Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:30, контрольная работа
Реинжениринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Реинжениринг применяется для вывода предпринимательской структуры из предкризисного состояния, вызванного высоким уровнем издержек, не позволяющим выжить в условиях ценовой конкуренции. Потребность в реинжениринге может быть вызвана внешними факторами, такими как, резкое изменение рыночной конъюнктуры, снижением спроса на основную продукцию фирмы, что в свою очередь, приводит к резкому снижению выручки от ее продажи.
Введение.
Реинжениринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Реинжениринг применяется для вывода предпринимательской структуры из предкризисного состояния, вызванного высоким уровнем издержек, не позволяющим выжить в условиях ценовой конкуренции. Потребность в реинжениринге может быть вызвана внешними факторами, такими как, резкое изменение рыночной конъюнктуры, снижением спроса на основную продукцию фирмы, что в свою очередь, приводит к резкому снижению выручки от ее продажи.
Современные предприятия в значительной мере все еще базируются на принципах, сформулированных Адамом Смитом в его фундаментальном труде «Благосостояние наций», опубликованном в 1776 г. Производственный процесс он предлагал разбить на элементарные, простые задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнять один рабочий; при этом от рабочего не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом, достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях. Это легко реализуемая идея, в связи с чем предложенные принципы были и остаются весьма успешными в массовом производстве типовой продукции, выполняемой силами большой армии неквалифицированных рабочих, использующих простое оборудование.
Принципы, сформулированные Смитом и революционные для его времени, не соответствуют требованиям современной индустрии, так как продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей, исполнители хорошо образованны, не боятся ответственности и стремятся к решению по-настоящему сложных задач; рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за потребителя — более агрессивной.
Мир, в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно изменился.
Во-первых, потребители в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они намного лучше чем в начале 80-х годов осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях выбора продукции, которые у них имеются.
Во-вторых, сформировались новые ожидания относительно предлагаемых потребителям товаров и услуг. Потребляемой становится продукция, которая адаптирована к определенным нуждам конкретного потребителя и доставляется наиболее подходящим способом в момент, установленный потребителем.
В-третьих, существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — прежде всего информационные. Информационные технологии — это не только база многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных, робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.
Однако несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Поэтому необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением которого является реинжениринг, или перестройка существующих компаний.
Проблемы повышения эффективности бизнеса и усиления его конкурентоспособности остро стоят перед российскими предприятиями, переживающими переходный период. Результативно решить данные проблемы можно при помощи подходов, базирующихся на реинжениринге бизнес-процессов. Поэтому необходимо разобраться в сущности реинжениринга как одного из направлений предотвращения кризисных явлений на предприятии.
Реинжениринг бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Для этого прибегают к консалтингу, который базируется на прошлом опыте, суждениях специалистов готовых апробированных решениях, аналогиях, эвристических оценках, сопоставлении мнений. Но можно использовать и альтернативный путь, которым является инженерная деятельность. Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжениринга, он позволяет контролировать пол ноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на концепции и методах реинжениринга бизнес-процессов.
1. Реорганизация предприятий в современных условиях
За последние годы ситуация в российской экономике существенно изменилась. В результате произошедших перемен российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные проблемы, требующие для их разрешения постоянных структурных изменений в соответствии с требованиями доминирующих экономических, технологических и социальных тенденций. Результатом исследований по выявлению внутренних причин, приводящих предприятия крупного и среднего бизнеса к стагнации производства и банкротству, стало установление системных ошибок, допущенных в организации управления и производства.
Развитие бизнеса предполагает рост предприятия, как внутренний, и внешний. Внутренний рост предполагает развитие производственного потенциала, модернизацию и расширение основных и оборотных фондов, диверсификацию деятельности, и прочие мероприятия, не затрагивающие организационно-правовую форму предприятия. Внешний рост затрагивает организационно-правовую форму предприятия юридического лица, это выражается, как правило, в реорганизации структуры предприятия.
При этом следует отметить, что не всякое преобразование предприятия можно считать реорганизацией, например, изменение типа хозяйственного общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому ряд процедур оформления реорганизации к таким преобразованиям не применяется. Реорганизация предприятия производится в следующих случаях:
- при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса неудовлетворительной;
- с целью повышения эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия и производимые по инициативе юридических лиц;
- принудительно по решению федеральных антимонопольных органов в случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства.
Реорганизация предприятий может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Указанные варианты реорганизации различаются аспектами перехода прав и обязанностей к вновь возникающему юридическому лицу. Необходимым этапом реорганизации является оформление передаточных актов и разделительных балансов.
Современная реорганизация систем управления предприятием подразумевает коренное переосмысление и перестройку процессов и структурных подразделений предприятия. Для этого требуется по-новому определить товарные, финансовые и информационные потоки, документооборот, обязанности, ответственность, задачи сотрудников, а также корпоративную культуру в целом.
