Корпоративные библиотечные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть тему корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы.
Структура: в работе 2 главы. Первая – общие вопросы об корпоративных автоматизированных библиотечно-информационных системах. Во второй главе рассмотрим российский опыт создания корпоративных автоматизированных библиотечных систем на примере Ассоциации региональных библиотечных консорциумов

Содержание

Введение 3
1.Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы - классификация и принципы построения
5
2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем 17
2.1. Региональные корпоративные системы 17
2.2. АРБИКОН 24
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Корпоративные библиотечные системы доделать.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

   2. Обеспечение и/или облегчение  свободного и широкого доступа  московских пользователей к библиотечно-информационным  ресурсам других регионов России, а также мирового сообщества.

   3. Обеспечение свободного и широкого  доступа различным юридическим  и физическим лицам России, ближнего и дальнего зарубежья к объединенным информационным ресурсам корпоративной системы публичных библиотек Москвы для решения социальных, культурных, образовательных, управленческих, деловых и других задач с использованием современных информационных технологий и каналов Интернет.

   4. Сокращение затрат финансовых, трудовых  и материальных ресурсов библиотек  Москвы на создание и поддержку  электронных каталогов, других  видов библиотечно-информационных  ресурсов а также массовых  услуг пользователям.

   Указанные цели предполагают решение следующих  основных задач:

   1. Создание общей организационной,  программно-технологической и технической  среды обеспечивающей объединение  информационных и трудовых ресурсов  библиотек Москвы в корпоративную  систему для совместного использования их в интересах повышения качества библиотечно-информационного обслуживания различных категорий пользователей.

   2. Доработка к условиям функционирования  московских публичных библиотек  и внедрение технологии и организации  системы корпоративной каталогизации, разработанной ГПНТБ России для Российского центра корпоративной каталогизации.

   3. Обеспечение информационной и  лингвистической совместимости  электронных каталогов КСПБМ,  на основе реализации требований  российского и международных библиотечных коммуникативных форматов ( RUSMARC, UNIMARC и USMARC ) для:

     реализации условий взаимообмена данными между библиотеками независимо от их региональной, ведомственной или другой принадлежности, а также их эффективного использования при обслуживании различных категорий пользователей;

   интеграции  библиотек Москвы в мировое библиотечно-информационное пространство.

   4. В целях развития задачи по  п. 3 формирование и ведение банка  данных (БнД) внешнего “Словаря  ключевых слов”, начальная отработка которого и ведение в течение 4-х лет осуществляется ЦБС “Люблино” на базе “Сводного электронного каталога библиотек Москвы”.

   5. Также в целях развития задачи  по п. 3 формирование и ведение  банка данных (БнД) “авторитетных  файлов” (“ authority files ”), содержащих нормированные русско- и англоязычные наименования московских организаций, учреждений и фирм, адресно-справочных данных, персоналии и другие сведения указанного вида, отражающие специфику Москвы и Московской области.

   6. Оперативное решение задачи коллективной ретроспективной конверсии каталогов библиотек, входящих в состав КСПБМ для возможно быстрого и экономически эффективного обеспечения полноты отражения ими содержания накопленных этими библиотеками фондов литературы и предоставления доступа к ним заинтересованных пользователей.

   7. Разработка технологии и организации  взаимодействия библиотек по  координации комплектования литературы  и совместного обслуживания ею  читателей.

   8. Разработка организации и технологии  координированного ведения адресно-справочных и полнотекстовых Web -страниц на сайтах участников сети;

   9. Создание и эксплуатация мощного  телекоммуникационного хост-центра, реализующего функции центрального  сервера сети;

   10. Создание и распространение печатных  изданий КСПБМ, а также магнитных и оптических дисков (СD-ROM), содержащих фрагменты или текстовые файлы по ретроспективным и новым поступлениям;

   11. Разработка и реализация электронного  МБА и доставки документов  на основе современных технологий.

