Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:01, реферат
Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ представляет собой результат отображения информации о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
Документ обеспечивает:
- закрепление информации;
- сбор информации;
- обработку информации;
1. Понятие документа 3
2. Организационные документы 5
3. Распорядительные документы 11
4. Справочно-информационные документы 14
5. Требования к оформлению документов 21
6. Документооборот на предприятиях социально-культурной сферы 30
7. Направления совершенствования документационного
обеспечения в СКСиТ 36
Список литературы 37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный университет
Факультет культуры семьи и детства
Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Документационное обеспечение в СКСиТ
Тема: Понятие организационной, распорядительной и информационно-справочной документации
Выполнила:
Халиулова Алсу
Проверил:
Клебанов В.А.
Санкт-Петербург, 2011
Оглавление
1. Понятие документа 3
2. Организационные документы 5
3. Распорядительные документы 11
4. Справочно-информационные документы 14
5. Требования к оформлению документов 21
6. Документооборот
на предприятиях социально-
7. Направления совершенствования документационного
обеспечения в СКСиТ 36
Список литературы 37
1. Документ и его функции
Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ представляет собой результат отображения информации о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
Документ обеспечивает:
- закрепление информации;
- сбор информации;
- обработку информации;
- передачу информации;
- использование информации;
- хранение информации.
Документы имеют большое значение в управленческом процессе, т.к:
- отражают деятельность организации;
- на их основе принимаются управленческие решения;
- являются главным аргументом в спорных ситуациях;
- являются гарантом прав на недвижимость, собственность.
К основным функциям документов можно отнести:
- информационную (документирование, хранение, предоставление информации);
- управленческую (с помощью документов решаются управленческие вопросы);
- коммуникативную (документы являются средством обмена информацией);
- правовую (документ может являться письменным доказательством в суде и быть источником права, например закон);
- организационную (документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений, например должностная инструкция);
- научно-историческую (с помощью архивных документов сохраняется историческое, научное и культурное наследие).
В делопроизводстве часто используется понятие «система документации», и элементом подобной системы может являться любой созданный документ. Объединение документов в систему документации происходит по их отдельным видам или разновидностям. Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на 2 группы.
Первая - это документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопросам общего руководства предприятием и его деятельностью. Среди управленческих документов выделяют организационные (устав, штатное расписание, положения о персонале, должностная инструкция и др.) и распорядительные (приказ, распоряжение, указание). Отдельно выделяют информационно-справочные документы (протокол, акт, докладная и объяснительная записки, справка и др.) и документы по персоналу предприятия (типовой трудовой договор, заявление, анкета, характеристика и т.д.).
Вторая группа - документы по функциям управления. Такие документы составляют работники планово-финансовых отделов, бухгалтерии, снабжения и сбыта, коммерческих, юридических отделов и других функциональных подразделений.
В своей деятельности учреждения руководствуются наряду с актами органов государственной власти и государственного управления положениями, уставами, правилами. Согласно действующему законодательству органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации издают следующие документы: решения, указы, распоряжения, постановления, приказы, указания, инструкции.
2. Организационные документы
Организационные документы (иногда их называют организационно-правовыми документами) необходимы для того, чтобы создать организацию, установить ее структуру, определить штатную численность и состав работников по должностям, определить функции структурных подразделений, совещательных, коллегиальных органов, установить режим работы, осуществить организацию труда и распределение обязанностей между работниками, определить порядок реорганизации и ликвидации организации.
К организационным документам относятся:
- Устав организации
- Учредительный договор
- Приказы и распоряжения вышестоящих организаций
- Приказы и распоряжения руководства организации
- Организационная структура
- Положения о подразделениях
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Штатное расписание
- Должностные инструкции
- Памятки
- Служебные записки
- Переписка с другими организациями.
Любой организационный документ
содержит положения, которые обязательны
для исполнения. Фактически организационные
документы реализуют нормы
Организационный документ оформляется на общем бланке с указанием конкретного вида. Датой подписания организационных документов является дата, проставляемая в бланке. Подписывает организационный документ, как правило, руководитель организации (например, устав) или структурного подразделения (например, должностную инструкцию). Особенностью организационных документов является то, что они вступают в силу только после их утверждения.
