Ввиду
большого исторического значения этой
работы, Российская Академия наук удостоила
Е. Ф. Буринского премии имени М.В. Ломоносова
«за метод исследования, равный значению
микроскопа».
Цветное
фотоизображение впервые получил
в 1861 г. Дж. Максвелл, затем Л. Дюко дю
Орон (1868 - 1869, Франция). В 1935 г. фирма «Кодак»
разработала применяемую до сих пор цветную
фотографию на трехслойных пластинках.
С этого
времени началось развитие цветной
фотографии. Вскоре появился комбинированный
документ - фоторепортаж и родилась
фотожурналистика, а с 1947 г. начали печататься
(в Италии) фотороманы.
В дальнейшем
происходило постоянное совершенствование
процессов фотодокументирования. В
частности, в 1947г. был изобретён так называемый
диффузионный фотографический процесс,
который привёл к созданию фотоаппаратов
для моментальной фотосъёмки, т.е. к получению
готового фотоснимка непосредственно
в фотоаппарате [11, с. 343].
В последнее
время в фотодокументировании стал
применяться цифровой фотографический
процесс. Он лишён многих недостатков,
присущих традиционной технологии, основанной
на фотохимическом галогенсеребряном
процессе и требующей многоступенчатой
химической обработки, значительных затрат
времени, использования драгоценного
металла - серебра.
В цифровой
фотографии оптическое изображение
объекта съёмки преобразуется в
электрический видеосигнал с
помощью светочувствительного сенсора
- твердотельной пластинки с размещённым
на ней множеством мельчайших фотоэлементов
- пикселей. Затем полученный сигнал
преобразуется в цифровую форму
и сохраняется в запоминающем
устройстве, откуда может быть подан
на принтер для получения фотоотпечатка.
Первая система электронной фотографии
была создана в 1981г. японской фирмой
Sony.
Одним
из достоинств цифровой фотографии является
то, что полученное изображение можно
корректировать - изменять цвет, контраст,
ретушировать и т.п. Кроме того, цифровой
фотоаппарат можно подключать к
компьютеру и его периферийным устройствам,
передавать полученные снимки по системе
«Интернет».
Диапозитив
(греч. dia -- через + лат. positiv -- положительный)
(слайд) - позитивное фотографическое или
рисованное изображение на прозрачном
материале (пленке или стекле), предназначенное
для проекции на экран. Диапозитив рассматривают
на просвет или проецируют на экран с помощью
специальных оптических аппаратов -- диапроектора
или диаскопа.
Диапозитивы
относятся к визуальным документам
статической проекции (изображение
неподвижно), бывают черно-белыми и
цветными. Последние обычно получают
съемкой на цветные обращаемые фотопленки.
Их можно изготовить печатанием с
цветных негативов на цветную
позитивную пленку или контратипированием
с цветных диапозитивов (этот способ
применяется в производстве диафильмов).
Черно-белые диапозитивы получают
печатанием с негативов на позитивные
пленки и пластинки или способом
обращения [11, с. 350].
Стеклянные
диапозитивы имеют размеры 50x50, 70x70
или 85x85 мм. Пленочные диапозитивы
с размерами кадра 18x24, 24x24, 28x28, 24x36,
40x40 мм монтируются в специальную
рамку размером 50x50 мм.
Диапозитивы
выпускаются в картонных коробках
либо целлофановых упаковках с вложенным
кратким описанием (сюжетным листом).
На коробке указаны наименование
серии, ее номер, количество черно-белых
и цветных слайдов, дата выпуска.
Слева внизу на каждом диапозитиве
проставляются номер серии и
его порядковый номер.
Диапозитивы
можно сравнить с фотографией
или репродукцией картины, серию
диапозитивов - с альбомом репродукций.
Слайдом иногда называют отдельные
кадры 35 мм диафильма, вставленные в
специальную рамку.
Материальной
основой слайдов и диафильмов
является фотопленка, устойчивость которой
к внешним воздействиям определяется
составом эмульсионного слоя. Наиболее
надежны фотопленки с серебросодовой
эмульсией: при идеальных условиях они
могут храниться до 1000 лет, черно-белые
фотопленки с другой эмульсией сохраняются
от 10 до 140 лет, цветные - от 5 до 30 лет [13,
с. 220].
