Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Формирование Национального архивного фонда Белару¬си – процесс сложный и ответственный. В результате деятельности учреждений, организаций и предприятий образуется значительное количество самых различных видов и разновидностей документов. Однако далеко не все они имеют одинаковую ценность. Одни из них могут служить источниками для изучения политической, экономической и культурной жизни общества, так как несут ценную информацию.
Введение .. 3
1 Экспертные органы Республики Беларусь 5
1.1 Общие сведения об экспертных органах 5
1.2 Функции экспертных органов 9
1.3 Права, задачи и организация работы экспертных органов 13
2 Организация работы экспертных органов на примере учреждения образования 17
2.1 Характеристика учреждения образования 17
2.2 Анализ организации работы экспертных органов в учреждении образования 20
2.3 Анализ недостатков в организации работы экспертной комиссии учреждения образования и рекомендации по их устранению 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А. Образец приказа о создании экспертной комиссии 31
Приложение Б. Образец протокола заседания экспертной комиссии 32
- годовых разделов дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе и по личному составу;
- актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению;
- акты о неисправимом повреждении документов постоянного хранения и о не обнаружении дел, подлежащих передаче на государственное хранение;
- вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения;
- подготовка и внесение на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии Государственного архива Витебской области предложений об установлении и изменении сроков хранения документов;
- перечней документов;
- номенклатур дел;
- инструкций по делопроизводству и т.п.
Также экспертная комиссия гимназии осуществляет методическое руководство работой по экспертизе ценности документов гимназии и по подготовке их к архивному хранению; оказывает содействие и методическую помощь работникам гимназии по инициативному документированию (записи воспоминаний старейших работников) с целью создания устной истории гимназии.
Главными задачами экспертной комиссии гимназии является:
- организация ежегодного отбора документов на хранение и уничтожение;
- рассмотрение годовых разделов описей дел постоянного хранения и описей дел долговременного хранения (свыше 10 лет), в том числе и по личному составу;
- рассмотрение, одобрение и представление на утверждение директору гимназии актов о выделении к уничтожению документов и дел, срок хранения которых истек.
Экспертная комиссия гимназии имеет право в целях реализации возложенных на нее задач:
1. В пределах своей компетенции давать рекомендации отдельным работникам гимназии по вопросам формирования дел в делопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел постоянного срока хранения и по личному составу, упорядочения и оформления документов.
2. Запрашивать от работников гимназии письменные объяснения о причинах утраты, порчи или незаконного уничтожения документов постоянного и долговременного хранения, в том числе по личному составу, предложения и заключения, необходимые для определения сроков хранения документов.
3. Заслушивать на своих заседаниях информацию ответственного за делопроизводство и архив работника гимназии о ходе подготовки документов к архивному хранению, состоянии учета и сохранности дел постоянного хранения и по личному составу, о причинах утраты документов.
4. Приглашать на заседания экспертной комиссии гимназии в качестве консультантов и экспертов представителей других организаций, представителей Государственного архива Витебской области.
5. Экспертная комиссия гимназии в лице ее председателя и секретаря комиссии имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки некачественно и небрежно подготовленные документы.
6. Информировать администрацию гимназии по вопросам, относящимся к компетенции экспертной комиссии гимназии.
7. В установленном порядке представлять свое учреждение в органах Государственной архивной службы Республики Беларусь.
В результате работы экспертной комиссии документы гимназии подразделяются на четыре группы:
1) документы постоянного хранения, подлежащие в дальнейшем передаче в государственный архив;
2) документы передаваемые на длительное хранение в архив гимназии (со сроком хранения свыше 10 лет);
3) документы временного хранения (со сроком хранения до 10 лет включительно);
4) документы, подлежащие уничтожению (с истекшими сроками хранения и утратившими свое практическое значение).
Экспертная комиссия гимназии является совещательным органом. Работа членов экспертной комиссии и привлеченных специалистов является частью основной производственной деятельности организации и включается в их индивидуальные планы. При определении ценности научно-технической и управленческой документации на заседании экспертной комиссии гимназии присутствуют все члены экспертной комиссии, кроме этого, к работе привлекается также секретарь приемной директора, имеющий непосредственное отношение к разработке рассматриваемой документации.
Заседания экспертной комиссии проходят по мере надобности, но не реже двух раз в год с обязательным оформлением протоколов. Протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии гимназии.
Решения экспертной комиссии вступают в силу после утверждения их директором гимназии. Протокол заседания экспертной комиссии вместе с перечнем проектов, описями на документацию, представляться на рассмотрение экспертно-проверочной методической комиссии Государственного архива Витебской области.
Протоколы заседания экспертной комиссии, содержащие решения об одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел, об изменении сроков хранения документов, установленных типовыми и ведомственными перечнями документов, утверждаются директором гимназии только после их рассмотрения на экспертно-проверочной методической комиссии Государственного архива Витебской области.
В результате деятельности экспертной комиссии гимназии составляются следующие документы:
- протоколы ее заседаний;
- описи дел постоянного хранения;
- описи дел временного хранения;
- акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.
В основе деятельности экспертных комиссий находятся типовые и ведомственные перечни документов – систематизированные списки видов и категорий документов, содержащие нормативные указания о сроках их хранения.
Таким образом, в своей работе экспертная комиссия гимназии руководствуется законодательством Республики Беларусь и основными нормативными документами, такими как Закон о Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь, нормативно-методические документы Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь и т.д. Свою деятельность экспертная комиссия гимназии осуществляет в соответствии с Положением об экспертной комиссии гимназии, в котором описаны все задачи, функции, права и организационные моменты работы экспертной комиссии.