Организационные документы имеют, как правило, сложную структуру текста, состоящую из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты, нумеруемые арабскими цифрами. Содержание текста организационных документов должно соответствовать действующему законодательству, поэтому в этой группе документов наиболее часто применяются типовые и примерные организационные документы (например, Типовое положение о среднем специальном учебном заведении), которые служат основой для разработки конкретных документов.
Для разработки конкретных документов в организации привлекаются наиболее квалифицированные специалисты и руководители структурных подразделений. Организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования и проверку на соответствие действующему законодательству. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, с юридической службой (юрисконсультом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим определенное направление деятельности организации.
Организационные документы действуют до их отмены или замены новыми. Особенностью организационных документов является то, что в них можно вносить изменения и дополнения в том случае, когда нет необходимости перерабатывать весь документ. Частота внесения изменений и дополнений обусловлена как изменением условий деятельности организации, так и изменением действующего законодательства. В случае реорганизации фирмы разрабатываются новые организационные документы, которые проходят установленный порядок согласования и утверждения.
К основным организационным документам относятся учредительные документы - учредительный договор, устав или положение. Общие положения, определяющие наименование вида учредительного документа, порядок составления и содержание текста, приведены в Гражданском кодексе (ч. I, гл.4). Так, организация, являющаяся юридическим лицом, «действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора» (ст. 52 ГК РФ).
В тексте учредительных документов должно содержаться:
1. наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму;
2. место нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное;
3. порядок управления деятельностью юридического лица; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
а) В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия, и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
б) Устав - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права предприятия, организации, учреждения. Устав регулирует деятельность организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности и сферы. В тексте необходимо предусмотреть такие разделы, как общие положения, основные функции, права и обязанности, руководство, взаимоотношения и связи, производственно-хозяйственная, коммерческая деятельность, имущество и средства, контроль, проверка и ревизия, реорганизация или ликвидация.
в) Положение - правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности организаций, учреждений, структурных подразделений.
Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые разрабатываются для системы учреждений и предприятий. В текст положения необходимо включить такие разделы, как общая часть (преамбула), основные функции, права, порядок образования и организации работы и др. в зависимости от характера положения.
Кроме того, к организационным относятся общие документы:
Регламент работы - правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации. Регламенты работы определяют порядок планирования работы, порядок подготовки и внесения документов на рассмотрение, порядок принятия и оформления решений заседаний и доведения их до исполнителей. Регламенты оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, утверждаются руководителем организации.
Правила внутреннего трудового распорядка - правовой акт, регламентирующий организацию работы организации, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников и другие вопросы. Правила оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываются руководителем кадровой службы, согласовываются на собрании трудового коллектива и утверждаются руководителем организации.
Наряду с Правилами внутреннего трудового распорядка разрабатывается Положение о персонале, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др. Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала, но утверждать Положение о персонале рекомендуется на совете директоров организации.
Структура и штатная численность - правовой акт, устанавливающий структуру организации, наименование структурных подразделений и должностей, штатную численность по каждой должности в соответствии с группой по оплате труда. Документ имеет унифицированную форму. Оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем кадровой службы, визируется главным бухгалтером, заместителями руководителя организации и утверждается руководителем организации с проставлением гербовой печати (или ее заменяющей). Текст документа составляется в форме таблицы.
Штатное расписание - правовой акт, закрепляющий должностной состав работников организаций с указанием должностных окладов, регулирующий соотношение разных категорий специалистов, устанавливающий фонд заработной платы организации в целом за месяц. Документ оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, в заголовке к тексту указывается год, на который составляется штатное расписание, визируется главным бухгалтером, юрисконсультом, руководителями структурных подразделений, заместителем руководителя организации, курирующим данные вопросы, подписывается руководителем отдела кадров (службы персонала) и утверждается руководителем с проставлением гербовой печати (или ее заменяющей).