Корпоративные библиотечные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть тему корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы.
Структура: в работе 2 главы. Первая – общие вопросы об корпоративных автоматизированных библиотечно-информационных системах. Во второй главе рассмотрим российский опыт создания корпоративных автоматизированных библиотечных систем на примере Ассоциации региональных библиотечных консорциумов

Содержание

Введение 3
1.Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы - классификация и принципы построения
5
2. Российский опыт создания корпоративных библиотечных систем 17
2.1. Региональные корпоративные системы 17
2.2. АРБИКОН 24
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Корпоративные библиотечные системы доделать.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

   Указанные цели достигаются путем создания централизованной (по хранению) системы каталогизации первоисточников с онлайновым доступом библиотек-участниц и пользователей к ее информационным ресурсам. Объединения библиотек этого вида предполагают наличие Центра - организации, осуществляющей:

  • управление деятельностью корпорации;
  • научную, методическую и технологическую поддержку работы библиотек-участников корпорации, производящих библиографическую обработку документальных потоков в закрепленной за ними области;
  • сбор, контроль качества и технологическую доработку поступивших из библиотек-участников корпорации библиографических записей (Б/З) документов и других информационных ресурсов на машиночитаемых носителях;
  • ведение и предоставление в доступ через Интернет сводного электронного каталога (или каталогов), а также других информационных ресурсов корпорации;
  • выполнение всех форм обслуживания пользователей;
  • финансовые расчеты с поставщиками данных и пользователями.

   Важной  особенностью эффективно действующих  библиотечных систем корпоративной  каталогизации является то обстоятельство, что между всеми их участниками  устанавливаются определённые финансовые обязательства и/или отношения. Так организация, создающая библиотечно-информационные ресурсы, например, в виде машиночитаемых библиографических записей, принятых для пополнения сводного электронного каталога корпорации, получает за это четко установленную плату. С другой стороны - организация, которая получает и использует эти записи, оплачивает их приобретение. Экономическая эффективность подобных систем определяется рыночными категориями "спроса" и "предложения" услуг корпорации, гибким регулированием стоимости информационной продукции на входе и выходе системы, а также жёстким контролем качества библиографической обработки документов и развитой системой информационных услуг, предоставляемых пользователям. При этом создаваемый и поддерживаемый корпорацией сводный каталог содержит в первую очередь каталогизационные описания и адресную информацию о держателях документов. Наиболее развитыми зарубежными системами корпоративной каталогизации являются - OCLC/ PICA (Библиотечный Компьютерный Интерактивный Центр) и RLIN. В России действующих корпораций подобного рода пока нет, в настоящее время продолжается разработка и отладка технологии Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), поддержанная в 2000-2001 гг. грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). 
 

   РЦКК  как первый этап “Российского OCLC”.

   Приоритетность  решения задач корпоративной  каталогизации в рамках создаваемого Центра очевидна. В первую очередь  РЦКК будет обеспечивать создание библиографического банка данных отечественных изданий  на основе процессов корпоративной каталогизации с участием главных библиографирующих учреждений страны (РГБ, РНБ, РКП) и крупнейших библиотек-фондодержателей страны. РЦКК должен обеспечить совместимость с зарубежными системами и стать коммуникационным центром для многостороннего обмена библиографической информацией. РЦКК призван реализовать идею одноразовой каталогизации для библиотек страны и сформировать генеральный электронный каталог библиотек России. Это — важнейшие функции РЦКК как первого этапа российского OCLC. На других этапах должны решаться в порядке уже следующего уровня приоритетности задачи создания Сводного Каталога, обеспечение функций МБА и доставки документов (эта функция может быть и только координирующая!), создание, ведение и обслуживание пользователей специализированными библиографическими, реферативными и полнотекстовыми базами данных и другие задачи по аналогии с действующим комплексом задач OCLC.

   В широком смысле введение корпоративной  каталогизации является первым этапом совершенствования всеобщего доступа к информации.

     Разработка проекта системы Российского  центра корпоративной каталогизации  (РЦКК) должны базироваться на  следующих принципах:

   1.использование электронных массивов национальной библиографии главных библиографирующих учреждений страны (РКП, РГБ, РНБ) – особый статус в РЦКК национальных библиотек и РКП;

   2.одноразовая каталогизация и многоразовое использование библиографических описаний отечественных и зарубежных изданий библиотеками страны;

   3.использование универсальной конверсной системы для формирования библиографических описаний зарубежных изданий на базе массивов OCLC (приоритетно) и других зарубежных центров-генераторов библиографической информации с представлением их согласно действующим национальным правилам каталогизации и в принятом государственном формате;

   4.основной технологией доступа и формирования записей в каталоге РЦКК должен быть онлайновый интерактивный доступ к хост-ЭВМ РЦКК и формирование записей по принципу “первый пришел – первый включен”, распространяемому, естественно, на авторизованных поставщиков библиографической информации и с учетом особого статуса национальных библиотек и РКП;

   5.свободный доступ пользователей к объединенным библиотечным ресурсам России;

   6.широкое взаимодействие с любыми заинтересованными отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, в первую очередь на основе согласованного обмена данными и информационной продукцией;

   7.многовидовой тематический состав обрабатываемых документов и данных, обеспечивающий полноту отображения библиотечных ресурсов России (в перспективе – и стран ближнего зарубежья);

   8.максимальное использование и преемственность отечественного и зарубежного опыта создания, построения и функционирования систем коллективной обработки и доступа к библиографическим и др. БД (в т.ч. Системы Национальной библиографии РКП, Автоматизированной системы российского сводного каталога по научно-технической литературе – АС РСВК);

   9.поэтапное развитие и внедрение системы, состава ее баз данных, а также номенклатуры и режимов предоставления ее услуг пользователям;

   10.бесприбыльный характер деятельности, но платный характер услуг РЦКК.

