Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших процессов внедрения новых информационных технологий в делопроизводстве, а также рассмотрение возникающих при этом основных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ 5
1.1 Определение терминов "делопроизводство" и "новые информационные технологии, их взаимодействие 5
1.2 Автоматизация делопроизводства 10
1.3 Организация электронного документооборота 12
Глава 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ 16
2.1 Регламентация новейших технологий ДОУ в законодательных актах 16
2.2 Нормативно-методические документы 17
Глава 3. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 21
3.1 "ДЕЛО" - система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота 21
3.2 DocsVision 4.0. Приложение "Административное делопроизводство" 23
3.3 Опыт некоторых госструктур в автоматизации делопроизводства и внедрении СЭД 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Один из самых эффективных путей решения проблемы управления документами - переход организаций на максимальное использование электронных документов, которые перемещаются и обрабатываются с помощью компьютерной сети.
Принципиальное решение - компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. При этом любые действия, осуществляемые на данном компьютере, могут автоматически собираться и накапливаться на центральном компьютере (сервере) сети. В результате на сервере накапливается полная база данных о состоянии и истории документооборота организации.
Более того, компьютерная сеть
может использоваться и для организации
коллективной работы с электронными
документами - для их перемещения, согласования,
и т.д. С этой целью используется
специальное программное
Автоматизация производства
- процесс в развитии машинного
производства, при котором функции
управления и контроля, ранее выполнявшиеся
человеком, передаются приборам и автоматическим
устройствам. Цель процесса заключается
в повышении эффективности
Автоматизация работы службы делопроизводства (канцелярии):
1) установка нескольких компьютеров в службе делопроизводства;
2) внедрение электронных регистрационных карточек вместо традиционных журналов и картотек;
3) автоматизированный поиск документов, хранящихся в службе делопроизводства по различным реквизитам;
4) автоматизированный контроль исполнения документов;
5) хранение электронных документов в памяти компьютера наряду с традиционным хранением дел.
Автоматизация делопроизводства в рамках организации:
6) внедрение локальной электронной сети внутри предприятия;
7) перемещение части внутренних и исходящих документов организации по электронной сети;
8) установка сервера в службе делопроизводства для хранения регистрационных форм самой службы и регистрационных форм документов структурных подразделений;
9) автоматизированный поиск и автоматизированное сопровождение хода исполненных документов;
10) формирование отчетных данных о документообороте предприятия.
В автоматизации делопроизводства можно условно выделить следующие основные этапы:
1. традиционная технология делопроизводства на бумажных носителях:
· получение документов по почте;
· регистрация документов в журналах и на карточках;
· ведение контрольно-сроковых картотек;
· копирование документов и передача их в соответствии с резолюцией исполнителям (структурным подразделениям);
· формирование дел с исполненными документами;
· передача дел на архивное хранение;
2. электронный документооборот между организациями:
· замена перемещения и размножения бумажных документов между предприятиями пересылкой электронных документов;
· автоматизированная регистрация в электронных журналах;
· внедрение сканирования поступивших бумажных документов и дальнейшая работа с их электронными копиями;
· использование электронно-
· внедрение санкционированного доступа к документам, потокового сканирования и других технологий электронного документооборота;
· создание электронного архива организации;
3. электронный документооборот в территориально-распределенной системе организаций:
1) внедрение единой электронной системы документооборота в рамках отрасли, ведомства;
2) автоматизация обмена электронными документами между органом управления (министерством) и предприятиями, а также между предприятиями и его удаленными подразделениями (филиалами, представительствами);
3) автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;
4) создание и управление большими массивами архивной документации.8
Таким образом, мы видим, что
электронный документооборот
Электронный документооборот: - процесс движения, обработки, хранения и обмена электронными документами.
Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Электронный документ, равнозначный
документу, подписанному собственноручной
подписью - это электронное сообщение,
подписанное электронной
Согласно ГОСТ Р 52292-2004 "Электронный обмен информацией. Термины и определения", электронный документ - это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.
Участниками обмена электронными документами могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, участвующие в обмене электронными документами.