2.3 Анализ недостатков в организации работы экспертной комиссии учреждения образования и рекомендации по их устранению
Как уже говорилось выше, для определения порядка работы экспертной комиссии гимназии по отбору на постоянное хранение управленческой документации, документов по личному составу и распределения обязанностей среди членов комиссии, проводится установочное заседание экспертной комиссии.
На установочном заседании необходимо, в соответствии с направленными Государственным архивом Витебской области планами-графиками, составить план-график работы экспертной комиссии гимназии по отбору и проведению экспертизы ценности научно-технической и других видов документации, с целью передачи ее на постоянное хранение в архив. Составление планов-графиков, утвержденных директором гимназии, дисциплинирует работу лиц, ответственных за передачу документации на постоянное хранение в Государственный архив. В плане-графике должно быть определено, за какие годы и какая документация будет подвергнута экспертизе ценности, кем и когда она будет проведена, кто составит историческую справку, оформит перечень проектов, документация по которым, подлежит передаче на постоянное хранение, и кто представит его на рассмотрение экспертной комиссии. Назначаются сроки проведения экспертизы ценности документов, определяется порядок контроля за ходом их отбора.
Но утвержденный директором гимназии и возвращенный в Государственный архив Витебской области план-график практически не выполняется в установленные сроки. А иногда такой план-график и вовсе не составляется.
Роль экспертной комиссии гимназии заключается в практической организации работы по экспертизе ценности документации и отбору ее на постоянное хранение. Практическая организация работы экспертной комиссии заключается в том, что члены экспертной комиссии непосредственно занимаются экспертизой ценности документов по профилю своей деятельности. Если членом экспертной комиссии является инспектор отдела кадров, то он принимает участие в отборе документации отдела кадров, секретарь приемной директора гимназии проводит экспертизу документов канцелярии. Таким образом, будет более квалифицированно и качественно проведена экспертиза ценности документов.
Однако в гимназии редко на заседаниях экспертной комиссии, кроме ее членов, присутствуют другие работники. И в основном всю работу по экспертизе ценности выполняют члены комиссии.
В гимназии Положения об экспертной комиссии разработано на основании «Примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия», утверждённого приказом Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь в 1997 году. За период с 1997 года по настоящее время Примерное положение не перерабатывалось, поэтому при разработке индивидуального положения об экспертной комиссии гимназии до сир пор в нашей организации пользуются Положением 1997 года, и положение об экспертной гимназии не перерабатывается.
Однако, несмотря на то, что экспертная комиссия создана в гимназии, можно отметить уменьшение ее роли в отборе документов, ослабленное внимание к ее работе. В результате экспертная комиссия существует чисто формально.
В гимназии имеется приказ о создании экспертной комиссии, положение об экспертной комиссии, но работа не ведется: не проводится экспертиза ценности документов, документы своевременно не обрабатываются; не составляются перечни проектов, документация по которым подлежит передаче на постоянное хранение. Очень часто деятельность экспертной комиссии гимназии сводится к подписанию описей, актов и других документов, направляемых на экспертно-проверочную методическую комиссию Государственного архива Витебской области. Неслучайно поэтому при рассмотрении представляемых документов, включенных в описи, наблюдается нарушение систематизации дел. Все это свидетельствуют о том, что экспертная комиссия гимназии несерьезно относится к экспертизе и отбору документов на государственное хранение. Чаще всего экспертная комиссия гимназии не принимает никаких мер к розыску недостающих документов, а если неполнота состава и оговаривается в предисловии к описи или в дополнении к исторической справке, то документально не подтверждается.
Деятельность экспертной комиссии носит случайный характер, что, несомненно, влияет на проведение экспертизы ценности документации. Такое отношение к работе экспертной комиссии приводит к уничтожению документов, отражающих роль и место гимназии в системе образования, значимости выполняемых ею работ. В то же время, на постоянное хранение выделяются документы, не представляющие историческую и практическую ценность.
Отсутствие финансовых средств и сокращение штатных работников приводит к тому, что порой качественную экспертизу ценности управленческой документации и документов по личному составу провести некому. Такое положение недопустимо.
Считаю, что в гимназии необходимо изыскивать возможность для создания условий для стабильной работы экспертной комиссии гимназии.
Однако, документы, представляемые гимназией на рассмотрение экспертно-проверочной методической комиссии Государственного архива Витебской области, соответствуют нормативным требованиям.
Обобщая всё вышесказанное, хочется надеяться, что в гимназии будут созданы условия для стабильной работы экспертной комиссии гимназии, благодаря которым она будет ответственно и добросовестно выполнять возложенные на неё функции и задачи, работая в тесном контакте с экспертно-проверочной комиссией Государственного архива Витебской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные органы, государственные организации в соответствии с правилами и инструкциями, издаваемыми органами Государственной архивной службы, обеспечивают сохранность, учет, отбор документов государственной части Национального архивного фонда и подготовку их для передачи на постоянное хранение. Для этого образуются различные экспертные органы, такие как:
- экспертные комиссии;
- Центральные экспертные комиссии;
- экспертно-проверочные комиссии;
- Центральная экспертно-проверочная комиссия.
Все они являются совещательными, коллегиальными органами и в своей работе руководствуются множеством нормативных документов Республики Беларусь, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность. В этих документах также указаны все функции, права, задачи и порядок организации работы соответствующих экспертных органов.
Экспертные органы создаются приказом руководителя организации, предприятия, учреждения в соответствии с Положением о них из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек, хорошо знающих функции, структуру своей организации, состав и содержание образующихся в их деятельности документов, а также значение и ценность информации, содержащейся в документах.