Корпоративные библиотечные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть тему корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы.
Структура: в работе 2 главы. Первая – общие вопросы об корпоративных автоматизированных библиотечно-информационных системах. Во второй главе рассмотрим российский опыт создания корпоративных автоматизированных библиотечных систем на примере Ассоциации региональных библиотечных консорциумов

Содержание

Введение 3
1.Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы - классификация и принципы построения
5
2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем 17
2.1. Региональные корпоративные системы 17
2.2. АРБИКОН 24
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Корпоративные библиотечные системы доделать.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

      Два взгляда на  цели создания  РКБИС 

     Количественный  и видовой состав библиотек-участников, и формы организации региональных корпоративных библиотечно-информационных систем (РКБИС) весьма разнообразны. Тем не менее, достаточно четко проявляются общие принципы и тенденции построения и развития разных региональных корпоративных библиотечных объединений. Существенное влияние на формирование этих принципов оказал опыт почти десятилетнего развития автоматизации библиотек России и сформулированная на основе этого опыта концепция программы ИОО “Автоматизация библиотек” (России), которая была изложена директором этой программы А. И. Племнеком в положении о конкурсе и его статьях.

   Целью конкурса, объявленного ИОО в 1999-2000 гг., является содействие формированию национального библиотечного информационного пространства, позволяющего организовывать процессы библиотечного обслуживания на базе современных информационных технологий, предполагающих создание и одновременное коллективное использование общих ресурсов по следующим направлениям:

  • создание логической сети, объединяющей библиотеки;
  • гармонизация правил взаимодействия библиотек при создании общих разделяемых ресурсов и их использовании;
  • использование открытых стандартов при создании информационных ресурсов и организации доступа к ним.

   Следует подчеркнуть, что разработка, сопровождение  и финансовая поддержка данной программы Институтом “Открытое Общество” оказали важнейшее организующее и стимулирующее влияние на развитие корпоративного движения библиотек в регионах России, внедрение во множестве библиотек современных информационных технологий и средств автоматизации. Значение сказанного трудно переоценить. Важным обстоятельством мы считаем также и тот факт, что данная программа не поддерживает приобретение зарубежных разработок программного обеспечения АБИС, а ориентирует использование российских программных продуктов, позволяющих осуществлять взаимодействие в распределенной среде в соответствии с принятыми в стране стандартами.

   В ходе развития регионального корпоративного движения в период с 1999 г. по настоящее время был получен весьма обширный материал, который позволяет уточнить, дополнить и/или детализировать общие цели и принципы построения РКБИС сформулированные А. И. Племнеком. При этом следует отметить, что собственно “уточнения” в основном связаны с приоритетами, поставленными в программе ИОО “Автоматизация библиотек”. Последние вполне объяснимы различными позициями или точками зрения с одной стороны разработчиков программы ИОО “Автоматизация библиотек”, а с другой – разработчиков проектов и участников конкретных РКБИС, а также преимущественно отсутствием надежных поставщиков Б/З национальной библиографии со стороны упомянутыми в концепции программы двух первых уровней корпоративных объединений.

   Цели, поставленные руководством Программы  “Автоматизация библиотек”, для руководства  РКБИС и участников РКБИС скорее являются, хотя и важными, но задачами, которые нужно решить для достижения целей корпораций. Тем не менее, сформулированные руководством программы ИОО “Автоматизация библиотек” организационные и технологические принципы, легли в основу построения и функционирования каждой РКБИС, а также стали дисциплинирующим фактором для участников проектов и средством контроля качества выполнения взятых ими перед ИОО обязательств.