   Перечисленные задачи относятся к периоду полномасштабного функционирования КСПБМ

   4. РКБИС должна строиться как  многоплатформенная и открытая  система, предусматривающая возможность  взаимодействия с заинтересованными  отечественными и зарубежными  библиотеками и их системами,  в первую очередь, на основе согласованного обмена информационной продукцией. Это означает, что технические и технологические решения РКБИС должны обеспечивать:

  • возможность участия в составе корпорации организаций, использующих программное обеспечение (ПО) любых производителей программных продуктов, при условии, если это ПО отвечает соответствующим требованиям;
  • расширение состава участников корпорации за счёт не вошедших в неё ранее других библиотек и информационных служб, в том числе иных видов, других ведомственных принадлежностей и т.д.;
  • взаимодействие с другими отечественными и зарубежными корпоративными системами, отдельными библиотеками и информационными органами;
  • гармоничную и безболезненную для участников корпорации и её пользователей адаптацию к изменениям, связанным с совершенствованием средств программно-аппаратного обеспечения и внедрением новых информационных технологий;
  • гибкий переход на решение новых технологических задач, связанных с ростом информационных потребностей пользователей и появляющимися новыми возможностями их удовлетворения и т.д.

   4. Обязательными требованиями к  программно-технологическим комплексам  АБИС библиотек, входящих в  состав РКБИС, обеспечивающими  их вхождение в интегрированное  информационное пространство и  участие в реализации корпоративных  библиотечных технологиях в рамках каждой корпорации, должны быть:

  • полная совместимость с Российским коммуникативным форматом RUSMARC и международными форматами UNIMARC и USMARC на основе использования средств двухстороннего конвертирования данных;
  • использование в практике РКБИС (в перспективе) единой структуры метаданных, согласованной с национальными и международными правилами их создания и ведения ;
  • поддержка WWW-технологии, определяемая наличием средств, обеспечивающих доступ к электронным каталогам и другим информационным ресурсам библиотек через Web-сервер;
  • поддержка протокола Z.39-50 (ISO 23950) средствами, реализующими доступ к электронным каталогам участников корпорации по этому протоколу как единой системе (одним поисковым предписанием и одноразовой опцией реализации поиска);
  • поддержка механизма договоренности об используемых языках и кодированных наборах символов в соответствии с моделью согласования взаимодействующих сторон, разработанной Библиотекой Конгресса США;
  • поддержка кодированных наборов символов KOI8-R (ГОСТ 19768-74) в запросах и записях, а также запросов Type-1.

   5. Средства программного, технического, информационного, лингвистического  и технологического обеспечения  отдельных узлов РКБИС должны  соответствовать комплексу требований  к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам. Особое значение в указанном комплексе требований должно быть уделено совместимости, открытости, корпоративности и адаптивности.

   6. На серверах РКБИС должны координировано  поддерживаться средства навигации для поиска документов и данных, установленных на Web-сайтах других библиотек России, ее ближнего и дальнего зарубежья.

   7. Развитие и внедрение РКБИС,  состава ее баз данных, а также  номенклатуры и режимов предоставления  услуг пользователям должны производиться поэтапно.

   8. Объединённые информационные ресурсы  общего пользования РКБИС создаются  координировано и по единым  правилам всеми участниками корпорации. Они включают электронные каталоги, справочно-информационные массивы,  полнотекстовые документы и мультимедийные материалы.

   10. Организация работы РКБИС должна  обеспечивать одноразовую обработку  отечественных и зарубежных изданий,  поступивших в любую библиотеку  корпорации, и многоразовое и  многовидовое использование созданных  библиографических записей всеми участниками системы.

   11. Технология формирования и использования  новых библиографических записей  технически обеспечивается онлайновым  доступом в объединённую среду  электронных каталогов РКБИС  и других внешних поставщиков  данных.

   12. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек - участниц корпоративной системы должны использоваться электронные библиографические массивы как созданные внутри данной корпорации, так и вне её, в частности, в других РКБИС и ведущих библиотек страны (РКП, РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.). При этом для исключения или сокращения финансовых затрат могут использоваться межкорпоративные связи.

