Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:09, реферат
В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.
Современное государственное регулирование делопроизводства.
- Законодательное регулирование делопроизводства.
- Нормативно-методическое регулирование делопроизводства.
Организация документооборота.
- Проблема совершенствования документооборота.
- Понятие «документооборот», его развитие и нормативно-методическая регламентация.
- Основные правила организации документооборота в учреждении.
- Прием, обработка и распределение поступающих документов.
- Порядок направления на исполнение и работы исполнителя с документами.
- Правила обработки исходящих документов.
Список литературы.
Последующие нормативные
акты по регламентации работы с документами
— Примерная инструкция о делопроизводстве
в учреждениях РСФСР (1961 г.); Основные
правила постановки документальной
части делопроизводства и работы
архивов (1963 г.) — не имели в своем
составе разделов по организации
документооборота. В эти годы в
литературе термин «документооборот»
практически не употреблялся. Обозначаемое
им понятие или отождествляли
с делопроизводством в целом,
или заменяли термином «организация
переписки». Термин «документооборот»
в эти годы обозначает и движение
документов, и их объем (количество)*,
поэтому в нормативных
С середины 1970-х годов
понятие «документооборот»
В этот период во всех
прикладных разработках и исследованиях
документационных процессов проводится
углубленное изучение параметров документопотоков,
разрабатывается методика обследования
документооборота, его количественных
и качественных характеристик. Проведение
широких исследований такого плана
связано как с
• отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях одинаковых уровней и направлений деятельности;
• наличие множества инстанций на пути прохождения документов в аппарате управления;
• неоднократные возвратные движения документа (в процессе регистрации, согласования, редактирования и др.);
• несовершенство технологии обработки документов, приводящее к повторным операциям, к передаче документа разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции;
• отсутствие правил передачи документов, их доставки, курьерской связи.
Материалы исследования позволили включить в Основные положения ЕГСД принципы организации движения документов, т.е. теоретические основы организации документооборота:
• оперативность движения;
• единообразный порядок прохождения однотипных категорий документов;
• однократность операций одинакового целевого назначения;
• исключение лишних инстанций (каждое перемещение документа оправдывается только деловой необходимостью).
в Основные положения ЕГСД включены и практические правила по организации движения документов и технологии их обработки применительно к основным документопотокам, правила доставки и передачи документов, методика учета документооборота.
Основные положения ЕГСД, таким образом, были первым нормативным документом, определившим теоретические и практические основы организации движения документов. Главное правило документооборота — оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда. Реализовать это правило в конкретных учреждениях можно путем четкой регламентации путей прохождения документов, в ходе которой проверяется обусловленность всех операций, целесообразность всех перемещений. Регламентация должна была проводиться путем разработки инструкций по делопроизводству, где устанавливаются схемы движения основных документопотоков, а также пути прохождения отдельных видов документов (наиболее важных для деятельности организации). В период разработки Основных положений ЕГСД исследователи исходили из необходимости организации только традиционных (бумажных) документов. Как и в других странах, у нас в тот период совершенствование приемов и методов работы с машиночитаемыми документами проводилось независимо и без связи с этими процессами. Во многих прикладных разработках, связанных с
Кроме того,созданием АСУ, целью изучения документопотоков было повышение эффективности электронной обработки данных в вычислительных центрах. Такие работы широко проводились на Западе* и у нас в ЦЭМИ АН СССР.
Разработка Основных
положений ГСДОУ не принесла значительных
изменений в концепцию движения
документов. Хотя как раз на рубеже
1980-х годов во всем мире начинает
активно обсуждаться вопрос об интеграции
нетрадиционной документации, в том
числе и машиночитаемой, в сложившиеся
системы управления документами. Исследователи
при этом исходили из тех же задач,
которые ставились при
• объединение различных источников документной информации в единую сеть;
• организацию документов с различными носителями на основе общей классификационной схемы;
• устранение дублирования информационных и документационных потоков;
• унификацию приемов работы с документами.
В Основные положения
ГСДОУ включены правила приема и
обработки поступающих и
Изначальную основу, документооборота отражают такие организационные документы, как устав, положения, приказы о распределении обязанностей, организационная структура учреждения, а в инструкции по работе с документами они закрепляются вторично (см. гл. 8).