Отправителем электронного
документа является участник обмена
электронными документами, который
составляет электронный документ, подписывает
его своей электронно-цифровой подписью
и направляет в адрес получателя
непосредственно или через
Получатель электронного документа - участник обмена электронными документами, в адрес которого поступил электронный документ.
Посредник в обмене электронными
документами (информационный посредник)
- юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, который выполняет
услуги, связанные с обменом
При обмене электронными документами должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
Электронный документ подлежит проверке для подтверждения его подлинности средствами проверки электронно-цифровой подписи.
Подтверждение подлинности электронного документа осуществляется получателем электронного документа с использованием средств проверки электронно-цифровой подписи, предоставленных ему отправителем или распространителем средств проверки электронно-цифровой подписи.
Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средствами проверки электронно-цифровой подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов.9
Электронный документооборот регулируется государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными (созданными на предприятии) нормативными актами (о чем более подробно будет рассказано в главе 2).
Правовое регулирование в сфере обращения электронных документов направлено:
1) на реализацию единой государственной политики в сфере обращения электронных документов;
2) на обеспечение безопасности и защиты информации при ее создании, обработке, хранении, передаче и приеме;
3) обеспечение прав и законных интересов пользователей электронных документов;
4) правовое обеспечение технологии создания, обработки, хранения, передачи и приема электронных документов.10
Делопроизводственные операции с электронными документами, посылаемыми по электронной почте, проводится аналогично работе с документами на бумажных носителях.
В настоящее время употребляются
два термина: "Система автоматизации
делопроизводства" и "Система
электронного документооборота". Часто
считается, что это одно и то же.
Однако специалисты иногда различают
эти два понятия. Например, А.М. Савельев
в статье "Электронный документооборот"
или "автоматизация
В своей статье А.М. Савельев приводит следующие различия и сходные элементы между указанными системами:
САД |
СЭД |
учет (регистрация) бумажных и электронных документов, но бумажный документ первичен |
прежде всего ориентированы на работу с электронными документами, первичен электронный документ |
в базе данных хранятся как реквизиты, так и содержание документов |
в СЭД содержательная часть документа является главной и обязательной частью, |
позволяет вести контроль исполнения документов |
виртуальное движение документа реализуется методом изменения прав доступа |
поддержка традиционной системы делопроизводства (электронные журналы регистрации с отдельными правами доступа) |
маршруты прохождения документов настраиваются согласно утвержденному в организации регламенту |
возможен быстрый поиск документов по различным параметрам; |
поиск возможен не только по одному из реквизитов, но и посредством навигации по иерархии каталогов и папок (т.к. самые важные реквизиты электронного документа - его вид и тематика); |
возможность просматривать историю исполнения документа |
учтены все жизненные фазы электронного документа - от его создания до перемещения в архив |
но необязательна |
автоматизированы все процессы прохождения документов |
территориальное распределение, позволяющая организовать "сквозное делопроизводство" между подразделениями |
наличие доверия к электронному документу - активное использование ЭЦП (электронно-цифровой подписи) |
основная функция - автоматизация делопроизводства |
основные функции - автоматизация производства и управление электронными документами |
Вывод, который делает автор статьи: САД реализуют только часть (пусть и очень важную), возможностей СЭД.11
Из проанализированной выше
информации следует неожиданный
вывод. Несмотря на то, что электронный
документооборот является частью процесса
автоматизации
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Основные понятия: информация,
информационные технологии, информационная
система, информационно-
Целью Федерального закона
от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной
цифровой подписи" является обеспечение
правовых условий использования
электронной цифровой подписи в
электронных документах, при соблюдении
которых электронная цифровая подпись
в электронном документе
Основные используемые понятия: ФЗ "Об электронно-цифровой подписи":
1) электронный документ;
2) электронная цифровая подпись;
3) владелец сертификата ключа подписи;
4) средства электронной цифровой подписи;
5) сертификат средств электронной цифровой подписи;
6) закрытый ключ электронной цифровой подписи;
7) открытый ключ электронной цифровой подписи;
8) сертификат ключа подписи;
9) подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
10) пользователь сертификата ключа подписи;
11) информационная система общего пользования;
Информация о работе Новые информационные технологии в делопроизводстве