех сегментов, которые могут формироваться потоками горячих денег институциональных инвесторов - нерезидентов (акции, деривативы, внешний долг) или специальными политиками российского государства (международные резервы, инвестиции в валюту и государственные ценные бумаги развитых стран).
В 2015 г. Москва и Санкт-Петербург будут, как и в 2000 г., занимать места в последней четверти рэнкингов мировых финансовых центров. Текущие рэнкинги финансовых центров Бразилии (Рио-де-Жанейро и Сан Пауло), лушие, чем российские, на 10 - 15 позиций, показывают границы возможного улучшения в пределах 5 - 6 лет.
Как указывалось выше, российские фондовые биржи (ММВБ (акции, облигации), Российская торговая система (финансовые деривативы) или объединенная биржа в случае их консолидации в 2010 - 2015 гг.) будут по- прежнему, как и в 2007 - 2009 гг., входить в «двадцатку» крупнейших бирж мира, «подпитываемые» потоком горячих денег нерезидентов и внутреннего интернет-трейдинга.
3.2 Прогнозные параметры структур финансовой системы
3.2.1 Прогноз финансового сектора
На этой основе будет продолжаться диверсификация финансовой структуры российской экономики (снижение долей центрального и коммерческих банков в финансовых активах, рост экономической роли институциональных инвесторов) (таблица 4).
Таблица 4- Прогнозируемая структура финансового сектора России
Активы, на конец года, % | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 (март) | 2015 |
Банковский сектор | |||||||
Банк России | 30,4 | 29,9 | 29,8 | 29,1 | 28,6 | 27,4 | 25 - 26 |
Кредитные организации | 61,2 | 61,3 | 61,8 | 65,6 | 66,5 | 67,3 | 62 - 64 |
Институциональные инвесторы | |||||||
Страховые организации, НПФ | 6,2 | 6,0 | 4,8 | 3,5 | 3,9 | 4,1 | 7 - 8 |
Паевые фонды | 2,1 | 2,7 | 3,5 | 1,7 | 1,0 | 1,1 | 4 - 5 |
Активы, на конец года, % | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 (март) | 2015 |
(СЧА) |
|
|
|
|
|
|
|
ОФБУ (СЧА) | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
3.2.2 Прогноз банковского сектора
Как указывалось выше, высокая доля наличных - индикатор рисков политической системы, запущенных социальных отношений, слабости экономики, недоверия к финансовым институтам, высокого системного риска.
Для России характерна высокая (срединная для развивающихся рынков) доля наличных рублей в обращении. Несмотря на то, что она непрерывно снижается, прогнозируется, что этот параметр будет эксцессивным и на временном горизонте 2010 - 2015 гг. (таблица 5).
Таблица 5 -Прогнозируемая доля наличных рублей в структуре денежной массы
Доля наличных денег в структуре денежной массы, % | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2007 | 2008 | 2009 | 2015 |
Россия | 29,3 | 28,5 | 30,0 | 27,0 | 26,9 | 28,1 | 26,1 | 23,7 | 18 - 20 |
3.3 Долларизация / евроизация экономики и финансового сектора
Как и в 2000-е гг. будет высок уровень долларизации / евроизации финансового сектора (проникновение иностранной наличной валюты во внутренний оборот, высока доля активов и обязательств в иностранной валюте в сравнении с активами и обязательствами в рублях, зависимость от внешнего финансирования, прежде всего в части корпоративного внешнего долга, «кэрри трейд», портфельных и прямых инвестиций)
Прогноз в части использования наличной иностранной валюты и вкладов и депозитов в иностранной валюте приведен в таблице 6.
Таблица 6- Прогноз в части использования наличной иностранной валюты и вкладов и депозитов в иностранной валюте
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2015 |
Доля иностранной валюты в обращении, % | 76,2 | 71,9 | 67,0 | 53,3 | 44,3 | 39,1 | 25,4 | 12,6 | 26,3 | 10 - 20 |
Доля валютных вкладов, % | 32,8 | 35,3 | 38,0 | 30,2 | 26,2 | 24,4 | 16,5 | 12,9 | 26,6 | 10 - 25 |
3.4 Прогноз государственного регулирования финансового сектора в посткризисный период
Прогнозируется, что в посткризисный период, в основном, сохранится предкризисная формула государственного регулирования финансового сектора, с коррективами, накладываемыми реформой международного финансового регулирования и обязательствами, которые принимает на себя Российская Федерация в форматах G-8 и G-20.
