Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:32, реферат
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить в том числе и историю делопроизводства.
Важным этапом
в развитии проблем делопроизводства
можно считать подготовленный ИТУ
проект "Общих правил документации
и документооборота" (издан в 1931
г.). В нем аккумулирован передовой
практический опыт, накопленный к
этому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования
отечественных и зарубежных ученых.
Предполагалось ввести "Общие правила"
в качестве типовых и единых для
всех учреждений. Основным исполнительным
органом по реализации всех делопроизводственных
операций, по замыслу авторов, должен
был стать секретариат. В "Правилах"
определялись функции работников секретариата,
их обязанности и содержание работ.
Изложение материала в "Правилах"
можно сравнить с содержанием
современных обучающих
Разработанные
составителями "Правил" признаки
группировки дел (корреспондентский,
предметно-вопросный, номинальный, географический
и хронологический) актуальны в
делопроизводстве и сейчас. В "Правилах"
последовательно и полно
При всем разнообразии
видов и форм документов, реально
циркулирующих в советских
В 20-е гг. развивались
и системы специальной
Статистическая документация - важный и эффективный инструмент в управлении хозяйством. Уже в июле 1918 г. были сформированы центральные (ЦСУ) и местные органы статистики, которые проводили обследования по состоянию и перспективам развития советской экономики. В это время шла интенсивная работа по организации текущей статистики промышленности, форме периодичной отчетности по специальным бланкам. В декабре 1926 г. проведена первая Всесоюзная перепись населения. В качестве документальной основы использовались личные, посемейные и нехозяйственные бланки. Статистическая документация была единообразной по форме и включаемым показателям.
Бухгалтерская документация, отражая и фиксируя движение финансовых средств, уже в силу своей специфики должна быть унифицирована в большей мере, чем другие системы. Эта задача, в основном, и решалась исследователями. При рационализации объемных массивов бухгалтерской документации широко использовался опыт царской России, западноевропейских стран. Правильная организация учета на всех уровнях управления, совершенствование учетных форм документации - таковы актуальные вопросы развития бухгалтерского учета и его документирования в рассматриваемый период.
В 30-е гг. формируется
и укрепляется жесткая, централизованная
административно-командная
Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единственным законодательным органом, таких прав лишились Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов для каждой иерархической структуры. Указанные нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.
Значительное сокращение масштабов исследований в области управления и делопроизводства не означает, что в 30-е гг. работы в этой сфере прекратились. Усилия ученых и практиков реализовались в деятельности только отдельных крупных ведомств, где издавались отраслевые, нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т. п. В этот период проводились исследования по стандартизации и унификации специальных систем документирования.
Определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки властных структур изменить к лучшему работу с заявлениями, жалобами и письмами трудящихся. Отсутствие единого методического центра по координированию работы учреждений в области управления и делопроизводства, разнобой в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования поставили на повестку дня проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил и их организационного оформления. В 1941 г. собирается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике. В проекте программы, выдвинутой участниками совещания, нашли широкое отражение следующие вопросы документационного обеспечения управления:
- создание организационно-
- разработка нормативной базы деятельности служб делопроизводства;
- механизация труда "канцелярских" работников;
- проведение унификации и трафаретизации управленческой документации;
- установление
единой системы подготовки и
переподготовки работников
- создание всесоюзного
научно-исследовательского
Однако практической
реализации выдвинутой программы помешала
начавшаяся Великая отечественная
война.
История управления и делопроизводства в 1945-1990 гг.
Тяжелое состояние
разрушенной войной экономики и
проблемы восстановления народного
хозяйства после окончания
Негативная оценка
базируется, прежде всего, на сопоставлении
достижений мировой науки и практики
по управлению и развитию информационных
технологий в этой области. Особенно
остро и зримо отставание нашей
страны выявилось в 80-90-е гг., когда
теоретические разработки в области
кибернетики, математических методов
управления, информатики и технической
элементной базы привели к широкой
информатизации общественно-политической
и экономической жизни
Это отнюдь не умаляет достижений отечественной науки в области управления, НОТ, документоведения, в разработке комплекса теоретических и прикладных проблем - создание системы стандартов по документации, Единой государственной системы документации (ЕГСД), общесоюзных классификаторов, унифицированных систем документации, совершенствование специальных систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации деятельности управленческих работников.
В июне 1960 г. в
Москве состоялось Всесоюзное совещание
по вопросам механизации труда инженерно-
Бесспорно, решения
этого совещания активизировали
работу ученых и практиков управления.
Определенной вехой в развитии вопросов
работы с документами стала
ГАУ стало правомочно контролировать постановку документальной части делопроизводства учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы "Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР", которые на протяжении многих лет служили руководством для служб документации и архивов и способствовали упорядочению их деятельности.
На долгом и
тернистом пути подготовки Государственной
системы документационного
В 1966 г. в рамках
Архивной службы учрежден Всесоюзный
научно-исследовательский
После обсуждения
и доработки в сентябре 1973 г. "Основные
положения ЕГСД" одобрил Госкомитет
СМ СССР по науке и технике и
рекомендовал их министерствам, ведомствам
и организациям для использования,
но только как положения, не имеющие
официального статуса. Авторы ЕГСД обобщили
передовой опыт своего времени и
предложили оптимальную технологию
выполнения управленческих операций и
их документирования. ЕГСД носила комплексный
характер, т.е. включала не только вопросы
делопроизводства, но и рекомендации
по научной организации труда
служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению.
Реализация ее положений повысила общую
культуру управления и качество принимаемых
решений, позволила оптимизировать
структуру и штатную
Однако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их практическое изучение. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной начальником Главного архивного управления в 1988 г.
Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на эти унифицированные системы. Значение некоторых ГОСТов проявилось в полной мере позднее в 90-х гг.
Внедрение указанных
материалов в практику управления значительно
улучшило оформление документации, рационализировало
процедуры поиска, учета и хранения
разнообразной информации, подготовило
почву для автоматизации
Концепцию ОГАС лишь частично удалось реализовать в народном хозяйстве, а унифицированные системы документации не получили достаточной поддержки в средствах научной и массовой информации и остались невостребованными. В 90-е гг. та же печальная участь постигла и концепцию информатизации нашего общества. Но если идеи ОГАС были частично реализованы, то концепция информатизации до настоящего времени окончательно не сформулирована. Отсутствие стройной теории и четкой программы информатизации сдерживают решение прикладных вопросов.