Таким образом, документооборот
учреждения представляет собой главную
организационную проблему деятельности
службы делопроизводства и проблему
технологии документационных процессов,
поэтому занимает место узлового
звена любой системы
Основные правила организации документооборота в учреждении
Документооборот —
сложный технологический
Основными характеристиками документооборота являются маршрут движения, который включает все инстанции на пути движения документа от создания черновика (или от получения) до подшивки в дело, и время, затрачиваемое на прохождение документов по этому маршруту. Отсюда главное правило организации документооборота — оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени. Кроме того, при организации движения документов необходимо выполнение следующих правил:
• максимальное сокращение
инстанций прохождения
• исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов (при их обработке — регистрация и доставка, при их подготовке — визирование и согласование и т.д.);
• максимальное единообразие
в порядке прохождения и
Соблюдение этих правил позволяет реализовать основной организационный принцип службы делопроизводства — специализацию, возможность централизованного выполнения однородных технологических операций, эффективного использования средств оргтехники и персонала.
Кроме того, соблюдение этих правил позволяет улучшить документационное обеспечение аппарата управления за счет:
• прямоточности направления документопотоков, исключения дублирующих и повторных операций по подготовке и обработке документов;
• ритмичности движения
документов, которая обеспечивает их
равномерное поступление и
Объективные данные о состоянии документооборота можно получить из качественных и количественных характеристик его параметров.
К качественным характеристикам документооборота относятся:
• характеристики документопотоков (состав документов, их содержание);
• маршруты движения документов (направление движения, этапы и инстанции маршрута движения документов);
• периодичность (стадии документооборота);
• направленность движения.
Документооборот как
технологический процесс
Документопотоки различают
по направлению и по отношению
к управленческому объекту. По направлению
выделяют горизонтальные потоки, связывающие
организации одного уровня управления,
и вертикальные (восходящие и нисходящие),
связывающие организации
По отношению к
управленческому объекту
Входящий документопоток любой организации складывается из:
• документов вышестоящих
организаций (органов власти и управления,
центральных аппаратов
• документов от подведомственных организаций, содержащих сведения о выполнении распорядительных действий, запросы о путях выполнения заданий и отчетные сведения о своей деятельности. По видам документов этот поток состоит из отчетов (о финансовой, хозяйственной, социальной, управленческой деятельности), инициативных докладных записок, писем, актов;
• документов от несоподчиненных организаций, направляемых с целью согласования совместных действий или побуждения к ним, с целью консультирования, получения информации. Основные виды документов: письма (информационные, рекламные, оферты, гарантийные, запросы и др.) и договоры, а также документы, сопровождающие выполнение договоров (акты взаимозачетов, счета, заявки, сертификаты, отгрузочные документы и др.);
• обращений граждан — предложений, заявлений, жалоб.
Исходящий документопоток состоит из документов, создаваемых в данной организации и отправляемых за ее пределы. Исходящие документы создаются в ответ на поступившие письменные или устные запросы или как инициативные документы, требующие или не требующие ответа. Инициативные документы всегда значительно превышают группу ответных документов. Мотивы создания исходящих документов диктуются направлениями деятельности организации и ее информационными запросами. В исходящем документопотоке выделяется группа распорядительных документов (при условии, что организация имеет подведомственные организации) и информационных (коммуникативных) — письма, докладные, обзоры, справки, отчеты, договоры, документы по их выполнению.
Внутренний документопоток составляют документы, создаваемые и используемые в самом аппарате управления, не выходящие за его пределы. Происхождение этих документов совпадает со сферой их применения. Внутренний поток обеспечивает целенаправленное решение управленческих задач в пределах одного учреждения, организации. К внутренним относятся организационные документы, определяющие задачи, функции организации в целом, а также ее структурных подразделений, компетенцию, права и обязанности должностных лиц, правила выполнения отдельных видов деятельности — положения, уставы, учредительные договоры, должностные инструкции, регламенты, правила, штатные расписания и др. Функцию оперативного регулирования деятельности учреждений выполняют распорядительные документы, издаваемые руководством, — приказы, указания, распоряжения, решения. Самостоятельные группы внутреннего документопотока составляют протоколы и акты, плановые и отчетные документы, документы по учету материальных и денежных средств, оборудования, личного состава и т.д. В аппарате управления не рекомендуется вести внутреннюю переписку между должностными лицами и структурными подразделениями, вместо нее должны использоваться бездокументные способы обмена информацией (телефон, переговоры). Однако на практике внутренняя переписка широко распространена. Она оформляется докладными (служебными) и объяснительными записками, рапортами.
Информация о работе Современное государственное регулирование делопроизводства и документооборота