Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:18, доклад
Цель работы состоит в раскрытии содержания, специфики и структуры делового общения; в освещении роли делового этикета как важной части деловой культуры общества.
• Характерной особенностью делового общения является то, что содержание и цели направлены на решение производственных и социальных задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, обычно рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
• Введение 3
• 1. Понятие и способы организации делового контакта 5
• 2. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе 11
• 3. Общие правила ведения деловой беседы 16
• Заключение 25
• Список литературы 26
Введение 3
1. Понятие и способы организации делового контакта 5
2. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе 11
3. Общие правила ведения деловой беседы 16
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств.
Цель работы состоит в раскрытии содержания, специфики и структуры делового общения; в освещении роли делового этикета как важной части деловой культуры общества.
Характерной особенностью делового общения является то, что содержание и цели направлены на решение производственных и социальных задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, обычно рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Следовательно, деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, эмотивную, эмоциональную, когнитивную (познавательную), конативную (усвоение), волюнтативную (воздействия), фатическую (установление контакта между людьми). Если в деловом общении не возникает взаимопонимания, то коммуникацию нельзя считать состоявшейся. Деловое общение и личностное переплетаются друг с другом и могут переходить одно в другое. В каких бы формах ни проявлялось общение, оно является деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 2000.
.
В качестве субъектов общения могут выступать как отдельные люди, так и целые группы. Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и приятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
1. Понятие и способы организации делового контакта
Cущественной особенностью ситуации межсубъектного взаимодействия, или персонального контакта, является то, что оно осуществляется между себе подобными субъектами с целью повлиять на состояние или поведение другого субъекта. Под деловым контактом часто подразумевают такой персональный контакт (деловую встречу), целью которого является договорённость о какой-либо форме делового сотрудничества.
Такая договорённость достигается в процессе общения участников встречи, организованном в соответствии с их представлениями друг о друге, о возможности и наиболее целесообразных способах оказания взаимного влияния, о возможных целях и способах осуществления совместной деятельности.
Способы оказания влияния выбираются ими на основании личного опыта, умения учитывать реакцию собеседника, оценивать его поведение в процессе беседы, формулировать свои предложения в наиболее приемлемой для него форме, использовать аргументацию, которая действенна по отношению к собеседнику. При этом успешность деловых контактов во многом зависит не только от содержания взаимных предложений, мнений и аргументов, но и от того, каким образом они формулируются и в какие моменты обсуждения высказываются Мицыч, П. Как проводить деловые беседы. - М., 2005.
.
Одни и те же предложения, высказанные в различной форме, могут вызывать разнообразные варианты отношения собеседника к их содержанию в зависимости от его состояния, интересов и наиболее актуальных на момент беседы проблем. В результате возможно возникновение двух диаметрально противоположных ситуаций.
С одной стороны, практически полезное предложение может не вызывать заинтересованности в его обсуждении и реализации только потому, что оно высказано не в той форме или в неподходящий момент и оценивается отрицательно по каким-то субъективным, иногда чисто эмоциональным соображениям. С другой стороны, бесперспективная с точки зрения практической полезности идея иногда вызывает явную готовность к детальному её обсуждению и совместной практической реализации только потому, что она затрагивает какие-то личные интересы или предложена для обсуждения в период повышенной актуальности как-то связанных с ней проблем.
Выделенные две ситуации характеризуют как бы два крайних случая. Реально чаще всего мы имеем дело с чем-то промежуточным, когда собеседники оценивают предложения и аргументы друг друга как с точки зрения их практической полезности, так и с точки зрения собственного субъективного, эмоционально окрашенного отношения к ним. Взаимопонимание и взаимное доверие или непонимание и недоверие, готовность к совместной деятельности или отрицательное мнение о целесообразности делового сотрудничества формируются в процессе обмена мнениями и зависят от соотношения указанных оценок. Закономерности влияния этих оценок на характер и динамику развития межличностных отношений в общении изучают различные разделы социальной психологии.
Это означает, что успешность делового контакта зависит от способа организации процесса общения его участников, определяемого умением каждого из них учитывать известные в современной социальной психологии закономерности формирования у собеседников представлений друг о друге и мнений по обсуждаемым вопросам.
Отмеченные представления и мнения являются базой для развития процесса общения, предполагающего взаимопонимание, взаимное доверие, возможность взаимного влияния и в конечном итоге могут стать предпосылками для начала совместной деятельности - делового сотрудничества.
Деловым контактом можно называть как первое знакомство только предполагаемых деловых партнеров, так и встречу деловых партнеров, уже имеющих опыт делового сотрудничества и хорошо знакомых друг с другом. Такое неоднозначное понимание содержания делового контакта вносит значительную неопределенность в анализ факторов, от которых зависят результаты делового контакта, и значительно усложняет формулирование социально-психологических рекомендаций по его организации. Эта неопределенность является следствием влияния предварительного знакомства на выбор форм и способов общения или организации делового сотрудничества Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. - М., 2004.
.
Проиллюстрировать указанное влияние можно широко распространенным мнением о том, что деловое сотрудничество лучше строить на основе хороших личных отношений. Основной причиной распространенности данного мнения является то, что при знакомстве преобладает интерес к взаимной оценке деловых качеств и чисто личностных особенностей, а не к обсуждению перспектив делового сотрудничества. В этом случае содержание общения часто сводится к так называемому межличностному познанию, состоящему в формировании у собеседников таких оценок.
Встреча деловых партнеров, знакомых ранее, предполагает их сосредоточенность на оказании влияния по организации или продолжению совместного достижения общих целей в деловой или какой-либо другой сфере, базирующегося на уже имеющихся представлениях о личности собеседника и сфере его интересов (деловых интересах и личных стремлениях). Межличностное познание осуществляется и в этом случае, но оно в большей степени подчинено уже имеющимся у собеседников представлениям друг о друге, сформировавшимся в процессе совместного общения и совместной деятельности стереотипам и деловым аспектам обсуждаемых вопросов.
