Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Формирование Национального архивного фонда Белару¬си – процесс сложный и ответственный. В результате деятельности учреждений, организаций и предприятий образуется значительное количество самых различных видов и разновидностей документов. Однако далеко не все они имеют одинаковую ценность. Одни из них могут служить источниками для изучения политической, экономической и культурной жизни общества, так как несут ценную информацию.
Введение .. 3
1 Экспертные органы Республики Беларусь 5
1.1 Общие сведения об экспертных органах 5
1.2 Функции экспертных органов 9
1.3 Права, задачи и организация работы экспертных органов 13
2 Организация работы экспертных органов на примере учреждения образования 17
2.1 Характеристика учреждения образования 17
2.2 Анализ организации работы экспертных органов в учреждении образования 20
2.3 Анализ недостатков в организации работы экспертной комиссии учреждения образования и рекомендации по их устранению 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А. Образец приказа о создании экспертной комиссии 31
Приложение Б. Образец протокола заседания экспертной комиссии 32
При всем многообразии экспертных органов первичной экспертной комиссией является экспертная комиссия учреждений, организаций, предприятий.
Таким образом, государственные органы, государственные организации в соответствии с правилами и инструкциями, издаваемыми органами Государственной архивной службы, обеспечивают сохранность, учет, отбор документов государственной части Национального архивного фонда и подготовку их для передачи на постоянное хранение. Для этого образуются различные экспертные органы, такие как экспертные комиссии, Центральные экспертные комиссии, экспертно-проверочные комиссии и Центральная экспертно-проверочная комиссия. Все они являются совещательными, коллегиальными органами и в своей работе руководствуются множеством нормативных документов Республики Беларусь, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность. В этих документах также указаны все функции, права, задачи и порядок организации работы соответствующих экспертных органов.
1.2 Функции экспертных органов
Организация и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на государственное хранение документов архивного фонда Республики Беларусь осуществляется рядом экспертных комиссий.
Экспертная комиссия и Центральные экспертные комиссии взаимосвязаны по соподчиненности, так же как и экспертно-проверочная комиссия и Центральная экспертно-проверочная комиссия. Кроме того, архивные экспертно-проверочные комиссии курируют экспертные комиссии учреждений, организаций, предприятий, министерств, ведомств.
Большинство функций Центральных экспертных комиссий и экспертных комиссий, связанных с практической работой, совпадает. Так, экспертные и экспертно-проверочные комиссии рассматривают и одобряют проекты номенклатур структурных подразделений и сводной номенклатуры по учреждению; график передачи материалов из структурных подразделений в архив учреждения и график передачи документов в государственный архив (составленный архивом учреждения и согласованный с государственным архивом) [13, с.8].
Экспертная комиссия ежегодно совместно с работниками делопроизводства структурных подразделений и архивом проводит отбор документов постоянного и длительного сроков хранения для передачи в архив учреждения.
Центральная экспертная комиссия осуществляет контроль за отбором дел в структурных подразделениях и подведомственных организациях. Экспертная комиссия просматривает описи, составленные в учреждениях, после чего выносит дела на одобрение в экспертно-проверочную комиссию. Экспертные комиссии и Центральные экспертные комиссии:
- утверждают описи дел долговременного хранения по учреждению и по подведомственным организациям;
- рассматривают и одобряют акты о выделении к уничтожению документальных материалов с истекшими сроками хранения;
- оказывают методическую помощь подведомственным структурам, не состоящим на учете в архивных учреждениях;
- ведут исследование ценности различных групп документов.
Они рассматривают предложения об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, не предусмотренных действующими перечнями, типовыми и примерными номенклатурами. После чего принимается решение о представлении предложений на утверждение экспертно-проверочной комиссии.
У Центральной экспертной комиссии как органа центрального учреждения ведомства есть функции, присущие только ей. Одной из важнейших функций Центральной экспертной комиссии является методическая работа в области экспертизы. Центральная экспертная комиссия рассматривает и представляет на утверждение архивного учреждения проекты ведомственных перечней со сроками хранения и передачей документов, подлежащих передаче в государственные архивы, классификаторов, примерных и типовых номенклатур, инструкций по делопроизводству и других нормативно-методических пособий (экспертная комиссия принимает участие в подготовке и рассмотрении этих пособий). Центральная экспертная комиссия рассматривает проекты таких документов, как рекомендации по организационным и методическим вопросам экспертизы ценности документов; списки учреждений, организаций и предприятий отрасли, документы которых подлежат и не подлежат передаче на государственное хранение; типовые положения об экспертных комиссиях структурных подразделений и подведомственных организаций, другие нормативно-методические пособия.
Все эти проекты после одобрения Центральной экспертной комиссией и визирования руководителем учреждения представляются на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии архивного учреждения. По согласованию с архивным учреждением Центральная экспертная комиссия может вынести решение о предоставлении экспертным комиссиям структурных подразделений ведомства и подчиненных ему организаций права самостоятельно уничтожать документы с истекшими сроками хранения после утверждения описей дел постоянного и долговременного сроков хранения и по личному составу за соответствующие годы. Такое решение может приниматься при условии, если имеется утвержденный ведомственный перечень документов со сроками хранения.
Таким образом, Центральная экспертная комиссия ведомства выполняет и функции, присущие экспертной комиссии учреждения, и функции, присущие только центральному экспертному органу ведомства [6, с.71-72].