Слайды
позволяют ставить кадр на нужное
время и в нужной последовательности,
имеют большую информационную емкость.
В массиве
документов особое место занимают носители
информации, содержащие одно или несколько
микроизображений, получившие общее
название микрографических документов
или микроформ.
Микрографический
(греч. mikros - малый, grapho - пишу) документ
выполняется на микроносителе в виде микрокопии
или оригинала микродокумента. Их отличительными
особенностями являются малые физические
размеры и вес, значительная информационная
емкость, компактность хранения информации,
необходимость специальной аппаратуры
для ее считывания. Прогнозируемый срок
службы микроформ - 500 и более лет.
По способу
документирования различают фотографические
и полиграфические микроформы. Из
них к воспроизводимым фотографическим
способом относятся микроотпечатки на
прозрачной основе (микрофильм рулонный,
в отрезке, прозрачная микрокарточка-микрофиша);
микроотпечатки на непрозрачной основе
(микрокарточка непрозрачная, на бумажной
основе, микрокард, микролекс, микротэйп,
микрострип).
Микроформы
относятся к машиночитаемым документам,
для их создания и использования
требуются специальные аппараты
(микрофильмирующий читально-копировальный
либо читальный аппарат).
Микрофильм
- уменьшенная копия документа, полученная
фотографическим способом. МФ содержит
одно или несколько текстовых
и графических микроизображений,
объединенных общностью содержания
[17, с. 21].
По
времени появления во внешней
среде микрофильмы делятся на
два вида: микрофильмы-копии и
микрофильмы-подлинники.
Микрофильм
- подлинник - это микрофильм первого
поколения, изготовленный в результате
непосредственного фотографирования
документа. Такой микрофильм используется
на правах или взамен подлинника документа.
Микрофильм
- копия - это микрофильм второго
поколения, изготовленный в результате
последовательного копирования
микрофильма первого поколения
n-ное количество раз.
Микрофильм
на рулонной пленке именуется рулонным.
Он может состоять из одного, нескольких
рулонов и на одном рулоне может быть несколько
микрофильмов.
Такие
носители, информация на которых размещается
последовательно по всей длине рулона
- страница за страницей, чертеж за чертежом,
относят к линейным или непрерывным
микрооригиналам [16, с. 88].
Большинство
рулонных микрофильмов производится на
стандартных фотопленках шириной
16, 35 и 70 мм. Наиболее широко для микрофильмирования
различных документов (книг, журналов,
архивных материалов) применяется пленка
шириной 35 мм. На пленке шириной 16 мм, как
правило, копируются машинописные документы
(деловые документы, отчеты о НИР и ОКР,
диссертации). Большие по формату документы
(карты, чертежи, схемы) копируют на пленке
шириной 70 мм. Длина рулона микропленки
в основном составляет 30 - 35 м. На рулоне
35 мм пленки помещается 750 - 860 кадров, а
на пленке шириной 70 мм - 240 - 280 кадров.
Микрофильмы
хранят в кассетах, металлических
коробках, помещенных в сейфах. Рулонные
микрофильмы широко используются в
качестве носителя информации при изготовлении
единичных экземпляров микрооригиналов,
при создании архивных фондов, организации
массивов документов одноразового пользования
в НИИ, КБ, на предприятиях и пр.; при микрофильмировании
документов больших объемов для миниатюризации
библиотечного и справочно-информационного
фонда.
Микрофильм
в отрезке - микрофильм на рулонной
пленке в виде отрезка длиной не
более 230 мм.
Отрезки
микрофильмов впервые были применены
в 1950-х годах ля хранения и ручного
поиска микрофильмов. При использовании
данной системы рулонную пленку после
экспонирования и обработки разрезают
на отрезки по 5 - 10 кадров. Эти отрезки
вкладываются затем в наклеенные
на стандартные планшеты прозрачные
конверты. На одном планшете укрепляется
определенное количество конвертов. Планшеты
с отрезками микрофильмов хранятся
в папке. Поиск необходимой информации
осуществляется по оглавлению, в котором
указываются номер планшета, а
также координаты кадра по вертикали
(номер конверта) и горизонтали (номер
кадра).
Микрофиша
- плоская микроформа с расположением
микроизображений в форме сетки.