   Этапность разработки и внедрения проекта  – обязательное условие, предусматривающее  четкую формулировку задач и целей  каждого этапа. На данном этапе основной целью разработки является уточнение основных положений и целей проекта, разработка предложений по принципам организационно-правового взаимодействия участников, разработка основ информационного обеспечения, описание технологических процессов корпоративной каталогизации.

   РЦКК  создается как независимая юридическая  организация, создаваемая как бесприбыльная  организация с платным характером сервиса и услуг на основании  Учредительного Договора в рамках действующего законодательства и имеющая свой Устав, администрацию и персонал на постоянной основе.

   Региональные  корпоративные библиотечно-информационные системы 

   Другим  видом корпоративных систем, развиваемых  преимущественно в России, являются региональные корпоративные библиотечно-информационные системы. Под Региональной корпоративной библиотечно-информационной системой (РКБИС) мы понимаем добровольное объединение ряда взаимно независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек (возможно также - информационных органов или служб) одного города или области для совместного решения их основных функциональных задач, преимущественно связанных с развитием качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей данного региона и созданием современной технологической базы. При этом на одном из первых мест в составе упомянутых задач стоит совместное создание библиотечно-информационных ресурсов общего пользования корпорации и обеспечение эффективного открытого доступа к ним через Интернет.

   Одной из важных особенностей этого вида кооперации является отсутствие взаимных финансовых обязательств между её членами. Принципы организационного построения РКБИС зависят от видового и количественного состава библиотек и/или информационных органов, которые входят в их состав, ведомственной подчиненности участников корпорации, степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, развития телекоммуникационной сети в данном регионе и т.п. Тем не менее, в каждой РКБИС обязательно присутствует лидер в виде наиболее развитой в технологическом плане библиотеки или службы (например, научно-информационного центра вуза), который принимает на себя задачи:

  • управления корпорацией;
  • создания и развития инструментальной базы корпорации;
  • методической и технологической поддержки отдельных ее участников и/или всей корпорации;
  • объединения и предоставления в доступ ее информационных ресурсов;
  • обучения и повышения квалификации персонала и т.д.

   В ряде случаев создание той или  иной существующей РКБИС было инициировано и поддержано (полностью или частично) одним или разными благотворительными и инвестиционными фондами, например, Институтом "Открытое общество - Россия" (ИОО), РФФИ, Российского государственного научного фонда (РГНФ), местных органов самоуправления и т.д. Отдельные участники подобных объединений или их группы могут входить также в одно или несколько межрегиональных библиотечных объединений.

   Основными целями создания РКБИС являются:

  1. Повышение полноты, оперативности библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей РКБИС (в том числе города области и т.п.) за счёт предоставления им объединенных информационных ресурсов корпорации и средств поиска в них с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения образовательных, социальных, культурных, управленческих, деловых и других задач;
  2. Обеспечение и/или облегчение свободного и широкого доступа всех категорий пользователей к библиотечно-информационным ресурсам других регионов России, а также мирового сообщества;
  3. Сокращение затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов библиотек и информационных служб участников корпорации на создание и поддержку электронных каталогов, других видов библиотечно-информационных ресурсов а также массовых услуг пользователям;
  4. Оказание помощи библиотекам и другим участникам корпорации в приобретении программно-технических средств и внедрении современных информационных технологий (включая и обучение персонала).

   Технологические принципы построения РКБИС включают:

   1. РКБИС представляет собой единый  комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов с целью удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей. Различие в построении РКБИС от локальной системы заключается в том, что большинство функциональных блоков РКБИС на физическом уровне реализуется как распределённая между участниками корпорации подсистема.

   2. Наряду с распределёнными между  участниками корпорации функциями  в РКБИС используются отдельные локальные организационно-функциональные блоки, к которым следует отнести структурные функциональные группы:

  • общего организационного и научно-технического управления функционированием и развитием РКБИС;
  • контроля и управления качеством информационной продукции и услуг РКБИС;
  • администрирования информационных ресурсов РКБИС;
  • администрирования телекоммуникационной сети РКБИС;
  • программно-технической и/или технологической поддержки функционирования и развития РКБИС;
  • методической поддержки, обучения и повышения квалификации сотрудников библиотек - участниц сети.

   3. Структура РКБИС должна предусматривать  разные уровни степени участия  библиотек в сети. В зависимости  от характера и количества  состава участников эти уровни  могут составлять иерархическую структуру с чётко распределёнными функциями как для головной библиотеки (условно - провайдера сети), так и для библиотек, которые представляют собой средние и нижний уровень "ведомых". В качестве примера может служить организация Корпоративной сети публичных библиотек Москвы - КСПБМ. Научный руководитель проекта КСПБМ: Первый заместитель директора ГПНТБ России, д.т.н., профессор Я.Л. Шрайберг. Ответственный исполнитель проекта: Зав. сектором ГПНТБ России, к.т.н., профессор Ф.С. Воройский.

   Основными целями создания КСПБМ являются:

   1. Повышение полноты, оперативности  и номенклатуры услуг библиотечно-информационного  обслуживания жителей Москвы, а  также её административно-управленческих  органов, организаций и фирм  за счёт предоставления им  объединенных информационных ресурсов корпоративной системы публичных библиотек Москвы и средств поиска в них с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения социальных, культурных, образовательных, управленческих, деловых и других задач.

Информация о работе Корпоративные библиотечные системы