Эта формула заключается в следующем:
-отсутствие идеологии ребалансирования экономики (рост нормы накопления при снижении расходов государства и использовании профицитного сальдо торгового баланса на цели инвестиций); отуствие
настройки всей экономической и финансовой политики на увеличение нормы накопления и, соответственно, на поддержание высоких темпов экономического роста и модернизации (при использовании в практике отдельных стимулов и элементов такой политики);
-продолжение более мягкой денежной политики 2000-х гг. (в отличие от рестриктивной политики до осени 1998 г.), выводящей Россию на средние уровни финансовой глубины (монетизации, насыщенности экономики банковскими активами, кредитами) в кластере развивающихся стран. Вместе с тем недостаточный уровень монетизации для страны, стремящейся поддерживать высокие темпы экономического роста и провести модернизацию;
- суженная практика рефинансирования коммерческих банков через Банк России (требования в балансе Банка России на коммерческие банки минимальны в сравнении с международной практикой); ограниченная ликвидность коммерческих банков (в сравнении с долей центрального банка в активах банковской системы). До кризиса 2008 - 2009 гг. такая система рефинансирования де-факто отсутствовала; она появилась в качестве механизма удержания банковской системы «на плаву» и свертывается по объемам после кризиса;
-механизм эмиссии рубля против валютных поступлений в экономику (своеобразный Валютный совет (Currency Board)). Как следствие, эксцессивная зависимость российской экономики от доступа к мировым рынкам капитала и сверхвысокая волатильность, подверженность финансовым инфекциям;
-приверженность закрепленному курсу рубля, привязанному к корзине валют; либерализованный счет капиталов при фиксированном или повышающемся курсе национальной валюты, что делало финансовый рынок уязвимым: зависимым от спекулятивных иностранных инвесторов и подверженным спекулятивным атакам нерезидентов. Вместо прямых идолгосрочных портфельных инвестиций - "горячие деньги", появление которых в экономике, в конечном счете, приводит к росту системных рисков;
-отсутствие активного противодействия государства немонетарной инфляции (двузначная инфляция закладывается в тарифах и ценах, на которые влияет государство, антимонопольная политика не ограничивает усиление олигополий в структуре экономики, генерирующих рост цен). Как следствие, не снижаемый в течение ряда лет (за исключением 2009 г.), двузначный высокий уровень инфляции (не менее 10%), искажающий финансовые стимулы экономического роста, ограничивающий эффективное накопление сбережений и перераспределение денежных ресурсов на цели инвестиций. Новацией, как показывает практика, может стать попытка в 2010 - 2015 гг. придать более активный статус антимонопольным органам, расширить зону регулируемых цен, в т.ч. через государственные закупки;
-эксцессивный ссудный процент в сравнении с большинством стран, высокий процентный спред, искажающие систему перераспределения денежных ресурсов в экономике; соединение монетарными властями высокого (в валютном выражении) процента, открытого счета капиталов и закрепленного курса национальной валюты (классический механизм запуска финансовых кризисов); недействующий процентный инструментарий центрального банка (в случае, если система рефинансирования коммерческих банков через центральный банк не работает или действует с небольшими стоимостными объемами); ставка рефинансирования центрального банка, временами эксцессивная, не имеющая реального воздействия на уровень процента в экономике; неэффективно используемый или не применяемый механизм администрируемого процента (процентного спреда), не приводящий к снижению процента по ссудам бизнесу и домашним хозяйствам до уровня ниже двузначной величины. Как следствие, активные стимулы к наращиванию внешних корпоративных и банковских долгов по ставкам процента, более низким, чем внутри России (что при закрепленномкурсе рубля дает возможность использовать эти заемные средства как внутри России, в т.ч. для «кэрри трейд», так и для зарубежной экспансии, быстрого расширения вложений российских корпораций в иностранные активы). Вместе с тем в 2009 - 2010 гг. центральный банк начал снижение ставки рефинансирования, оказывал реальное воздействие на уровень процента через систему рефинансирования коммерческих банков. Насколько эти новации будут сохранены - покажет будущее
-укрепление реального эффективного курса российского рубля. Последствия - при прочих равных (без учета фактора роста мировых цен на нефть и газ) - поощрение импорта и ухудшение его соотношения с несырьевым экспортом, прежде всего высокотехнологичным, постепенное разрастание спекулятивных портфельных инвестиций, прежде всего в акции, рост рисков финансового кризиса в России (полностью реализованных в конце 2008 - 2009 гг.);
Информация о работе Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России