Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель: научиться пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда.
Задачи: сформировать представление
• об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.
• об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
• о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов.
• об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
• о стадиях психосексуального развития личности.
Введение 3
1. Структура личности по Фрейду 5
1.1. «Оно» 5
1.2. «Я» 8
1.3. «Сверх-Я» 9
2. Развитие личности 11
2.1. Психосексуальные стадии 11
2.2 Оральная стадия 12
2.3. Анальная стадия 14
2.4. Фаллическая стадия 15
2.5. Генитальная стадия 19
3. Типы тревоги по Фрейду и механизмы защиты 22
Заключение………………………………………………………………………31
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………...35
Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой Эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований. В результате вытеснения человек как бы не замечает некоторых элементов своей психической жизни. Иногда по отношению к неприятным раздражителям, приходящим извне вместо термина «вытеснение» используется «отречение». Вытесненный аффект по Фрейду, состояние «остановленности», подобно проклятию. Хорошо известно, что он стремился помочь пациенту проработать сопротивление и осознать вытесненный материал с целью последующей его проработки.
Проекция. Это процесс, посредством которого, человек приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Происходит перенос чувства страха жизни и смерти на других людей: потеря близких, потеря объектов любви и заботы.
Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения - направление на самого себя: враждебные импульсы, направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.
Рационализация. Другой способ справиться с фрустрацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация состоит в том, что человек бессознательно подбирает удобные объяснения поведения, чтобы оправдать себя, вместо того, чтобы находить подлинные причинно-следственные связи событий.
Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется, а в сознании проявляется противоположный. З.Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
Регрессия – возврат к предыдущим формам проявления мыслей, объектных отношений, структуры поведения. Регрессия бывает в трёх формах. Первая – топическая, когда психическое возбуждение течёт от моторного конца психического аппарата обратно к своему сенсорному концу и достигает системы восприятия (относится к функциям «Я», то есть системе «Предсознание – Сознание», принципу реальности). Вторая форма – временная, которая возвращается от более поздних к более ранним психическим структурам (относится к импульсам, целям влечения, объектным представлениям и содержанию фантазий). Третья - формальная, при которой примитивные методы изложения занимают место более зрелых форм выражения (как и топические, относятся к функциям «Я»). Регрессии могут происходить во всех психических инстанциях – в «Оно», в «Я» и «Сверх Я». В гипнотерапевтической практике временная регрессия в ресурсные состояния личности является мощным и результативным лечебным воздействием.
Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная, конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов. Фрейд подчеркивает, что «Сублимация первичных позывов – особенно ярко выраженная черта культурного развития; именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной – играть в культурной жизни столь значительную роль».
Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.
Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше Эго теряет энергию и гибкость. З.Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности. Д.м.н., профессор кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно подчеркивает, что «Невротическое есть защитно-психологический, неосознанный уход в болезнь от конфликтной ситуации, с которой невротик не способен справиться разумно - сознательно. Этот уход в невроз совершается определенными невротическими (не характерологическими) средствами в соответствии с той или иной душевно-телесной конституцией. Клинико-психотерапевтическая работа реалистическим, клиническим анализом выявляет здесь неосознанный или мало осознанный патогенный конфликт, и следует теперь разъяснить его «запутавшемуся» невротику, помочь тем самым достойно-разумно, человечески сознательно выбраться из невротической «клетки», в которую защитно-неосознанно спрятался»
Таким
образом, «аналитический подход к психике
человека позволяет выстроить
Многие понятия психоаналитической теории личности Фрейда впоследствии подвергались экспериментальной проверке. В частности, в последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных З. Фрейдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как Ид, Эго, Суперэго, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.
Ряд положений теории Фрейда выдержали научную проверку и достаточно эффективны в практической деятельности психолога, психотерапевта в настоящее время: - характеристики и периодизация психосексуального развития личности; - причинные факторы невротизации личности и базовые подходы к лечению невротических расстройств; - причинные факторы сексуальных расстройств; - защитные механизмы психики; - некоторые аспекты Эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации).
Ряд положений психоаналитической теории получают дальнейшее развитие в современных исследованиях. Например, Фрейд считал, что в сновидениях, в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и инфантильные желания. Современные последователи психоаналитического подхода считают, что к сновидческой активности, с точки зрения реализации напряжения влечения, следует подходить дифференцированно. «Само по себе желание является психическим актом, преобразующим напряжение влечения в некий конкретный образ, по отношению к которому возможна фантазийная поведенческая активность. Оформление влечения, таким образом, уже является способом, позволяющим отчасти уменьшить напряжение влечения». В символической форме идёт «поиск» компромиссного варианта реализации вытесненного желания, напряжение может быть снято только тогда, когда, между Суперэго, Эго и Ид будет достигнут компромисс.
В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.
Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек — это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.
Психоаналитическая
теория Фрейда представляет собой пример
психодинамического подхода к изучению
поведения человека, когда считается,
что неосознаваемые психологические конфликты
контролируют это поведение.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Либидо | одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. |
2 | Психика | совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. |
3 | Психоанализ | комплекс психологических теори |
4 | Фрустрация | психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. |
5 | Эдипов комплекс | понятие, введенное
в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное с |
6 | Комплкс Электры | явление, аналогичное по сути эдипову комплексу и проявляющееся у девочек на фаллической фазе развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. |
7 | Личность | понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. |
8 | Супер-Эго | в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. |
9 | Рационализация | механизм
психологической защиты,
при котором в мышлении используется только
та часть воспринимаемой информации, и
делаются только те выводы, благодаря
которым собственное поведение предстаё |
10 | Защитный механизм | понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления. |
1 |
|
|
Адлер Альфред.
Наука жить. – Киев: Высшая школа, 2007. -212с. |
|
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология на Западе. – М.: ЛОГОС, 2005. – 351 с |
|
Гильбо Е. Аполлогия доктора Фрейда. // Знание-сила. – 1989. – № 8. – С. 34-45. |
|
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: Книга, 2008. – 412 с. |
|
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Политиздат, 1983. – 431 с. |
|
Немов Р.С. Психология: в 3 Т. Т. 1. – М.: Феникс, 2007. – 681 с. |
|
Петрошевский А. В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник. – М.: – Академия, 2007. – 512с. |
|
Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Знание, 1989. – 224 с. |
|
Психология личности: личности. / Под. ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М: Знание, 1985. – 453 с. |
|
Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2 т. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 2008. – 484 с. |
|
Столяренко Л.Д. Общая психология. – М.: Искра, 2003. – 680 с. |
|
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Правда, 1991. – 380 с. |
|
Фрейд 3. Психология бессознательного. – М.: Правда, 1989. – 290 с. |
|
Фрейд З. «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений. – М.: РИК \"Культура\", 1992. –324с. |
|
Фрейд З. О сновидении. / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Книга, 1995. – 112 с. |
|
Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Современные проблемы, 2002. – 435 с. |
|
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – CПб: Питер Ком, 2006. – 608 с. |
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности