Реинжиниринг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Реинжениринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Реинжениринг применяется для вывода предпринимательской структуры из предкризисного состояния, вызванного высоким уровнем издержек, не позволяющим выжить в условиях ценовой конкуренции. Потребность в реинжениринге может быть вызвана внешними факторами, такими как, резкое изменение рыночной конъюнктуры, снижением спроса на основную продукцию фирмы, что в свою очередь, приводит к резкому снижению выручки от ее продажи.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ОПД чер.doc

— 448.50 Кб (Скачать)


Введение.

 

Реинжениринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Реинжениринг применяется для вывода предпринимательской структуры из предкризисного состояния, вызванного высоким уровнем издержек, не позволяющим выжить в условиях ценовой конкуренции. Потребность в реинжениринге может быть вызвана внешними факторами, такими как, резкое изменение рыночной конъюнктуры, снижением спроса на основную продукцию фирмы, что в свою очередь, приводит к резкому снижению выручки от ее продажи.  

Современные предприятия в значительной мере все еще базируются на принципах, сформулированных Адамом Смитом в его фундаментальном труде «Благосостояние наций», опубликованном в 1776 г. Производственный процесс он предлагал разбить на элементарные, простые задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнять один рабочий; при этом от рабочего не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом, достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях. Это легко реализуемая идея, в связи с чем предложенные принципы были и остаются весьма успешными в массовом производстве типовой продукции, выполняемой силами большой армии неквалифицированных рабочих, использующих простое оборудование.

Принципы, сформулированные Смитом и революционные для его времени, не соответствуют требованиям современной индустрии, так как продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей, исполнители хорошо образованны, не боятся ответственности и стремятся к решению по-настоящему сложных задач; рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за потребителя — более агрессивной.

Мир, в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно изменился.

Во-первых, потребители в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они намного лучше чем в начале 80-х годов осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях выбора продукции, которые у них имеются.

Во-вторых, сформировались новые ожидания относительно предлагаемых потребителям товаров и услуг. Потребляемой становится продукция, которая адаптирована к определенным нуждам конкретного потребителя и доставляется наиболее подходящим способом в момент, установленный потребителем.

В-третьих, существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — прежде всего информационные. Информационные технологии — это не только база многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных, робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.

Однако несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Поэтому необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением которого является реинжениринг, или перестройка существующих компаний.

Проблемы повышения эффективности бизнеса и усиления его конкурентоспособности остро стоят перед российскими предприятиями, переживающими переходный период. Результативно решить данные проблемы можно при помощи подходов, базирующихся на реинжениринге бизнес-процессов. Поэтому необходимо разобраться в сущности реинжениринга как одного из направлений предотвращения кризисных явлений на предприятии.

Реинжениринг бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Для этого прибегают к консалтингу, который базируется на прошлом опыте, суждениях специалистов готовых апробированных решениях, аналогиях, эвристических оценках, сопоставлении мнений. Но можно использовать и альтернативный путь, которым является инженерная деятельность. Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжениринга, он позволяет контролировать пол ноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на концепции и методах реинжениринга бизнес-процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Реорганизация предприятий в современных условиях

 

За последние годы ситуация в российской экономике существенно изменилась. В результате произошедших перемен российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные проблемы, требующие для их разрешения постоянных структурных изменений в соответствии с требованиями доминирующих экономических, технологических и социальных тенденций. Результатом исследований по выявлению внутренних причин, приводящих предприятия круп­ного и среднего бизнеса к стагнации производства и банкротству, стало установление системных ошибок, допущенных в организации управления и производства.

Развитие бизнеса предполагает рост предприятия, как внутренний, и внешний. Внутренний рост предполагает развитие производственного потенциала, модернизацию и расширение основных и оборотных фондов, диверсификацию деятельности, и прочие мероприятия, не затрагивающие организационно-правовую форму предприятия. Внеш­ний рост затрагивает организационно-правовую форму предприятия юридического лица, это выражается, как правило, в реорганизации стру­ктуры предприятия.

При этом следует отметить, что не всякое преобразование предприя­тия можно считать реорганизацией, например, изменение типа хозяйст­венного общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому ряд процедур оформления реорганизации к таким преобразованиям не применяется. Реорганизация предприятия производится в следующих случаях:

- при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса неудовлетворительной;

- с целью повышения эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия и производимые по инициативе юридических лиц;

- принудительно по решению федеральных антимонопольных органов в случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и сове­ршили два или более нарушений антимонопольного законода­тельства.

Реорганизация предприятий может быть в форме слияния, присое­динения, разделения, выделения, преобразования. Указанные варианты реорганизации различаются аспектами перехода прав и обязанностей к вновь возникающему юридическому лицу. Необходимым этапом реор­ганизации является оформление передаточных актов и разделительных балансов.

Современная реорганизация систем управления предприятием подра­зумевает коренное переосмысление и перестройку процессов и структурных подразделений предприятия. Для этого требуется по-новому определить товарные, финансовые и информационные потоки, документооборот, обязанности, ответственность, задачи сотрудников, а также корпоратив­ную культуру в целом.

