Состояние и структура внешнеторговых связей России с зарубежными странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические или внешнеторговые операции можно охарактеризовать как комплекс методов и форм по обмену товарами и услугами между контрагентами из разных стран. Правило, по которому совершается такой обмен, основаны на исторически сложившихся принципах международного разделения труда.
Современные формы и методы внешнеторговых операций являются частью международных экономических отношений.
В международной практике различают следующие критерии классификации внешнеторговых операций:
· По направлениям торговли.
· По видам товаров и услуг.
· По степени готовности товара.

Содержание

Виды внешнеторговых операций.
Внешнеторговые переговоры и организация их проведения.
30.Методика изучения фирм делового партнера.
37.Содержание и структура внешнеторгового контракта купли-продажи.
49.Состояние и структура внешнеторговых связей России с зарубежными странами.
66.Страхование ответственности, рисков предприятий в области внешних связей.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

орг. и тех вто.docx

— 92.75 Кб (Скачать)

 

В мировой хозяйственной  практике широко используются услуги специализированных фирм-организаций, которые занимаются сбором, обобщением экономической информации о фирмах, рынках, товарах. Они за соответствующую  плату предоставляют информацию в различных видах: paзoвaя стандартная справка по запросу клиента, подписка на абонемент (обслуживание) сроком на 1 год или более длительный срок. выдача определенной информации по выбору клиента, составление специальных обзоров по рынкам, товарным группам или возможным контрагентам.

 

Справочно-информационные агентства (кредит-бюро) имеются практически  во всех промышленно развитых и развивающихся  странах мира. И они предоставляют  необходимую информацию даже об относительно небольших фирмах. Для предпринимателя  это весьма удобно, поскольку малые  фирмы зачастую не публикуют о  себе сведений. Ценность экономической информации, получаемой в кредит-бюро, состоит в том, что последние аккумулируют ее из довольно широкого круга источников: реестры национальных государственных органов, банки, сами фирмы, доверительные связи. Кредит-бюро используют сеть оплачиваемых агентов среди служащих изучаемых фирм, в банковской среде, в государственных организациях. Поэтому очень часто такая информация носит конфиденциальный характер и это оговаривается с клиентом-потребителем таких сведений.

 

Многие справочно-информационные агентства связаны между собой  договорными отношениями, поддерживают между собой деловые отношения. Наиболее мощной справочно-информационной системой обладает американская компания «DUN & ВRADSTREET Ltd», которая фактически связана деловыми отношениями со всеми информационными фирмами мира. Она имеет свое представительство и в Москве. Кредит-бюро «Дан энд Брэдстрит» ежегодно составляет и предоставляет миллионы справок с широким кругом сведений о запрашиваемых фирмах. Такая справка имеет стандартный вид и содержит следующие сведения:

 

• полное и краткое название фирмы, ее почтовый и телеграфный  адрес,

телефон и факс;

 

• род занятий фирмы (промышленная, торговая, туристическая...);

 

• год создания;

 

• величина капитал и  его состав;

 

• оценка платежеспособности, финансового положения;

 

• общие сведения о руководстве  фирмы (персональные данные);

 

• объемы продаж;

 

• наименование банков, с  которыми фирма поддерживает корреспондентские  отношения;

 

• сведения о дочерних и  ассоциированных компаниях.

 

Весьма перспективным  способом получения экономической  информации по зарубежным фирмам является обращение к базам данных мирового информационного рынка на магнитных  носителях. Современные базы данных охватывают практически все сферы  предпринимательской деятельности, производство, сбыт, научно-исследовательские  работы, посредническая деятельность. маркетинг и т. д. В качестве примера можно порекомендовать базу данных «Kompas Europe». Она содержит большой объем информации о сотнях тысяч западноевропейских фирм и содержат все основные сведения, перечисляемые в стандартной справке о фирме.

 

Все базы данных отличаются друг от друга объемом информации, частотой ее обновления, языком описания, оперативностью предоставления информации и стоимостью материалов.

 

Вместе с тем российскому  предпринимателю следует иметь  в виду оборотную сторону контактов  с западными информационными  агентствами. Суть ее состоит в том, что предоставление справки о интересующей фирме довольно часто сопровождается оказанием аналогичной услуги фирме-объекту интереса, что в условиях ведения постоянного промышленного шпионажа вполне объяснимо.

 

Изучив основные источники  получения экономической информации об иностранных фирмах - потенциальных  партнерах, оценив и значимость и достоверность, российский предприниматель может перейти к следующему этапу изучения своего будущего контрагента. Здесь предстоит оценить первичные сведения о фирме: ее название, организационно-правовое положение, адрес и каналы связи. Хотелось бы напомнить читателю, что речь идет об этапе, на котором предприниматель не вступает в прямой контакт с потенциальным партнером. Последний довольно часто и не подозревает о существовании к нему интереса со стороны.

