Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:32, реферат
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить в том числе и историю делопроизводства.
В 1993 г. был издан
Общероссийский классификатор управленческой
документации, в который включены
наименования форм документов унифицированных
систем, адаптированных к современным
условиям, и Основные положения по
ведению системы
К сожалению, с
начала 1980-х гг. ни одна унифицированная
система документации не была издана
массовым тиражом, что значительно
затрудняет их внедрение. Получившие весьма
широкое распространение
Первые
документы появились
В качестве носителей, на которых вырезались, высекались и писались документы, использовались самые разные материалы. Например, как утверждал Геродот, на пирамиде Хеопса был высечен документ, в котором было зафиксировано, сколько продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды.
Клинописные таблички, берестяные грамоты, папирус, пергамент, бумага, магнитная лента, накопитель на магнитных дисках, лазерные диски - вот далеко не полный перечень носителей, применявшихся когда-то и используемых сегодня для хранения документов.
Эволюция делопроизводства
На Руси деловые документы появились в Х веке. Первыми документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров с греками 907, 911, 944 и 971 годов.
Первый свод законов Киевской Руси "Русская правда", датированный XI веком, позволяет судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии того времени.
В "Русской правде" уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси: послух (свидетель), вира (штраф), куна (деньги).
В XI-XV веках формируется круг людей, занимающихся делопроизводством, устанавливаются правила засвидетельствования документов подписями, печатями князей, городов и отдельных чиновников. Появляются первые формулярники - пособия по делопроизводству с образцами распространенных документов.
Централизация государства приводит к развитию государственного делопроизводства: создаются приказные избы - приказы. Высшим правительственным учреждением становится Боярская дума. Документы того времени составлялись в виде узких столбцов, которые скатывались в свитки. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра.
Существовало ограниченное число видов документов приказного делопроизводства: грамоты (царские указы), наказы (указания царя воеводам), приговоры, челобитные (обращения граждан), отписки (доклады, поступающие в приказы с мест).
Приказное делопроизводство касалось в основном государственных и гражданских дел.
При Петре I от свитков перешли к тетрадям - свернутым вдвое листам, которые сшивались в книги. С середины XVII века принимаются меры по унификации делопроизводства и постановке его на законодательную основу.
Петр I уделял много времени реформам в области управления государством. При нем появляются новые учреждения и регламенты для них.
В 1720 году
был утвержден "Генеральный регламент",
ставший основой для работы всех
коллегий, а система делопроизводства
стала называться "коллежской".
Делопроизводство получило законодательную
основу. В "Генеральном регламенте"
была определена законченная система
норм документирования. "Генеральные
формуляры", т.е. формы документов,
предусматривали нормы
В этот
период лексика делового языка все
больше отдаляется от разговорной речи,
в нее проникает большое
Уже с петровских времен в российской системе делопроизводства (в отличие от западной) более пристальное внимание уделялось исполнительской дисциплине. Основной задачей делопроизводства становится учет и контроль. Среди участников процесса делопроизводства выделяются непосредственно субъекты делопроизводства (руководители и исполнители) и делопроизводственный персонал, который осуществляет контроль делопроизводственной дисциплины.
В 1773 году Екатерина II издает "Общее учреждение для управления губерний" согласно которому документы делились на внутренние и внешние, предназначенные для других учреждений.
В начале XIX века появились министерства.
В 1811 году было издано "Общее учреждение министерств", с появлением которого оформление документов стало более единообразным.
С этого времени начинают формироваться черты канцелярского стиля: неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, лексическое однообразие. С середины XIX века сложился новый порядок изложения дела в виде краткой записки по существу вопроса с целью ускорения прохождения дел. По очередности исполнения все поступающие в министерство дела делились на чрезвычайные, срочные (принимались к производству незамедлительно) и текущие.
Веками документы оформлялись вручную, и качество документа определялось исключительно почерком исполнителя. Лишь в конце XIX века появились первые механические пишущие машинки. Большая скорость подготовки и компактность документа, возможность получения сразу нескольких копий ускорила процесс делопроизводства, но тем не менее процесс создания документа оставался весьма трудоемким - даже для внесения незначительных изменений текст приходилось перепечатывать заново.
К этому времени начали издаваться сборники, содержащие образцы разнообразных документов.
В XX веке
унификация (единообразие) документов
принимает необратимый
Совершенствованию делопроизводства уделяла внимание и советская власть: в 1918 году вышло постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты". В 1918 году была введена единая форма бланков делового письма.
В 1931 г.
вышли "Общие правила документации
и документооборота", в 1963 году - "Основные
правила постановки документальной
части делопроизводства и работы
архивов учреждений, организаций, предприятий
СССР". В 1973 году появились "Основные
положения ЕГСД" (Единой Государственной
Системы Делопроизводства) - комплекс
правил и рекомендаций по ведению
документационного обеспечения
управления от момента создания документа
до сдачи его в архив. В 70-80-х
годах сложился блок ГОСТов (государственных
стандартов) на управленческие документы.
В конце 70-х появились персональные компьютеры,
снабженные текстовыми редакторами. С
тех пор идет процесс перехода на компьютерные
технологии работы с документами. Для
того чтобы понять, как развивался компьютерный
документооборот, мы кратко рассмотрим
этапы изменения используемых в бизнесе
информационных технологий (ИТ) и эволюцию
офисного программного обеспечения.
Краткая история развития делопроизводства.
Определение делопроизводства по ГОСТу 16487-83 (название ГОСТа).
Взаимосвязь
вопросов усовершенствования
Определение делопроизводства по ГОСТу 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий, применяемые в области делопроизводства и архивного дела.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебной и справочной литературе.
Делопроизводство – деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами.
Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
С давних времен
дошли до нас различные виды документов,
с помощью которых мы имеем
возможность узнать историю своей
страны, ее героическое прошлое, особенности
быта своего народа, правовые формы
и этические нормы
Необходимость
создания документов возникла одновременно
с появлением письменности. Более
того, считают, что именно потребность
в создании различных документов
(соглашений, договоров и т.п.) и
повлекла за собой появление письменности
как способа изложения
С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
До конца ХVв. государственных учреждений еще не существовало, их функции выполняли отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность или с очень ограниченным штатом чиновников, или вообще без штата. Единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления.
Однако, письменные документы, дошедшие до нашего времени, доказывают что, уже в Хв. была культура написания документов. Это договоры с Византией 911и 945гг.
Документы
хранились в центральных
С
увеличением числа создаваемых
документов, накопились и традиции
в сфере документирования, что
привело к созданию штата профессиональных
специалистов в области создания
и обработки документов. Этот штат
состоял из псаломщиков и дьяков.
Также стали формироваться
Со
временем менялась и графика письменности,
первоначально документы
Сформировавшиеся
практикой традиции постепенно становились
нормами обычая, закладывая основу
будущей системы
Система государственного делопроизводства начала формироваться с середины ХVв. Управление государством сложилось из удельного княжества, хотя это нельзя было назвать государством, это было хозяйство князя. Некоторые поручения выполняли бояре, приближенные к князю. Вся деятельность по вопросам государственного управления объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой. Удалось создать сильную централизованную систему управления. Боярская Дума и приказы выполняли все важнейшие функции административного управления, поэтому этот период называют приказным.
Однако
в этот период не было отлаженной системы
управления. Для ведения, дела передавались
определенным лицам, или в управлении
участвовало несколько