Экспертные комиссии государственных архивов с постоянным составом документов ведут работу по нескольким направлениям. В частности, они осуществляют:
1) экспертизу ценности документов внутри архива (рассмотрение описей после усовершенствования обработки и актов о выделении к уничтожению документов, определение порядка проведения экспертизы сложных фондов и комплексов фондов для обеспечения комплексной оценки документов и др.);
2) рассмотрение разработанных в архиве методических пособий по экспертизе ценности документов (перечни категорий дел постоянного хранения, рабочие инструкции и др.);
3) работу по комплектованию государственного архива (изучение состава документов в учреждениях, сдающих дела в государственный архив, участие в разработке списков учреждений, сдающих и не сдающих материалы на государственное хранение на соответствующей территории, перечней документов, подлежащих постоянному хранению и т.п.).
Экспертно-проверочные комиссии органов управления архивным делом и центральных государственных архивов занимаются широкими вопросами экспертизы ценности документов и комплектования ими государственных архивов (в пределах своей компетенции). В функции экспертно-проверочных комиссий входит рассмотрение:
- списков учреждений, организаций и предприятий, документы которых подлежат и не подлежат приему на государственное хранение;
- перечней документов, подлежащих приему в государственные архивы;
- проектов типовых и примерных номенклатур дел для учреждений, согласование конкретных номенклатур дел;
- предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных типовыми и ведомственными перечнями, и установление сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями, типовыми и примерными номенклатурами (с последующим внесением предложений в Центральную экспертно-проверочную комиссию);
- описей на дела постоянного хранения и по личному составу, представляемых учреждениями;
- вопроса о комплектовании государственного архива документами личного происхождения;
- методических пособий по вопросам экспертизы ценности и обработки документов;
- согласование актов о выделении к уничтожению дел с отметкой «ЭПК»;
- заслушивание экспертных комиссий учреждений и оказание им помощи.
Кроме того, в функции экспертно-проверочных комиссий архивных органов входит вынесение рекомендации по методическим вопросам экспертизы ценности документов и комплектованию государственных архивов [3, с.26-27].
Центральной экспертно-проверочной комиссия является высшей инстанцией по вопросам экспертизы ценности документов. Она выполняет следующую работу:
- разрабатывает принципы комплектования Архивного фонда Республики Беларусь и решает вопросы об отнесении фондов или документов к комплексу фондов общебелорусского значения;
- разрабатывает принципы экспертизы научной и практической ценности документов государственных архивов Республики Беларусь и определяет категории учреждений, организаций и предприятий, от которых производится прием документов в государственные архивы;
- разрабатывает типовые перечни документов и рассматривает ведомственные перечни документов со сроками хранения;
- определяет состав документов, подлежащих хранению в государственных архивах и архивах министерств и ведомств;
- рассматривает предложения об изменении в отдельных случаях сроков ведомственного хранения документов в архивах министерств и ведомств и об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, предусмотренных ведомственным перечнем, а также об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных ведомственными и типовыми перечнями;
- выносит решения о разрешении отдельным министерствам и ведомствам, имеющим утвержденный перечень документов со сроками хранения, самостоятельно решать вопрос об уничтожении документов [7, с.46].
Таким образом, экспертные комиссии взаимосвязаны по соподчиненности и большинство их функций совпадает. Но каждая экспертная комиссия расширяет свои полномочия в зависимости от её значимости, в основном за счет контрольно-руководящих функций. В то же время каждая комиссия имеет и выполняет свои, присущие только ей, функции.
1.3 Права, задачи и организация работы экспертных органов
Первичным экспертным органов в учреждении, организации, предприятии является ее экспертная комиссия.
Экспертная комиссия создаются приказом руководителя организации, предприятия, учреждения в соответствии с Положением о ней из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек.
Экспертная комиссия является совещательным, коллегиальным органом.
Экспертная комиссия предприятия, учреждения, организации рассматривает каждое дело, находит в перечне срок хранения и проставляет его на обложке. Дела рассматриваются полистно, чтобы не было ошибок.
Определение сроков хранения документов проводится по типовым и ведомственным перечням.
Типовой перечень (перечень типовых документов) включает документы, образующиеся при документировании однотипных управленческих функций, а также в результате научно-технической и производственной деятельности организации. Он составляется государственной архивной службой и утверждается Государственным комитетом по архивам и делопроизводству. С использованием этого перечня центральные органы управления Республики Беларусь разрабатывают ведомственные (отраслевые) перечни документов с указанием сроков хранения.
Ведомственные перечни включают документы, отражающие специфические функции организаций, присущие определенной ведомственной системе. Ведомственные перечни утверждаются Государственным комитетом по архивам и делопроизводству.
По документам, срок хранения которых не предусмотрен в перечнях, экспертная комиссия выносит свое конкретное решение. При этом учитывается важностью документов, необходимость их использования в справочных целях, обращения к ним в случае возникновения споров, исков, претензий.
Срок хранения может быть также установлен по номенклатуре дел.
Если какие-либо документы отсутствуют, комиссия организовывает их поиск, в крайнем случае, допускается заменять их заверенными копиями.
В результате работы экспертной комиссии документы организации, предприятия, учреждения подразделяются на четыре группы:
1) документы постоянного хранения, подлежащие в дальнейшем передаче в государственный архив;
2) документы передаваемые на длительное хранение в архив гимназии (со сроком хранения свыше 10 лет);
3) документы временного хранения (со сроком хранения до 10 лет включительно);
4) документы, подлежащие уничтожению (с истекшими сроками хранения и утратившими свое практическое значение) [12, с.55].
Экспертная комиссия учреждения работает в тесном контакте с экспертно-проверочными комиссиями учреждений государственного архива, с Центральной экспертной комиссией отраслевого органа управления, получает от них соответствующие организационно-методические указания и консультативную помощь.
Экспертная комиссия работает по годовому плану, утвержденному руководством.
Вопросы, относящиеся к компетенции экспертной комиссии, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Все заседания комиссии протоколируются. Поступающие на рассмотрение экспертной комиссии документы рассматриваются на ее заседании не позднее чем через 10 дней.