Организация стратегического планирования на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Задачи курсовой работы:

-изучить сущность стратегического планирования;

-рассмотреть основные этапы стратегического планирования предприятия;

-проанализировать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Объект исследования – организация стратегического планирование на предприятии. Предметом исследования является стратегия ОАО «НижнекамскНефтехим».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Определение стратегического планирования и его основных понятий…..6

1.1. Стратегическое планирование, основные понятия………...................................6

1.2. Сущность и функция стратегического планирования…………………………..9

1.3. Этапы стратегического планирования ………………………………………….13

Глава 2. Формирование стратегического планирования на промышленном предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»…...…………………………………...22

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»………...22

2.2. Формирование стратегии развития предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и отдельных производств………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………...…………………………36

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование на предприятии 3.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

           Стратегия ОАО «НКНХ» в производстве и реализации бутиловых  каучуков:

         • Удержание объема продаж бутилового каучука на внешнем  и внутреннем рынке на достигнутом  уровне.

         • Увеличение экспортных цен.

         • Окончание строительства  и ввод в эксплуатацию крупнотоннажного производства по выпуску галоидированных  бутиловых каучуков.

         • Экспансия на внешнем  и внутреннем рынке путем рационализации производственно-сбытовой политики за счет предложения более широкого ассортимента бутиловых каучуков, включая  хлор - и бромбутиловые каучуки.

           в) Развитие нефтепереработки.

           Работы по развитию нефтеперерабатывающего комплекса  ведутся на основании Постановления  кабинета Министров Республики Татарстан  от 7 июля 1995 г. № 354.

           В соответствии с  указанным Постановлением предусматривается  два этапа развития комплекса:

           I этап - создание  производств гидроочищенного дизельного топлива (с содержанием серы не более 0,05%) мощностью 1,45 млн.т и реактивного топлива (авиакеросина) мощностью 0,62 млн.т.

           II этап - переработка  атмосферного мазута с получением высокосортных автобензинов и низкосернистого котельного топлива.

           Стратегия ОАО “НКНХ” в области нефтепереработки:

         • Настойчивое продвижение  проекта производства обессеренного  дизельного и реактивного топлив, с обеспечением ввода этого производства не позднее 2001 года.

         • Поиск надежной схемы финансирования второго этапа  углубления нефтепереработки - переработки  атмосферного мазута.

           г) Обеспечение гибкости переработки более широкого спектра  сырья на этиленовом комплексе.

           Этиленовый комплекс ЭП-450 был первоначально рассчитан  на использование в качестве сырья  прямогонного бензина12.

           В настоящее время  произведена замена старых морально и физически изношенных печей  пиролиза бензина на новые высокопроизводительные и высокоселективные печи. Построена  и введена для комплексного опробования  новая печь, выполнена реконструкция  трех старых печей, обеспечивающая возможность  переработки на них любых видов  сырья - от прямогонного бензина до атмосферного газойля. Это позволит решить вопрос стабилизации загрузки по сырью этиленового комплекса  при изменении объема переработки  нефти в пределах +/- 20%.

           В настоящее время  продолжается модернизация этиленового  комплекса с целью наращения  мощности до 600 тыс. тонн этилена в  год. Программа рассчитана на срок до 2005 года.

           д) Углубление переработки  полупродуктов.

           Производственная  структура ОАО “Нижнекамскнефтехим” характеризуется незавершенностью.

           В частности созданы  крупные мощности по производству бутадиена  и стирола, в то время как их переработка в конечную полимерную продукцию отсутствует.

           Перспективными планами  развития ОАО “Нижнекамскнефтехим” предусматривается организация  производств:

         • вспенивающегося полистирола мощностью 40 тыс.т/год;

         • ударопрочного полистирола мощностью 50 тыс.т/год;

         • бутадиенового каучука мощностью 40 тыс.т/год;

         • дивинилстирольного каучука;

         • комплекса по производству и сульфированию линейных алкилбензолов (ЛАБОВ)

           В настоящее время  на заводе полистирола ведутся монтажные  работы по установке и обвязке закупленного оборудования для нитки, рассчитанной на мощность 50 тыс. т/год ударопрочного полистирола и полистирола общего назначения. В мае планируется начать пуско-наладочные работы и получить первый продукт не позднее июня-июля 2003 года. 
Теперь остановимся на основных направлениях научных разработок, выполняемых в ОАО “Нижнекамскнефтехим”.

           При сокращении общего числа научных разработок, проводимых институтами и фирмами для  ОАО “НКНХ”, ведется консолидирование творческих усилий, производственных и финансовых средств в приоритетных направлениях13.

           В течение 2000-2002 гг. внедрены в производство мероприятия обеспечивающие повышение эффективности технологических  процессов и наращивание мощности действующих производств:

           - заменены сетчатые тарелки в колоннах ректификации в производствах окиси этилена и стирола на высокоэффективную насадку фирмы «Нортон», обеспечивающую увеличение выработки моноэтиленгликолей и стирола, а также снижение расхода пара и электроэнергии;

           - введен процесс  ингибирования термополимеризации  в системе выделения и очистки  изопрена, на узле испарения сырья  и установке получения бутадиена  завода Этилена с применением  нового ингибитора – ИПОН;

           - наращены мощности  установки производства гликолей, производства простых полиэфиров;

           - введены в эксплуатацию  установки переиспарения конденсата  и утилизации жидких отходов  на заводе СКИ, что обеспечивает  выработку собственного пара;

           - освоен выпуск  новой марки неонола Аф-9-8, новых  видов деэмульгаторов и простых  полиэфиров;

           - внедрены плавающие  понтоны в резервуарах хранения  прямогонного бензина;

           - велось освоение  технологии одностадийного синтеза  изопрена;

           - включена в работу  установка по получению МТБЭ  на заводе СКИ;

           - проводились разработки  по альтернативной замене дорогостоящих,  импортных и малоэффективных  катализаторов на более дешевые  и высокоэффективные отечественные  (в производстве стирола, этилена,  изопрена).

