Делового общение и межличностные отношения в рабочей группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:18, доклад

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии содержания, специфики и структуры делового общения; в освещении роли делового этикета как важной части деловой культуры общества.
• Характерной особенностью делового общения является то, что содержание и цели направлены на решение производственных и социальных задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, обычно рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Содержание

• Введение 3
• 1. Понятие и способы организации делового контакта 5
• 2. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе 11
• 3. Общие правила ведения деловой беседы 16
• Заключение 25
• Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

делопроизводствоdoc.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

        И те, и другие влияют на его профессиональную деятельность и характеризуют психологию рабочей группы.

        Психология рабочей группы - совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе формирования и функционирования группы на основе внутренних связей форм и способов взаимного удовлетворения потребностей его членов.

        Психология рабочей группы включает психологическую совместимость, психологический климат, способы делового общения, межличностные отношения и др.

        Общение состоит во взаимодействии двух или более лиц и сопровождается установлением и развитием контактов между ними. В процессе общения происходит обмен информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера. Общение является необходимым условием совместной деятельности людей, поскольку через него происходит ее планирование, координация, а также контроль за ее осуществлением. Такое общение называется деловым.

        Деловое общение - взаимодействие двух или более лиц по поводу определенного вида деятельности: производственной, научной, коммерческой и др., направленное на его организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта. - М.: Амалфея, 2004.

        .

        Деловое общение работников юридического труда - взаимодействие двух или более лиц по поводу юридической деятельности, направленное на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов.

        В деловом общении работников юридического труда предметом общения является юридическое дело. Основная задача общения заключается в продуктивном сотрудничестве и взаимопонимании в вопросах этого дела.

        Умение делового общения предполагает знание психологии общения.

        Психология делового общения предусматривает умение разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотношения с партнером, воздействуя на него.

        Психология общения может быть представлена через единство ее трех аспектов:

        -восприятие (целостный образ другого человека, который формируется на основе оценки его внешнего вида и поведения);

        -коммуникация (обмен информацией, значимой для участника обобщения);

        -взаимодействие (воздействие на партнера, вступление в деловые и иные отношения).

        Средства общения:

        1. вербальные (словесные) - передача информации при помощи языка;

        2. невербальные - передача информации при помощи психического состояния (мимика, поза, взгляд, походка и др.).

        Процесс общения выражается в следующих этапах:

        - установление контакта;

        - ориентация в ситуации;

        - обсуждение вопроса;

        - принятие решения;

        - выход из контакта.

        Установление контакта - важный начальный этап делового общения работника юридического труда, поскольку он заключается в побуждении собеседника к общению и созданию атмосферы для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Нередко для установления контакта юристу приходится преодолевать защитные психологические механизмы, мешающие сразу принять другого человека.

        Способность юриста общаться с широкой по диапазону социальной средой называется коммуникабельностью. Основа коммуникабельности следователя, адвоката, судьи и других работников юридического труда - умение установить психологический контакт. Глубина и продолжительность контакта может быть разной. Все зависит от лица, с которым устанавливается контакт, и от цели его установления. Одно дело контакт следователя с подозреваемым, другое дело - контакт со свидетелем и т.д.

        Этап ориентации заключается в развитии интереса к деловому общению, вовлечения партнера в круг совместных интересов.

        Обсуждение вопроса и принятие решения может быть эффективным при подчеркивании единства (сходства) позиций, при умении слушать и убеждать.

        Выход из контакта - не менее важный этап, чем установление контакта, поскольку он влияет на образ, который останется в памяти собеседника, и на будущие деловые отношения. Заповедь выхода из контакта - приветливость. Как важно первое впечатление, так и велика роль последнего впечатления.

        Основное назначение рабочей группы - целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации ее интересов. Межличностные отношения связаны с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.

        Межличностные отношения в рабочей группе - многоуровневый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностью совместной деятельности и состоящий из обмена информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и взаимопонимания.

        Любой текст, написанный юристом (проект соглашения, приговор суда и др.), согласовывается, вырабатывается совместно. В процессе межличностных отношений происходят переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, проводятся расследования преступлений и т.д.