Следует выделить два основных направления реорганизации управления:

Реорганизация в форме структурной перестройки подразделении предприятия – реструктуризация.

Реорганизация в форме коренных изменений процессов, протекающих на предприятии, – реинжениринг.

В настоящее время на российских предприятиях доминирует струк­турный подход к реорганизации и управлению финансово-хозяйственной деятельности.

Современное положение многих отечественных предприятий связа­но с необходимостью их скорейшей и максимально эффективной рест­руктуризации. Структурный подход к реорганизации основан на изменении различных типов организационной структуры предприятия, изменении их взаимодействия, взаимосвязанности и взаимоподчиненности. В этом случае реорганизация осуществляется по имеющимся структурным эле­ментам (филиалам, департаментам, цехам, отделам, участкам, бюро и т.п.), а изменение взаимодействий структурных элементов — через сущес­твующих должностных лиц — начальников отделов, департаментов и цехов. При этом под реорганизацией понимают оптимизацию деятель­ности действующих структур.

Реструктуризацию промышленных и финансовых компаний мо­жно определить направление на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности. Цели процесса реструктуризации:

- увеличение рыночной стоимости собственного капитала компании как обязательного условия ее конкурентоспособности;

- улучшение экономических и финансовых показателей функционирования компании;

- привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств;

- усиление конкурентоспособности компаний за счет слияний и поглощений.

Анализ практики реструктуризации российских компаний пока­зал, что убедительная и согласованная со всеми участниками рестру­ктуризации (управляющими, кредиторами и инвесторами) концепция реструктуризации промышленных компаний является предпосылкой для оказания помощи со стороны банков и акционеров.

Практическая реализация концепции реструктуризации должна вызывать устойчивые положительные кратко- и долгосрочные изменения в деятельности предприятия, результатом которых будет рост рыночной сто­имости собственною капитата компании и курсовой стоимости ее обыкно­венных акций.

Конкретное содержание направления реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации задействована: проводится оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, или осуществляется более сложный этап — стратегическая реструктуризация.

Выявленные недостатки структурных реорганизаций побудили к поис­ку нового перспективного и современного направления в реорганизации предприятий с целью создания эффективной системы управления. Таким новым направлением оказался процессный подход к организации или реинжениринг. Смысл этого подхода заключается в ориентации прежде всего на процессы, протекающие на предприятии и представляющие ценность для потребителей. Основоположники предложенного метода — американские ученые М. Хаммер и Д. Чампи. На Западе, в первую оче­редь в Соединенных Штатах Америки, реинжениринг бизнеса приобре­тает все большую популярность. Компании США тратят на решение этих задач огромные деньги — десятки миллиардов долларов, причем в течение ближайших лет ежегодный рост затрат в этой сфере ожидается на уровне 19%. По данным компании Ernst & Young, за последние несколько лет правительство США инициировало более 250 проектов, а сегодняшний рынок инструментальных средств поддержки реинжениринга бизнес-процессов оценивается более чем в 100 млн долл. и увеличивается пример­но на 60% в год.

Объектом реинжениринга являются прежде всего процессы. Компании должны подвергать реорганизации не отделы снабжения, продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов. Предпри­ниматель должен задать себе два основополагающих вопроса, касающихся его предприятия: «Почему мы занимаемся тем, чем занимаемся? И почему мы это делаем именно так?» Отлеты на вопросы формируют новый взгляд на организацию процессов, протекающих на предприятии.

Реинжениринг тесно связан с бизнес-процессом. Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на «вхо­де» используется один или не сколько видов ресурсов, а на  «выходе» созда­ется продукг, представляющий ценность для потребителя. В цепочку биз­нес-процесса включаются различные операции, которые выполняются структурными элементами различных уровней организационной структуры предприятия.

Назначение бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по сто­имости, долговечности, сервису и качеству. Реинжениринг бизнес-процессов означает попытку найти совершенно новый способ реконст­руирования существующего бизнеса (или, по крайней мере, его наибо­лее важных процессов), используя новые технические достижения (например, современные информационные технологии) для лучшего обслуживания своих клиентов. Реинжениринг проводят: в Германии раз в год, в США — раз в три месяца.

Анализ состояния и развития бизнеса показывает, что сегодня место на рынке определяется не только темпами расширения производства, но и уровнем организации бизнес-процессов.

Обязательным условием успешной реорганизации значительной части российских компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах является устойчивый приток капитала. К решению проблем реорганизации есть множество подходов. Возможны изменения в организационной стратегии (выделяют стратегию роста или, наоборот, стратегию сокраще­ния бизнеса), изменения организационной и правовой формы, или же из­менения структуры и системы управления. Они охватывают различные аспекты, которые могут рассматриваться параллельно или последовательно в зависимости от экономической обстановки, состояния отрасли и компаний. Некоторые стадии реорганизации можно внедрить довольно быстро, используя только внутренние резервы предприятий. Другие стадии требуют новых инвестиций для модернизации, снижения се­бестоимости и обноачения ассортимента продукции.

Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Рассматривая кризисы с экономической точки зрения, можно выделить различные типы кризисов (наиболее распространенное деление: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности). Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению.

Информация о работе Реинжиниринг