           Основные производства (бутилового и изопренового каучуков, олигомеров, этилена, окиси этилена, СПС) ОАО «Нижнекамскнефтехим» получили сертификат соответствия Международной  системе качества ИСО-9002. Начались работы по подготовке вспомогательных производств  к сертификации (управление железнодорожного транспорта, управление технического контроля).

           Проводится пересмотр  лицензий в соответствии с положениями  Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В данной работе мною были рассмотрены теоретические  вопросы связанные со стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости  введения на предприятии стратегического  планирования.

         По результатам  работы можно сделать следующие  выводы:

         1. Стратегия —  сложное и потенциально мощное  орудие, с помощью которого современная  фирма может противостоять меняющимся  условиям. Но это — непростое  орудие, и его внедрение и использование  обходятся недешево.

         2. Стратегия —  это инструмент, который может  серьезно помочь фирме, оказавшейся  в условиях нестабильности, университету, потерявшему престиж, а также  при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения  и городского коммунального хозяйства.

         Поэтому стратегия  заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный  не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом  не дополняет естественное поведение  людей, работающих в организациях, и  относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

         3. Стратегическое  планирование как логический, аналитический  процесс определения будущего  положения фирмы в зависимости  от внешних условий деятельности  было разработано фирмами, которые  стремились повернуть вспять  процесс замедления роста и  морального устаревания техники  и технологий.

         В отличие от предшествовавшего  ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях  в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление  и не давало желаемого улучшения  в ее деятельности.

         Был поставлен вопрос: полезно ли стратегическое планирование и не является ли органическая адаптация, базирующаяся на управленческой интуиции и опыте, более эффективным методом реагирования фирмы на проблемы, имеющие стратегический характер?

         Некоторые исследования показали, что стратегическое планирование, если оно правильно используется в управлении, приводит к значительному  улучшению деятельности фирмы.

         Другие исследования говорят о том, что возникает  сопротивление, когда фирма проводит периодические изменения своей  стратегии и, что это сопротивление  вызывает несбалансированность новой  стратегии и сложившихся возможностей управления.

         4. Когда внешнее  окружение переходит на новый  уровень изменчивости, стратегическая  агрессивность фирмы должна подняться  или опуститься на адекватный  уровень. В то же время открытость  потенциала фирмы по отношению  к воздействиям внешней среды  должна также перейти на соответствующий  уровень. В случае если агрессивность  или потенциал не отвечает  требованиям окружения, то фирма  может потерять позиции в конкуренции  и стать неприбыльной.

         Необходимость и  масштаб изменений в стратегии  и потенциале фирмы можно предвидеть, используя процедуру, с помощью  которой изучаются будущая изменчивость, существующая агрессивность фирмы, ее текущий потенциал, а затем  определяются разрывы в агрессивности  и потенциале, подлежащие устранению.

         Такую процедуру  следует использовать применительно  к каждой важной стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы. В современном окружении фирмы с разнообразной изменчивостью зачастую различные СЗХ требуют неодинакового профиля возможностей управления, т. е. возникает проблема множественности потенциалов.

         Существуют следующие  подходы к решению этой проблемы: а) не принимать ее во внимание и  сохранять прежний доминирующий потенциал во всех подразделениях фирмы; б) сформировать набор СЗХ фирмы, которые требуют одинаковых возможностей управления; в) превратить фирму в  конгломерат, части которого имеют свои особенные потенциалы; г) развивать множественный потенциал фирмы, в которой каждый стратегический хозяйственный центр (СХЦ) имеет своеобразный профиль возможностей управления, а управление на уровне корпорации занимается общим стратегическим набором. Выбор решения зависит от разнообразия уровней изменчивости СЗХ фирмы и от интенсивности конкуренции в каждой из них. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 2005
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы – М.:Финансы и статистика, 2002
  3. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 2003
  4. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб:Изд-во "Корвус",2000
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент – М, 2001
  6. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия – СПб: СПбУЭФ, 2004
  7. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика):учебное пособие, под редакцией В.М. Попова - М: Финансы и статистика, 2006
  8. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, 2005
  9. Кабаков В.С., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент – Л.:Лениздат, 2000
  10. Петров А.Н. Статегическое планирование развития предприятия, учебное пособие – СПб.: СПбУЭФ, 2003
  11. Алибеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия, серия «Учебники – учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. – 448 с.
  12. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник 2-е изд.; испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.
  13. Голубков Е. П. Основы маркетинга. - М., Дело и Сервис, 2008 г.
  14. Голубкова Е. Н. Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижением товара // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005- № 1-С.3-9.
  15. Диксон Р. П. Управление маркетингом. - М., Бином, 2007.
  16. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - Санкт-Петербург, Питер, 2006.
  17. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии Издательство: Питер, 2007 г., 544 с.
  18. Жиделева В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 132с.
  19. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. - Санкт-Петербург, Питер, 2004.
  20. Кружева С.Н., Савченко Е.В. Развитие организации: Сб. науч. тр. Омск: изд-во ОМГТУ. 2002. – 132 с.
  21. www.nknh.ru
  22. www.nkf2002.ru  
     
     

Информация о работе Организация стратегического планирования на промышленном предприятии