Микрофиша
представляет собой отрезок фото-,
диазо- или везикулярной пленки стандартного
формата 75x125 мм, 105x148 мм, 180x240 мм, на которой
в заданной последовательности располагается
микроизображение. Читать микрофишу можно
на читальном аппарате при помощи диапроектора.
В зависимости
от кратности уменьшения изображения
при съемке и количестве кадров микрофиши
разделяют на:
· микрофиши
(количество кадров от 60 до 90);
· супермикрофиши
(количество кадров от 200 до 300)
· ультрамикрофиши
(количество кадров до 3200).
Информационное
поле ФШ состоит из поля заголовка
и растрового поля. Сверху размещается
человекочитаемый заголовок, отражающий
содержание документа. Запись микроизображений
в растровом поле проводят последовательно
в горизонтальном и вертикальном направлениях;
в строке (ряду) - слева направо, в графе
(колонке) - сверху вниз. Положение каждого
кадра однозначно определяется номером
ряда и столбца.
Микрофиша
по сравнению с рулонным микрофильмом
имеет ряд преимуществ. Поиск
необходимой информации, если известен
номер кадра, осуществляется более
просто, чем в рулонных микрофильмах.
Меньший механический износ пленки,
так как при поиске просматривается лишь
одна микрофиша, содержащая нужную информацию,
а не весь документ; кроме того, зная поисковые
признаки (например, номер микрофиши и
кадра), можно точно подвести нужный кадр
под объектив читального аппарата. Для
хранения микрофиши можно использовать
серийно выпускаемое каталожное оборудование,
а пересылать микрофишу по почте так же
просто, как и обычное письмо, открытку
и т. д.
Микрокарта
- носитель информации на фотопленке, вставляемый
в апертурную или кляссерную карту.
Микрокарта
- это документ, аналогичный микрофише,
но изготовленный на непрозрачной основе
(на отрезке фотографической или
обычной бумаги, а также на металлической
основе). Читают микрокарты на читальных
аппаратах при помощи эпипроектора
(т. е. в отраженном свете).
Микрокарты
обладают механической прочностью, сравнимой
с прочностью книг, журналов, фотокопий.
Для микрокарт характерны все
преимущества микрофиш. Кроме того,
в микрокарте можно использовать
и лицевую, и оборотную стороны,
разместив на одной стороне поисковый
образ документа, библиографическое
описание, аннотацию или реферат
документа, а на другой - микроизображение
всего документа [4, с. 10].
Микрокарты
изготовляют двумя способами:
1. Используют
негатив на рулонном носителе,
полученный на пленке обычным
способом. После проявления пленку
разрезают на полоски, которые
монтируют в ряды. Для получения
позитива монтаж копируют контактным
способом на светочувствительной
бумаге.
2. Оригиналы
фотографируют непосредственно
на светочувствительном форматном
материале. Съемку производят
с помощью специальной аппаратуры,
в которой светочувствительный
материал автоматически перемещается.
Разновидности
микрокарт:
Ш микрокард
(соответствует стандарту каталожной
карточки 75x125 и 105x148 мм);
Ш микролекс
- 165x216 мм (два склеенных фотографических
отпечатка, полученных с негативов форматной
пленки);
Ш микротейп
- стандартный размер; представляет собой
стандартную карту, на которой наклеены
полоски микроизображений;
Ш микрострип
- микрокарта аналогична микротейпу, но
на обратной стороне полоски нанесен не
клеевой слой (как на микротейпе), а особый
состав, который становится липким только
при увлажнении.
Микрокарты
с высокой кратностью уменьшения
служат для длительного архивного
хранения крупных документных массивов
в очень малых объемах.
Первую
непрозрачную микрокопию - прародительницу
современной фотографии - изготовил Д.
Даснер в 1839 г. (Франция). В 1852 г. ему удалось
изготовить первую микрокопию на прозрачной
основе. В 1853 г. А. Рослинг сделал первую
попытку микрокопировать печатный материал
газеты, а в 1854 г. X. Даймонд - рукописи. В
1860 г. Р. Дагрои изготовил первый аппарат
для просмотра миниатюрных изображений.
В 1870 г. Г. Скамони экспериментирует над
изготовлением микрокопий на непрозрачной
основе [7, с. 170].