В дальнейшем изложении под деловыми интересами будем подразумевать то, что непосредственно связано с целями, намерениями, планами и представлениями о перспективах в деловой сфере; под личными интересами (стремлениями) - желания и установки, которые не имеют непосредственной связи с деловой сферой, но очень актуальны для конкретной личности в силу каких-то обстоятельств, не имеющих прямого отношения к делам, но оказывающих существенное влияние на деятельность и поведение в целом.
Отмеченное различие является следствием многообразия вариантов субъективного отражения задач любой деятельности, в том числе совместной. Оно приводит к ориентации субъекта на состояние и действие в соотношениях, зависящих как от индивидуальных особенностей, так и от объективных обстоятельств. Здесь важно заметить, что соотношение деловых интересов и личных стремлений по существу является соотношением формальных и неформальных аспектов интерсубъектного взаимодействия (общения). Применительно к деловым контактам это - соотношение достаточно формализованных (легко структурируемых) деловых интересов и сложным образом взаимосвязанных неформальных личных стремлений. Первые во многом определяются так называемыми деловыми качествами; вторые - личностными особенностями.
В связи с этим для большей определённости трактовки понятия "деловой контакт" будем полагать, что оно означает первое знакомство двух людей, из которых, по крайней мере, один заинтересован в организации делового сотрудничества, но оба они не располагают достаточно полной информацией о деловых качествах и личностных особенностях друг друга. По существу деловой контакт - это установление отношений с цепью организации совместной деятельности Бородина, Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра, 2004.
.
При данном варианте понимания делового контакта встреча деловых партнёров, знакомых ранее, будет относиться не к установлению, а к развитию отношений в процессе уже более или менее организованной совместной деятельности. Если заинтересованность в организации делового сотрудничества проявляет только один из участников делового контакта, то в дальнейшем будем называть его инициатором делового контакта или просто инициатором контакта, а другого потенциальным партнёром.
Инициатор делового контакта обычно решает более сложную задачу. Он должен добиваться формирования у потенциального партнёра такого впечатления о себе и своих предложениях, которое вызывало бы заинтересованность в деловом сотрудничестве.
Поэтому изложенные ниже принципы, рекомендации, способы и приёмы организации делового контакта ориентированы на использование их, прежде всего, его инициатором. Однако они могут использоваться и теми, кто предполагает, что на них оказывается влияние с целью заинтересовать перспективами делового сотрудничества - теми, кто является потенциальным партнёром. Для них изложенное ниже может быть дополнительным основанием для своевременного распознавания оказываемого влияния и его направленности.
Способ организации делового контакта определяется выбором повода, места и времени знакомства, вопросов для обсуждения, аргументации высказываемых точек зрения, некоторыми аспектами поведения инициатора контакта, учитывающими возможную реакцию потенциального партнёра на его предложения, и многое другое вплоть до особенностей речи, умения слушать собеседника и т. п.
Правильная организация делового контакта обеспечивает его развитие в деловое сотрудничество при условии подготовленности инициатора, его умения гибко ориентироваться в процессе развития делового контакта, обоснованно выбирать способы влияния на потенциального партнёра, точно и своевременно учитывать реакцию собеседника на те или другие высказывания.
Именно поэтому применение знаний из области социальной психологии и психологии личности традиционно представляет интерес для тех видов деятельности, которые связаны с необходимостью установления и развития отношений с различными людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные публикации, посвященные социально-психологическим исследованиям проблем общения и организации различных видов совместной деятельности.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство зарубежных исследований основано на социальных, правовых, культурных и национальных нормах поведения, регламентирующих деловое сотрудничество в указанных странах. Это затрудняет полное использование предлагаемых их авторами рекомендаций в современных условиях нашего общества.
Так, например, точка зрения о том, что для бизнесмена важно вложить меньше, а заработать больше, предполагает прямую связь с правовыми нормами, определяющими уровень рентабельности и порядок налогообложения. Такая связь влияет на репутацию бизнесмена, а значит и на его перспективы. Данная особенность является одной из основных причин настороженного отношения западных предпринимателей к предложениям получать очень высокую прибыль. Оно особенно характерно для тех бизнесменов, которые привыкли работать в странах, где уровень рентабельности ограничен законодательством.
Приведённый пример характеризует влияние глобальных и локальных социальных норм на способ действия и поведение конкретной личности. Именно это влияние определяет соотношение деловых интересов и личных стремлений, так как в процессе становления личности они формируются в соответствии с такими нормами. Проблема указанного влияния, к сожалению, почти не рассматривалась отечественной социальной психологией Смелкова, З.С. Деловой человек: культура речевого общения: пособие и сл. - справ. - М., 2005.
. Однако её значимость в настоящее время, когда требуется ориентация на новые нормы при сохранении представлений, взглядов и установок, сформированных на старых, достаточно очевидна. Для решения этой проблемы необходимы теоретические исследования и основанные на них практические рекомендации. Кроме того, требуется определенная осторожность в использовании рекомендаций зарубежных авторов, которые не учитывают специфичности современных условий России.
2. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе
Деятельность юриста-практика протекает в коллективе, в рамках тех или иных социальных групп. Социальные группы могут быть большие (партия, нация, этническая группа, общество, государство) и малые (контактные). В повседневной практической деятельности юрист может быть включен в различные социальные группы, которые имеют свои внутригрупповые отношения.
Рабочая группа (коллектив) - это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Юрист в своем коллективе (рабочей группе) вступает во взаимоотношения:
-деловые;
-личные.
Информация о работе Делового общение и межличностные отношения в рабочей группе