        Некоторые элементы межличностных отношений регламентируются законом (напр., порядок рассмотрения юридических дел),воплощаются в статусах должностных лиц и т.п. Другие являются условием эффективного решения взятых на себя задач: сформировать мнение присяжных заседателей (адвокат), достичь компромисса с партнером организации (юрисконсульт) и др. Холопова, Т.И. Протокол и этикет для деловых людей / Холопова Т.И., Лебедева М.М. - М., 2001.

        .

        Уровни межличностных профессиональных отношений в рабочей группе:

        -субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

        -отношения между членами группы, связанные с координацией совместной деятельности;

        -отношения в системе "человек-компьютер".

        Наиболее показательны многоуровневые межличностные отношения во время судебного процесса, который развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп. Здесь важное значение приобретают процессы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, внутригрупповой сплоченности (напр., адвокат и его подзащитный) и межгруппового антагонизма (между группой истца и группой ответчика). Приурегулировании межличностных отношений значительную роль играет реакция судьи: умение разрабатывать модели различных жизненных ситуаций, поставить себя на место других лиц, избегать поспешных выводов по внешним признакам различных обстоятельств.

        Способы межличностных отношений: беседы (в том числе объяснения и допросы), переговоры, участие в коллегиальном обсуждении, выступления (речи) в коллегиях и коллективах, получение указаний и инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов, совместное осуществление определенных видов или направлений юридической деятельности и др.

        Межличностные отношения зависят от нравственно-психологических особенностей коллег, их темперамента, способностей, характера. Отношения сотрудничества и взаимопонимания, чувство "локтя" - основа успеха коллективной деятельности профессионалов-юристов.

        3. Общие правила ведения деловой беседы

        Лучше вначале всё-таки попытаться разработать план (стратегию) деловой беседы, ибо тогда останется неоспоримое преимущество в достижении той цели, которую поставили вы, а не ваш оппонент. Если конечно ваш оппонент сам не разработал стратегию контраргументов. Но на этот счёт существует особая тактика нейтрализации этих контраргументов.
При сознательной подготовке к беседе до разработки стратегии и подробного плана беседы проводится предварительный анализ личности собеседника, его служебного положения, прогнозируются последствия после передачи сообщения. Предварительный анализ беседы базируется на основе вопросов, на которые следует ответить себе перед началом любого делового разговора. Ответы на вопросы позволяют представить ожидаемую оперативную ситуацию, что может быть использовано при выработке стратегии и конкретного плана деловой беседы Панфилова, А.П. Деловые беседы: учеб. пособие. - Л., 2003.

        .

        Вначале необходимо определиться с типом беседы. Будет ли это беседа, в которой вы хотите ускорить принятие каких то решений (форсированная беседа), или же основной целью беседы будет передача информации собеседнику для пробуждения у него интереса к новой проблеме (информативная беседа); может быть, речь идет об устранении чужих вариантов и проведении вашего решения (контр-беседа); может быть, это беседа, где вы знакомите собеседника с новой темой (беседа-лекция)?

        Ещё несколько правил. Во-первых, обеспечьте себе достаточно времени на подготовку, а во-вторых, работайте по плану, в соответствии с выбранной тактикой (методами).

        Выбор стратегии определяется темой беседы. Кроме того, стратегия меняется от беседы к беседе и от собеседника к собеседнику. Но как бы «глобально» ни звучало слово «стратегия», она поможет установить общие принципы и направления вашей работы по подготовке и проведению беседы.
Представьте себе и опишите, причем как можно убедительнее, своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию.
Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его исходную позицию, логику и стратегию.

        Сориентируйтесь на предполагаемые интересы собеседника. Подумайте, как создать для беседы благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, свести к минимуму формализм и обыденность в общении, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим. Если в беседе участвуют и знакомые, и незнакомые собеседники, то, как правило, нужно быть более сдержанным по отношению к знакомым собеседникам, а по отношению к новым -- более предупредительным. Человеку свойственно стремление в любой беседе обращаться к знакомым, а это может поставить новых собеседников в неравноправное, изолированное положение, что в значительной мере препятствует успеху деловой беседы.