      Основные результаты  первых лет создания  и функционирования  РКБИС

     Подводя в самом общем плане итоги первых лет деятельности РКБИС, следует отметить, что они оказали весьма заметное влияние на развитие информационно библиотечной инфраструктуры тех регионов России, в которых они были созданы. Это касается:

1. Совершенствования  материально-технической базы участников корпораций;

2. Обеспечения  (пока только – частичной) совместимости  программно-технических комплексов, используемых в разных библиотеках,  для совместного создания электронных  каталогов корпорации и их  использования для обслуживания  пользователей;

3. Создания  и предоставления в доступ  пользователям через Интернет  с использованием протоколов HTTP и Z39.50, а также в локальных  режимах объединенных информационных  ресурсов библиотек – участниц  корпораций;

4. Отработки  технологии создания и повышения качества информационных ресурсов как отдельных участников, так и корпораций в целом (в первую очередь это касается их электронных каталогов);

5. Создания Web-сайтов значительного числа  участников проектов и их нетрадиционного  (для большинства) библиотек информационного наполнения;

6. Развития  телекоммуникационной инфраструктуры  регионов;

7 . Развития  видов сервисных услуг, оказываемых  пользователям библиотек, входящих  в РКБИС; 

8. Повышения  профессионального уровня персонала  библиотек-участниц корпораций;

9. Развития  межрегиональных связей библиотек  и корпораций;

10. Повышения  внимания со стороны административных  органов отдельных регионов и  администрации части организаций  (например, вузов) к проблемам  библиотек и их финансированию.

   Остановимся подробнее только на последнем тезисе. Финансирование библиотек, их функционирования и развития никогда не входило в число приоритетных задач для административных органов всех видов и уровней. Впрочем, остается таким оно и сейчас. Тем не менее, в последнее время наблюдается некоторое повышение внимания к ним со стороны администрации ряда органов местного управления а также некоторых организаций, например, вузов. Одной, хотя и не единственной, причиной этого стало создание региональных объединений библиотек. При этом важное значение имеют:

  • созданная инвесторами (особенно – ИОО) ситуация, при которой средства на выполнение проектов выделяются только при наличии не менее чем эквивалентного по сумме их софинансирования;
  • усилившееся на чиновников администрации давления библиотек в результате их объединения в составе РКБИС;
  • мотивации собственного престижа для руководства префектур, муниципалитетов, ректоратов вузов и т. д., которые требуют “быть не хуже” или даже “лучше”, чем соседи.

   Подтверждением  сказанного служат факты некоторого повышения бюджетного финансирования участников корпораций и выполняемых ими работ. Причем в ряде случаев это относится и к тем библиотекам, которые не получили поддержку грантами ИОО, РФФИ, РГНФ и других фондов. Об этом мы узнаем непосредственно от директоров и ведущих специалистов библиотек, участвующих в корпоративных объединениях. В плане реализации главной цели профессиональной деятельности библиотек, основной итог всего вышеперечисленного заключается в том, что создание РКБИС объективно служит повышению полноты и качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей, как отдельных регионов, так и всей России.

      Проблемы и перспективы  развития региональных  библиотечных корпораций 

     Отмеченные  выше безусловные успехи в создании, деятельности и развитии РКБИС, являясь реальным фактом, тем не менее, не могут не создавать ряд вопросов. Главный из них: “Являются ли эти объединения прочными и долговременными?”

     Объединение в корпоративном сообществе ранее  независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана. Упомянутые проблемы связаны со следующими обстоятельствами:

1. Корпоративная  сеть региональных библиотек  и информационных служб в организационном  и технологическом отношениях  является единой системой, которая подчиняется вполне определённым правилам. Это означает, что её участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга и у них появляется необходимость нести ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с обеспечением создания, построения, функционирования и развития РКБИС.

2 . По  причине, изложенной в п. 1 директора  большинства организаций, входящих  в корпорацию, а также руководители  их служб (в первую очередь  подразделений автоматизации, комплектования и обработки, а также обслуживания пользователей) весьма нелегко и не всегда охотно перестраиваются с “автономных” условий работы на “корпоративные”.

3. Как  уже отмечалось выше, исходный  уровень библиотек, вступающих  в корпорацию, по состоянию обеспечения программно-аппаратными средствами, владения современными информационными технологиями и профессиональной подготовке персонала и т. п. является весьма неоднородным. Это существенно затрудняет работу их персоналу и требует поддержки “со стороны” как в технологическом, так и организационном планах.

4. Для  обеспечения повседневного функционирования  РКБИС как единой системы и  ее развития значительная часть  ведущих сотрудников участников  объединения должна взять на  себя дополнительные функции к тем, что они обычно выполняли.

Последнее относится в первую очередь:

  • к руководителям корпораций;
  • специалистам, осуществляющим технологическую и техническую поддержку работы корпоративной сети и ее участников;
  • специалистам, ведущим сводные электронные каталоги и сайты корпораций;
  • Определенные дополнительные нагрузки ложатся также и на другие категории сотрудников библиотек, участвующих в РКБИС.

5. Далеко  не однозначным и постоянным  к созданию и деятельности  РКБИС отношением к ним чиновников администрации ведомств, которым подчинены входящие в состав корпораций библиотеки. Причины этого самые разнообразные. Перечень и анализ последних вполне может стать предметом отдельных и достаточно нетривиальных исследований.

6. Зарплата  специалистов, работающих в бюджетных  организациях, какими являются библиотеки  и информационные службы –  реальные и потенциальные участники  РКБИС, существенно ниже (в несколько  раз) зарплаты равных по квалификации  работников коммерческих организаций. Это оказывает существенное негативное влияние на комплектование и удержание квалифицированного персонала, необходимого для обеспечения эффективной работы не только РКБИС, но и отдельных библиотек, внедривших у себя современные программно-технические средства и технологии. Сказанное относится в первую очередь к администраторам сетей, Web-мастерам, системным программистам и другим категориям высококвалифицированных сотрудников библиотек и информационных органов. Поэтому стало распространенным явлением, когда подготовленные в передовых библиотеках (в том числе являющихся участниками РКБИС) кадры переходят на работу в различные коммерческие структуры.

     В настоящее время финансовая поддержка  создания и работы корпоративных  объединений со стороны ИОО, РФФИ, РГНФ, Министерства науки и технологий РФ а также других фондов и ведомств в той или иной степени снимает негативное действие перечисленных выше факторов. Ликвидация же этой поддержки может привести к тому, что ряд из сегодня созданных корпораций просто прекратят свое существование. Кроме того, значительное число организаций-участников первой очереди создания РКБИС могут выйти из их состава. Причинами, помимо перечисленных выше, может стать случайный характер вступления этих библиотек в соответствующую корпорацию, поскольку исходной побудительной целью их вступления был только желание получить материальную поддержку одного из фондов, или нежелание и неспособность выполнять требования корпоративной работы в системе или сети.

     Таким образом, судьба региональных корпоративных объединений библиотек существенно зависит от того: сможет ли их руководство изыскать и (главное!) получить дополнительные финансовые средства, обеспечивающие их функционирование и развитие.

     В то же время мы видим, что наметившаяся тенденция создания корпоративных сетей библиотек является объективной необходимостью и будет в дальнейшем развиваться. Основаниями для этого являются:

1. Потребность  общества в всестороннем и  полном доступе к имеющимся  информационным ресурсам;

2. Постоянный  и быстрый ростом объёмов мировых информационных ресурсов, а также отсутствие возможности у каждой отдельной организации удовлетворить информационные потребности своих пользователей собственными фондами, базами данных и т. д.;

3. Развитие  информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее повышение требований к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и невозможность подготовить или иметь на постоянной основе этот персонал в отдельно взятой библиотеке или информационном органе (службе и т. п.) и др.

     Указанную необходимость чётко определил  ИОО, открыв программу “Автоматизация библиотек” и РФФИ, поддержавший ряд  проектов, связанных с развитием  телекоммуникационных сетей в разных регионах России, а также программу  создания “Электронных библиотек”.

     С учетом сказанного просматриваются  следующие тенденции развития РКБИС:

1. Сохранившиеся  в упомянутых выше условиях  библиотечные корпорации и их  участники будут наращивать количество  информационных ресурсов и услуг,  оказываемых разным категориям пользователей на платной основе. В указанном плане принципы организации и функционирования этих РКБИС будут приближаться к тем, которые заложены в OCLC и РЦКК.

Информация о работе Корпоративные библиотечные системы