 

Вся работа на этом этапе  строится на плановой основе, предполагает определенную последовательность действии.

 

Во-первых, изучение исходных данных (название фирмы) дает основание  сделать вывод о национальной принадлежности фирмы, беря во внимание такие отличительные элементы, как  язык обозначения, возможные указания на страну или регион, а также  присутствие специфических сокращений.

 

В определении потенциального партнера следует разграничивать понятия  компания и фирма. Доминирующая система  в организации предпринимательских  структур сложилась на принципах  англо-саксонского права. Оно четко  проводит различия между компанией  и фирмой. К фирмам относят все  разновидности товариществ (полные, коммандитные, товарищества с ограниченной ответственностью, венчурные предприятия  и т. д.). Компания же имеет статус независимого от совладельцев, искусственно созданного юридического лица, обладающего  правами собственности, заключения контрактов, истца и ответчика. Компания подлежит обязательной регистрации. В  названиях некоторых фирм и компаний присутствуют слова, указывающие на их международный статус (International, Transnational) иди термины, свидетельствующие о виде ее деятельности (consultative, trading, exporting).

 

Предпринимателю необходимо для детального анализа потенциального партнера знать адреса и каналы связи  компании. Адресные и коммуникационные сведения указывают не только на национальную принадлежность компании или фирмы, но и содержат данные о расположении ее головного офиса, а также о  средствах связи. Для ориентации в адресных и коммуникационных данных зарубежных фирм и компаний предпринимателю, аналитику необходимо иметь хотя бы общее представление о системах почтовой, телефонной и телеграфной  связи в той или иной стране.

 

В России возможно получение  адресной информации из различных изданий  и организаций. Практически любую  внешнеэкономическую информацию предоставляет  Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт, а также  отдел консультирования по вопросам внешнеэкономической деятельности при Торгово-промышленной палате России. Наиболее доступным для российских бизнесменов является журнал «Деловые связи». В нем публикуются рубрики  «Контакты», в которых перечисляются  иностранные фирмы, желающие установить партнерские связи с российскими  предпринимателями. Возможно также  обращение в московское отделение  уже упоминавшейся американской фирмы «Дан энд Брэдстрит».

 

Таким образом, изучение иностранных  фирм - потенциальных партнеров на первом этапе, без вступления с ними в прямой контакт, позволяет установить общие сведения о фирме, ее реквизитах, адресе и организационно-правовой форме  ее функционирования. При этом хотелось бы обратить внимание читателей на то, что на этом этапе можно установить некоторые несоответствия. В деловой  практике иностранных фирм встречаются  факты создания фиктивных филиалов и фирм с целью проведения сомнительных коммерческих операций. Часто создаются  фирмы под названием авторитетных корпораций; телефоны отдельных обществ не обнаруживаются в телефонных справочниках; использование подставных телефонов и даже банковских счетов. Задача для предпринимателя - проявлять достаточную осторожность и подвергать всю полученную информацию перепроверке.

 

На этом (бесконтактном) этапе  изучения иностранного партнера предприниматель  может достигнуть ограниченных результатов: установить лишь самые общие данные о потенциальном контрагенте  сделать вывод о целесообразности дальнейшего делового контакта.

 

Более сложным является оценка показателей хозяйственной деятельности потенциального партнера, которые могут ответить на ряд вопросов: какая цель установления деловых отношений с российским партнером у иностранной фирмы, каково его положение в области производства, сбыта и финансов, не имеет ли он цели поправить за счет российского партнера свои финансовые дела? Достоверные ответы на эти вопросы должны обязательно предварять непосредственные деловые проекты. Это интернациональный закон безопасности коммерческой деятельности.

 

Все это ставит проблему получения статистической информации о фирме, которую можно подучить из годовых отчетов и баланса  самой фирмы. Здесь следует иметь  в виду один важный момент. Иностранный  партнер часто готов представить  указанные документы российскому  партнеру в качестве жеста доброй воли и установления долговременных деловых связей. Это «нелогичное» действие иностранной фирмы имеет  свое логичное объяснение. Западные фирмы, подавая о себе сведения, определенные национальным законодательством своей страны, хорошо понимают, что они перестают быть тайной, кроме того партнер может получить некоторые материалы и самостоятельно, пользуясь услугами консалтинговых фирм, торговых представительств своей страны за рубежом и т. п. Поэтому при просьбах потенциальных партнеров иностранной корпорации весьма охотно предоставляют некоторую экономическую документацию в порядке саморекламы. Задача для российского предпринимателя состоит в том, как правильно оценить ее показатели и сделать выводы о состоянии производственной и финансовой программы возможного контрагента. Изучение оперативной экономической информации дает возможность выявить: тенденции развития фирмы, определить экономический и производственный потенциал, оценить научно-технический уровень выпускаемой фирмой продукции, оценить ее конкурентоспособность.