        Разработайте общий метод аргументации в данной беседе: подробный план аргументации, возможные контраргументы. Подумайте о том, какие средства применить для ориентации беседы в желаемом направлении и для предотвращения возможных отклонений. Даже простая модель ориентации беседы, несмотря на то, что придуманный пример и конкретный случай почти всегда отличаются друг от друга, означает большой шаг вперед - вы подготовили технику, и вам останется лишь приспособить ее к данному случаю.

        Наметьте альтернативные (запасные) цели, менее подходящие варианты и подготовьте компромиссные решения на тот случай, если перестанете контролировать ход беседы.

        По возможности разработайте поэтапные задачи и последовательно включайте их в конструкцию беседы. Их функция - быть лестницей: вместо рискованного прыжка вы осуществите относительно легкое восхождение. Следует предусмотреть и процесс нейтрализации возражений, если они приобретут крайне нежелательное для нас направление.

        Отрепетируйте мысленно содержание беседы, облечённую в окончательно выбранную вами форму.

        Существует множество способов начать беседу, однако практикой выработаны 4 основных способа.

        1. Снимите напряжение, установив тесный контакт, сказав несколько фраз личного характера или несколько комплиментов. Уместная шутка, которая вызовет весёлое настроение будет способствовать дружественной обстановки для беседы.

        2. В основу начала беседы положите какое-нибудь небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос, увязав их с содержанием беседы.

        3. Начните беседу с постановки множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.

        4. Рациональный метод (без вступлении), который применим в общении начальника с подчинённым: изложение причин по которым была назначена беседа, моментальный переход от частных вопросов к теме беседы.

        В процессе деловой беседы необходимо наблюдать, слушать и оценивать реакции собеседников, а выводы использовать для продолжения деловой беседы и возможного изменения ее плана. В беседе обязательно пользуйтесь позитивным и оптимистическим способом выражения мыслей и эмоций, задавайте как можно больше вопросов, чтобы ситуация прояснилась как можно раньше. Избегайте резких уходов от темы беседы, не несите негативную информацию вашему собеседнику. И, наконец, обеспечьте возможность дальнейших контактов с собеседником Курбатов, В.И. Как успешно провести переговоры: (пособие для деловых людей). - Ростов н/Д, 2002.

        .

        В ходе беседы употребляйте простые, общеизвестные и общепринятые, всем понятые слова. Неясные, непонятные и невразумительные термины могут сделать бессмысленной вашу речь независимо от того, насколько ясными и простыми были ваши мысли. Не старайтесь показать свою «ученость» и красноречие, не используйте сложных конструкций предложений. Сложная и «громоздкая» речь вызывает у собеседников усталость и непонимание, лишает интереса, порождает неприязнь.
Например некто «М» однажды в судебном заседании употребил такой термин как «преюдициальные факты» и услышал в ответ негодующую речь судьи, из которой только два слова было понятны: «не надо умничать».
Речь не должна быть ни короткой, ни длинной. Излагается только новая мысль без всяких словесных красок. Исключительное значение при этом имеет грамматическая правильность построения предложений.
Избегайте слов, которые значительно снижают ясность выражения. Важно следить за тем, чтобы любимые словечки и поговорки не превратили нашу речь в набор пустых фраз. Очень часто молодые юристы употребляют слово «как бы» не осознавая содержание этого термина. А ведь термин «как бы» (qvasi - лат.) - юридический, и применяется к соответствующим юридическим отношениям.

        Особое внимание следует уделить использованию без особой необходимости в своей речи иностранных слов, модных выражений. Иностранные слова и выражения, перенесенные в наш язык, обычно существенно меняют свое первоначальное значение, отсюда возникает ряд недоразумений. Понимание этих слов людьми, знающими данный язык, и людьми, до сознания которых дошло их измененное и упрощенное значение, существенно отличается. Поэтому рекомендуется выбирать простые, понятные и выразительные слова, руководствуясь принципом: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Информация о работе Делового общение и межличностные отношения в рабочей группе