   Межрегиональные и межведомственные объединения библиотек

   Межрегиональные и межведомственные объединения (консорциумы) библиотек создаются и функционируют в России, как правило, при поддержке различных фондов (РФФИ, РГНФ, ИОО и др.) для совместного выполнения отдельных проектов, связанных с различными видами библиотечно-информационной деятельности. Устойчивость таких объединений является существенно более низкой, нежели у тех, которые были перечислены выше. Она чаще всего определяется сроками действия выделенных грантов. Исключением является пример уже более чем пятнадцатилетнего опыта функционирования значительного числа (порядка 300-400) российских библиотек и информационных органов, участвующих в уже упомянутой выше Автоматизированной системе Российского Сводного каталога по научно-технической литературе (АС РСК НТЛ).

   OCLC

    
    Библиотечный Компьютерный Интерактивный Центр был основан в 1967г. Компания OCLC является некоммерческой организацией, обслуживающей библиотеки всех типов: от крупных национальных до небольших публичных. Более 53.500 библиотек в 96 странах пользуются услугами OCLC для каталогизации, поступивших изданий, получения доступа к полнотекстовым базам данных, осуществления межбиблиотечного обмена документами и доставки документов в электронной форме, сохранения библиотечных материалов. Исследователи, студенты, преподаватели, библиотекари и другие конечные пользователи обращаются к услугам OCLC для получения библиографической и полнотекстовой информации, в любой момент, когда в ней возникает потребность. OCLC и библиотеки, входящие в число членов OCLC, совместно создают и поддерживают «WorldCat» - Интерактивный Объединенный Каталог OCLC, являющийся основой для многочисленных сервисов. WorldCat — крупнейшая в мире библиографическая база данных, насчитывающая свыше 63 млн записей о всех видах произведений на 360 языках мира. База создается совместными усилиями более чем 50 тыс. библиотек из 90 стран мира в рамках организации OCLC. Членство в OCLC - уникальная возможность удешевлять работу в области каталогизации и справочного обслуживания. Члены-библиотеки OCLC участвуют в работе самого большого в мире консорциума, способствующего предоставлению доступа к мировым источникам информации. Одним из сервисов, созданных в последние годы OCLC, является корпоративная виртуальная справочная служба Question Point. Question Point является сервисом OCLC, осуществляемом на основе лицензии. Лицензия может быть получена как отдельной библиотекой, так и группой библиотек. В числе пользователей программного продукта QuestionPoint - более 1000 библиотек мира, в том числе многие национальные библиотеки.

 

    2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем

    2.1. Региональные корпоративные  системы

     Первые  попытки создания региональных объединений  библиотек были сделаны в ряде крупных городов России, включая  Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса “Российские корпоративные библиотечные системы” и программы ИОО “Автоматизация библиотек”, являвшейся составной частью Мегапроекта “Пушкинская библиотека”. Для участия в работах первом этапе (2000 г.) из различных регионов России поступило 43 заявки. Победителями конкурса стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Ярославля, которые в сумме представляли 96 библиотек-участниц.

     В 2001 г. (на втором этапе) в результате жесткого отбора экспертами ИОО с учетом результатов выполнения первого этапа из 23-х региональных претендентов поддержку получили проекты Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери, Томска, Челябинского региона и Ярославля.

     В 2002 г. поддержка региональных корпоративных проектов и ряда других со стороны ИОО была продолжена уже в рамках Мегапроекта “Развитие образования в России”. С учетом результатов выполнения предыдущих этапов программы, а также новых требований конкурса, гранты ИОО получили объединения библиотек Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска (Республики Карелия), Санкт-Петербурга, Томска, Твери, Челябинского региона и Ярославля. Важным нововведением на этом этапе стала поддержка ИОО присоединения к упомянутым корпорациям ряда вузовских, республиканских и областных научных библиотек из других регионов России.

     Следует отметить, что процессы создания региональных корпоративных объединений библиотек  в России в последние годы активно  развиваются. В настоящее время  они широко охватывают и те субъекты Российской Федерации, которые не поддержаны грантами ИОО и РФФИ. Актуальность создания таких корпораций, а также решения многих организационных и технологических вопросов их функционирования и развития, подтверждается большим количеством публикаций в разных изданиях и докладов (более двухсот), сделанных представителями библиотечных объединений на ежегодных международных конференциях “КРЫМ – Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” и “L IBCOM – Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек” в Ершово (Московская область) и др. в 1999–2001 гг.

Информация о работе Корпоративные библиотечные системы