Организация стратегического планирования на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Задачи курсовой работы:

-изучить сущность стратегического планирования;

-рассмотреть основные этапы стратегического планирования предприятия;

-проанализировать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Объект исследования – организация стратегического планирование на предприятии. Предметом исследования является стратегия ОАО «НижнекамскНефтехим».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Определение стратегического планирования и его основных понятий…..6

1.1. Стратегическое планирование, основные понятия………...................................6

1.2. Сущность и функция стратегического планирования…………………………..9

1.3. Этапы стратегического планирования ………………………………………….13

Глава 2. Формирование стратегического планирования на промышленном предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»…...…………………………………...22

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»………...22

2.2. Формирование стратегии развития предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и отдельных производств………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………...…………………………36

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование на предприятии 3.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

         Стратегический анализ зародился в конце 60-х годов. В  это время крупные фирмы и  большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции  и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое  расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.

         Стало очевидно, что  продвижение в новые отрасли  не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих  радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции  пришло стратегическое планирование и портфельный анализ.

         Единицей портфельного анализа является стратегическая зона хозяйствования (СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо рынок, на который фирма имеет или же пытается найти выход. Каждая СЗХ характеризуется определенным видом спроса, а также определенной технологией. Как только на смену одной технологии приходит другая, проблема соотношения технологий становится стратегическим выбором фирмы. В ходе портфельного анализа фирма оценивает перспективы того или иного направления деятельности6.

         Основным методом  портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких  матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям. 
 

         Существует три  подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

         Анализ окружающей среды необходим при осуществлении  стратегического анализа, т.к. его  результатом является получение  информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения  предприятия на рынке.

         Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

         Анализ внешней  среды включает изучение влияния  экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества, инфраструктуры и т.п.

         Анализ внешней  среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации  факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

         Анализ внешней  среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности7.

         С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа  внешней среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  1. Где сейчас находится организация?
  2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
  3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

         Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

         Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние  экономики может иметь драматическое  влияние на цели организации. Некоторые  факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию.

         Изучение экономики  предполагает анализ ряда показателей: величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

         Для стратегического  управления при изучении перечисленных  показателей и факторов представляют интерес не значения показателей  как таковые, а в первую очередь  то, какие возможности для ведения  бизнеса это дает. 
Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке.

         Анализ экономической  компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных  ее составляющих. Он должен быть направлен  на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции  и уровень деловой привлекательности.

         Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда  представляет собой область постоянного  беспокойства для организаций. В  анализ рыночной среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать  непосредственное воздействие на успехи и провалы организации.

         Международные факторы. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к  сырьевым материалам, деятельности иностранных  картелей (например, ОПЕК), изменений  валютного курса и политических решений в странах, выступающих  в роли инвестиционных объектов или рынков.

         При помощи анализа  внешней среды организация может  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.

         Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает  те возможности, тот потенциал, на который  может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

         Внутренняя среда  анализируется по следующим направлениями:

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
  • организация управления;
  • производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

         3.Выбор стратегии  в соответствии с результатами  стратегического анализа.

         Стратегия – это  долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

         Стратегия выбирается с учетом:

  • конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
  • перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
  • в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

         Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии  для предприятия, которое хозяйствует  в отрасли, где данный фактор имеет  решающее значение, и технологии быстро меняются8.

         Существует четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

         4.Оценка выбранной  стратегии.

         Оценка выбранной  стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям  фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

         5.Выполнение и  контроль стратегии.

         И. Ансофф в своей  книге «Стратегическое управление»  формулирует следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течение жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.
 
 
 

         Функции высшего  руководства:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

         Изменения, которые  проводятся в процессе выполнения стратегий  называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может  быть в таких формах, как радикальное  преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения9.

         Типы организационных  структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры  зависит от размера и степени  разнообразности деятельности, географического  размещения организации, технологии, отношения  к организации со стороны руководителей  и сотрудников организации, динамизма  внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Информация о работе Организация стратегического планирования на промышленном предприятии