Следует выделить два основных направления реорганизации управления:
Реорганизация в форме структурной перестройки подразделении предприятия – реструктуризация.
Реорганизация в форме коренных изменений процессов, протекающих на предприятии, – реинжениринг.
В настоящее время на российских предприятиях доминирует структурный подход к реорганизации и управлению финансово-хозяйственной деятельности.
Современное положение многих отечественных предприятий связано с необходимостью их скорейшей и максимально эффективной реструктуризации. Структурный подход к реорганизации основан на изменении различных типов организационной структуры предприятия, изменении их взаимодействия, взаимосвязанности и взаимоподчиненности. В этом случае реорганизация осуществляется по имеющимся структурным элементам (филиалам, департаментам, цехам, отделам, участкам, бюро и т.п.), а изменение взаимодействий структурных элементов — через существующих должностных лиц — начальников отделов, департаментов и цехов. При этом под реорганизацией понимают оптимизацию деятельности действующих структур.
Реструктуризацию промышленных и финансовых компаний можно определить направление на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности. Цели процесса реструктуризации:
- увеличение рыночной стоимости собственного капитала компании как обязательного условия ее конкурентоспособности;
- улучшение экономических и финансовых показателей функционирования компании;
- привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств;
- усиление конкурентоспособности компаний за счет слияний и поглощений.
Анализ практики реструктуризации российских компаний показал, что убедительная и согласованная со всеми участниками реструктуризации (управляющими, кредиторами и инвесторами) концепция реструктуризации промышленных компаний является предпосылкой для оказания помощи со стороны банков и акционеров.
Практическая реализация концепции реструктуризации должна вызывать устойчивые положительные кратко- и долгосрочные изменения в деятельности предприятия, результатом которых будет рост рыночной стоимости собственною капитата компании и курсовой стоимости ее обыкновенных акций.
Конкретное содержание направления реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации задействована: проводится оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, или осуществляется более сложный этап — стратегическая реструктуризация.
Выявленные недостатки структурных реорганизаций побудили к поиску нового перспективного и современного направления в реорганизации предприятий с целью создания эффективной системы управления. Таким новым направлением оказался процессный подход к организации или реинжениринг. Смысл этого подхода заключается в ориентации прежде всего на процессы, протекающие на предприятии и представляющие ценность для потребителей. Основоположники предложенного метода — американские ученые М. Хаммер и Д. Чампи. На Западе, в первую очередь в Соединенных Штатах Америки, реинжениринг бизнеса приобретает все большую популярность. Компании США тратят на решение этих задач огромные деньги — десятки миллиардов долларов, причем в течение ближайших лет ежегодный рост затрат в этой сфере ожидается на уровне 19%. По данным компании Ernst & Young, за последние несколько лет правительство США инициировало более 250 проектов, а сегодняшний рынок инструментальных средств поддержки реинжениринга бизнес-процессов оценивается более чем в 100 млн долл. и увеличивается примерно на 60% в год.
Объектом реинжениринга являются прежде всего процессы. Компании должны подвергать реорганизации не отделы снабжения, продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов. Предприниматель должен задать себе два основополагающих вопроса, касающихся его предприятия: «Почему мы занимаемся тем, чем занимаемся? И почему мы это делаем именно так?» Отлеты на вопросы формируют новый взгляд на организацию процессов, протекающих на предприятии.
Реинжениринг тесно связан с бизнес-процессом. Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на «входе» используется один или не сколько видов ресурсов, а на «выходе» создается продукг, представляющий ценность для потребителя. В цепочку бизнес-процесса включаются различные операции, которые выполняются структурными элементами различных уровней организационной структуры предприятия.
Назначение бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Реинжениринг бизнес-процессов означает попытку найти совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса (или, по крайней мере, его наиболее важных процессов), используя новые технические достижения (например, современные информационные технологии) для лучшего обслуживания своих клиентов. Реинжениринг проводят: в Германии раз в год, в США — раз в три месяца.
Анализ состояния и развития бизнеса показывает, что сегодня место на рынке определяется не только темпами расширения производства, но и уровнем организации бизнес-процессов.
Обязательным условием успешной реорганизации значительной части российских компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах является устойчивый приток капитала. К решению проблем реорганизации есть множество подходов. Возможны изменения в организационной стратегии (выделяют стратегию роста или, наоборот, стратегию сокращения бизнеса), изменения организационной и правовой формы, или же изменения структуры и системы управления. Они охватывают различные аспекты, которые могут рассматриваться параллельно или последовательно в зависимости от экономической обстановки, состояния отрасли и компаний. Некоторые стадии реорганизации можно внедрить довольно быстро, используя только внутренние резервы предприятий. Другие стадии требуют новых инвестиций для модернизации, снижения себестоимости и обноачения ассортимента продукции.
Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Рассматривая кризисы с экономической точки зрения, можно выделить различные типы кризисов (наиболее распространенное деление: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности). Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению.