Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель: раскрыть тему корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы.
Структура: в работе 2 главы. Первая – общие вопросы об корпоративных автоматизированных библиотечно-информационных системах. Во второй главе рассмотрим российский опыт создания корпоративных автоматизированных библиотечных систем на примере Ассоциации региональных библиотечных консорциумов
Введение 3
1.Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы - классификация и принципы построения
5
2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем 17
2.1. Региональные корпоративные системы 17
2.2. АРБИКОН 24
Заключение 30
Список использованной литературы
2.
Обеспечение и/или облегчение
свободного и широкого доступа
московских пользователей к
3.
Обеспечение свободного и
4.
Сокращение затрат финансовых, трудовых
и материальных ресурсов
Указанные цели предполагают решение следующих основных задач:
1.
Создание общей
2.
Доработка к условиям
3.
Обеспечение информационной и
лингвистической совместимости
электронных каталогов КСПБМ,
на основе реализации
реализации условий взаимообмена данными между библиотеками независимо от их региональной, ведомственной или другой принадлежности, а также их эффективного использования при обслуживании различных категорий пользователей;
интеграции
библиотек Москвы в мировое библиотечно-
4.
В целях развития задачи по
п. 3 формирование и ведение банка
данных (БнД) внешнего “Словаря
ключевых слов”, начальная
5. Также в целях развития задачи по п. 3 формирование и ведение банка данных (БнД) “авторитетных файлов” (“ authority files ”), содержащих нормированные русско- и англоязычные наименования московских организаций, учреждений и фирм, адресно-справочных данных, персоналии и другие сведения указанного вида, отражающие специфику Москвы и Московской области.
6. Оперативное решение задачи коллективной ретроспективной конверсии каталогов библиотек, входящих в состав КСПБМ для возможно быстрого и экономически эффективного обеспечения полноты отражения ими содержания накопленных этими библиотеками фондов литературы и предоставления доступа к ним заинтересованных пользователей.
7.
Разработка технологии и
8.
Разработка организации и
9.
Создание и эксплуатация
10.
Создание и распространение
11.
Разработка и реализация
Перечисленные задачи относятся к периоду полномасштабного функционирования КСПБМ
4.
РКБИС должна строиться как
многоплатформенная и открытая
система, предусматривающая
4.
Обязательными требованиями к
программно-технологическим
5.
Средства программного, технического,
информационного,
6.
На серверах РКБИС должны
7.
Развитие и внедрение РКБИС,
состава ее баз данных, а также
номенклатуры и режимов
8.
Объединённые информационные
10.
Организация работы РКБИС
11.
Технология формирования и
12. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек - участниц корпоративной системы должны использоваться электронные библиографические массивы как созданные внутри данной корпорации, так и вне её, в частности, в других РКБИС и ведущих библиотек страны (РКП, РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.). При этом для исключения или сокращения финансовых затрат могут использоваться межкорпоративные связи.
Межрегиональные и межведомственные объединения (консорциумы) библиотек создаются и функционируют в России, как правило, при поддержке различных фондов (РФФИ, РГНФ, ИОО и др.) для совместного выполнения отдельных проектов, связанных с различными видами библиотечно-информационной деятельности. Устойчивость таких объединений является существенно более низкой, нежели у тех, которые были перечислены выше. Она чаще всего определяется сроками действия выделенных грантов. Исключением является пример уже более чем пятнадцатилетнего опыта функционирования значительного числа (порядка 300-400) российских библиотек и информационных органов, участвующих в уже упомянутой выше Автоматизированной системе Российского Сводного каталога по научно-технической литературе (АС РСК НТЛ).
OCLC
Библиотечный Компьютерный
Интерактивный Центр был основан в 1967г.
Компания OCLC является некоммерческой
организацией, обслуживающей библиотеки
всех типов: от крупных национальных до
небольших публичных. Более 53.500 библиотек
в 96 странах пользуются услугами OCLC для
каталогизации, поступивших изданий, получения
доступа к полнотекстовым базам данных,
осуществления межбиблиотечного обмена
документами и доставки документов в электронной
форме, сохранения библиотечных материалов.
Исследователи, студенты, преподаватели,
библиотекари и другие конечные пользователи
обращаются к услугам OCLC для получения
библиографической и полнотекстовой информации,
в любой момент, когда в ней возникает
потребность. OCLC и библиотеки, входящие
в число членов OCLC, совместно создают и
поддерживают «WorldCat» - Интерактивный Объединенный
Каталог OCLC, являющийся основой для многочисленных
сервисов. WorldCat — крупнейшая в мире библиографическая
база данных, насчитывающая свыше 63 млн
записей о всех видах произведений на
360 языках мира. База создается совместными
усилиями более чем 50 тыс. библиотек из
90 стран мира в рамках организации OCLC.
Членство в OCLC - уникальная возможность
удешевлять работу в области каталогизации
и справочного обслуживания. Члены-библиотеки
OCLC участвуют в работе самого большого
в мире консорциума, способствующего предоставлению
доступа к мировым источникам информации.
Одним из сервисов, созданных в последние
годы OCLC, является корпоративная виртуальная
справочная служба Question Point. Question Point является
сервисом OCLC, осуществляемом на основе
лицензии. Лицензия может быть получена
как отдельной библиотекой, так и группой
библиотек. В числе пользователей программного
продукта QuestionPoint - более 1000 библиотек
мира, в том числе многие национальные
библиотеки.
2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем
2.1. Региональные корпоративные системы
Первые попытки создания региональных объединений библиотек были сделаны в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса “Российские корпоративные библиотечные системы” и программы ИОО “Автоматизация библиотек”, являвшейся составной частью Мегапроекта “Пушкинская библиотека”. Для участия в работах первом этапе (2000 г.) из различных регионов России поступило 43 заявки. Победителями конкурса стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Ярославля, которые в сумме представляли 96 библиотек-участниц.
В 2001 г. (на втором этапе) в результате жесткого отбора экспертами ИОО с учетом результатов выполнения первого этапа из 23-х региональных претендентов поддержку получили проекты Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери, Томска, Челябинского региона и Ярославля.
В 2002 г. поддержка региональных корпоративных проектов и ряда других со стороны ИОО была продолжена уже в рамках Мегапроекта “Развитие образования в России”. С учетом результатов выполнения предыдущих этапов программы, а также новых требований конкурса, гранты ИОО получили объединения библиотек Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска (Республики Карелия), Санкт-Петербурга, Томска, Твери, Челябинского региона и Ярославля. Важным нововведением на этом этапе стала поддержка ИОО присоединения к упомянутым корпорациям ряда вузовских, республиканских и областных научных библиотек из других регионов России.
Следует
отметить, что процессы создания региональных
корпоративных объединений