 

Однако, для маркетинговых служб российских фирм это возможно осуществить при выполнении ряда методических приемов, соблюдении определенной последовательности в анализе полученных от иностранного партнера финансово-экономических документах (доклады и сообщения президентов, годовые отчеты, балансы и др.).

 

В деловых документах иностранных  фирм, носящих открытый характер, имеется  большое количество показателей, как  абсолютных, так и относительных. Их грамотное использование позволяет  вполне достоверно оценить деятельность фирмы.

 

Для маркетолога (аналитика) в первую очередь следует сосредоточить внимание на показателях экономического потенциала фирмы: объемы продаж, валовая или чистая прибыль, капитал и его структура, направления капиталовложений, общее число занятых и некоторые другие показатели.

 

Обычно анализ начинается с изучения объемов продаж, взятых в динамике, причем, чем больший  период охватывается при этом, тем  более объективная характеристика складывается в конечном итоге. Однако здесь следует иметь в виду, что даже положительная динамика еще не говорит об успехах сбытовой политики фирмы. В обязательном порядке  следует иметь данные о тенденциях ценообразования на рынке изучаемой  продукции. Рост (снижение) объемов  продаж изучаемой фирмы может  быть обусловлен простым изменением цен. Поэтому очень часто в  годовых отчетах перед акционерами  руководство фирмы рисует радужные картины роста сбыта. Однако эти  успехи есть результат не успешной работы корпорации и ее маркетинговых подразделений, а всего лишь благоприятная рыночная конъюнктура. Более того, общий рост объема продаж часто достигается за счет одной-двух номенклатурных товарных позиций, в то время как по остальной продукции у фирмы наблюдается провал.

 

Важным элементом анализа  является оценка результата хозяйственной  деятельности данной фирмы - прибыль, ее объемы и распределение. Общий объем  прибыли (балансовая прибыль), как правило, не дает точной картины доходности капитала. Поэтому здесь уместно  использовать относительные показатели, которые более точно свидетельствуют  об успехах или недостатках хозяйственной  деятельности фирмы. Например, отношение  общей или чистой прибыли к  издержкам выражается в таком  показателе как рентабельность, то есть доходность от капиталовложений. Если это отношение по годам снижается, значит снижается рентабельность и соответственно каждая единица прибыли получается все с большими затратами капитала.

 

Очень важным показателем  является капитал - его объем и  структура. На начальном этапе функционирования фирмы, особенно акционерного общества его капитал состоит из средств  акционеров. Постепенно при положительных  тенденциях развития предприятия формируется  собственный капитал фирмы. В  идеале он должен быть стопроцентным. Однако в реальной предпринимательской  практике даже крупные корпорации используют заемный капитал, привлекаемый со стороны. Анализ документации фирмы позволяет  сразу же определить величину собственного и заемного капиталов фирмы и  довольно четко установить возможности  самофинансирования данной фирмы. Иногда бывают случаи, когда фирма увлекается внешними заимствованиями и тогда  ее финансовое положение становится неустойчивым. При внезапном предъявлении требований кредиторов, оттока акционеров для фирмы становится проблематичным ее нормальное функционирование.

 

С другой стороны, капитал  имеет свою собственную структуру. Он делится на основной и оборотный  капитал. В годовых отчетах и  балансах небольших фирм легко определяется структура основного капитала: земля, здания, сооружения, машины и оборудование. Несколько сложнее решить эту задачу у крупных диверсифицированных фирм, поскольку у последних сложная система формирования имущества. Сопоставление величин основного капитала и амортизационных отчислений позволяет выявить технологическую политику фирмы. Насколько быстро она обновляет свой машинный парк и внедряет новые технологии. Несколько сложнее анализировать показатели оборотного капитала. Очень часто в документах он дается одной строкой и его рост можно ошибочно принять за положительное явление. В оборотный капитал входит такой «коварный» показатель как оборотные средства: ликвидные средства + ценные бумаги + дебиторская задолженность + запасы. Рост оборотных средств может явиться следствием увеличения дебиторской задолженности или запасов. Это означает, что фирма отдает на реализацию свой товар, соглашаясь с отсрочкой платежей посредников (потребителей). Рост запасов может быть объяснен расчетливой политикой фирмы и можно оценивать положительно. Однако здесь есть еще один «подводный» камень - в запасы относят готовую к реализации продукцию. А если она возрастает в своих объемах, то это уже убийственный показатель неудачной производственной и торговой политики фирмы. Это означает затоваривание продукции на складах!

Информация о работе Состояние и структура внешнеторговых связей России с зарубежными странами