Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: научиться пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда.
Задачи: сформировать представление
• об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.
• об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
• о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов.
• об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
• о стадиях психосексуального развития личности.

Содержание

Введение 3
1. Структура личности по Фрейду 5
1.1. «Оно» 5
1.2. «Я» 8
1.3. «Сверх-Я» 9
2. Развитие личности 11
2.1. Психосексуальные стадии 11
2.2 Оральная стадия 12
2.3. Анальная стадия 14
2.4. Фаллическая стадия 15
2.5. Генитальная стадия 19
3. Типы тревоги по Фрейду и механизмы защиты 22
Заключение………………………………………………………………………31
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Заводова В.В.,К.Р.,Общая психология.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

          Фрейд считает также, что будущее утрированно мужское поведение с буйной агрессивностью является сверхкомпенсацией и выдает пережитый ребенком детский страх в фаллической стадии развития, когда дети ненасытны в своём желании к вниманию, утешению, заботе, любви и мерой которых, может быть – только потребность ребенка, а не возможности взрослых. 

Поведенческие паттерны взрослых с фиксацией на фаллической стадии имеют свои особенности. Распознавание таких фиксаций помогает в определении психотерапевтической стратегии. Есть данные о том, что особенности детского опыта во взаимоотношениях девочек с матерью оказывают влияние на их  последующее взаимодействие со своими детьми в контексте тревожности и избыточного контроля (нарастает к 32 годам, с 32 до 45 не проявляется, а после 45 - вновь возрастает) 

     2.5 Генитальная стадия 

          Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме в дальнейшем ведет к выбору брачного партнера и созданию семьи. 

         Во взрослой жизни - генитальный характер – идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.  К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учёбу, спорт, различного рода увлечения. Опыт психотерапевтической практики показывает, что именно этот возраст является более предпочтительным при осуществлении направленной терапевтической регрессии. В промежутке от 6-12 лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период. Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период. Он считал, что латентный период не следует рассматривать как стадию психосексуального развития, потому, что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.А.Фрейд в развитие психоаналитической теории личности З.Фрейда рассматривает латентный период шире. Данный период, указывает она «характерен тем, что затухают прегенитальные побуждения инфантильной сексуальности: ослабляется половая активность, происходит десексуализация объектных отношений и чувств, возникает преобладание нежности и останавливается эволюция сексуальности. Появляется чувство стыда и отвращения, возникают нравственные и эстетические стремления, угасает Эдипов комплекс». Дети, за счёт вытеснений начинают забывать первые годы своей жизни. Они постепенно разочаровываясь в идеальном образе своих родителей, переносят свои привязанности на сверстников, учителей и киногероев. Если этого не происходит, то ребенок будет испытывать большие затруднения при социализации, у него появится утрата интереса к школе, тоска по дому.  В норме, дети фантазируют по поводу своего происхождения. Например, могут считать, что они приемные, глубоко и мучительно переживая «факт усыновления», придумывают профессию, которой якобы заняты их родители и т.п.  

         Характерная для латентности сублимация проявляется в художественном и ином творчестве, что способствует раскрытию способностей и дальнейшему гармоничному развитию личности.  Предпубертатный период рассматривается как предварительная ступень собственно пубертатности и она характерна тем, что в ней устаревшие установки и желания инфантильной жизни (2, 3, 4 стадий) обнаруживаются по-новому за счёт регрессий на более ранние годы жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло и покачали как маленького, либо захочет пососать соску и т.п. Это не следствие ошибок воспитания и не факт неправильного развития, а норма. Всё это является подготовкой к следующей фазе развития. 

          Третий этап начинается в подростковом возрасте, с 10-11 лет, и называется, как и первый, либидо-объекттак как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальнойтак как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

         Пубертатная стадия. В данной стадии человек имеет двойную задачу – освободиться от своих эдиповых объектов и полюбить кого – либо вне семьи. «Эта первая любовь становится для человека способом утверждения собственной автономии, самоценностью и доказательством значимости его чувств, даже за пределами семьи. Родители должны считаться с первой с первой любовью так же как с «цепляньем» на предыдущей стадии и уважительно относиться как к самому чувству их повзрослевшего ребенка, так и к объекту его любви».

Особенности психического развития на данной стадии:  

- во-первых, нормальное детское развитие  идёт шаг за шагом вперед  и снова назад, с постоянным  чередованием прогресса и регресса.  

- во вторых, если регрессии становятся  перманентными, вместо того, чтобы  оставаться временными, то они  перестают играть роль элемента  нормального развития, превращаются  в патогенный фактор. 

- в третьих, если взрослые значимые  люди в данный период критически или осуждающе противостоят регрессиям, то они этим способствуют вытеснениям и задержкам у ребенка, которые преграждают ему путь к ресурсным состояниям во взрослой жизни.

     3 Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики

 
 

          Фрейд выявил важнейшее психологическое значение непосредственно самого процесса рождения и что организм при рождении переходит из относительно спокойного, безопасного, комфортного состояния в сокрушающую ситуацию, когда при обрушившемся потоке стимулов, организм ещё не обладает адекватным способом переработки последних. Новорожденный ещё не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается перевозбужденным. Эта первая опасная ситуация и становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. В последующем, по Отто Ранку - "первичная травма" - причина любых неврозов, она состоит в сильной тревоге при рождении. Поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги - не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода (отделения от груди, страх кастрации, различные сепарации) приобретают травматическое качество. Собственно тревога является функцией Эго, и назначение ее и состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дает возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория личности выделяет  три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза. 

         Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу или  понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию Эго -самосохранения. 

         Невротическая тревога.  Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник),  и только когда возникает реальная возможность импульсам Ид прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога.  Тревожность может генерализовываться от постоянного страха ожидания опасности и это может стать основой депрессивного поведения.

          Моральная тревога. Психоаналитически - возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания Эго со стороны Супер-Эго. Моральная тревога возникает всегда, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Супер-Эго отвечает на это чувством несоответствия, вины, стыда.   Именно моральная тревожность приводит человека к «самонаказанию», увеличивается возможность травмирования, создания небезопасных жизненных ситуаций. 

          Тревожные расстройства часто встречаются в общей клинической практике у людей с соматическими заболеваниями: более чем у 20%  приходящих на врачебные консультации, наблюдаются клинически значимые симптомы тревоги. Общее для всех тревожных расстройств – это чувство страха или чрезмерной тревоги, вызывающее страдание и значительные проблемы. Речь идёт о состояниях, которые отличны от депрессивного, несмотря на то, что у некоторых людей те и другие состояния могут сосуществовать.

          Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых, выявленных у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Разработанные  методики и последующие экспериментальные исследования феномена тревоги  дают возможность протестировать человека и «замерить»  уровень его ситуативной и личностной тревожности, как степеней взаимообусловленности структурных составляющих психики. Например, по шкале самооценки  Спилбергера – Ханина.  Защитные механизмы помогают  осуществлению функции избегания нежелательных психических состояний. По мнению Фрейда, Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя способами: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении и искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону. Говоря об эпидемологии тревожных расстройств с позиции настоящего времени, можно сказать, что тревожные расстройства являются наиболее рапространенными нарушениями после фобии в настоящее время. При этом их диагностика часто затруднена. Многие пациенты страдают этим расстройством на протяжении большей половины своей жизни. А генерализованное тревожное расстройство очень часто сочетается с такими психическими заболеваниями как депрессивные состояния, алкоголизм или употребление средств бензодиазепинового ряда. Возникновение фрейдовской концепции психики было обусловлено акцентированием внимания на явлении защиты и её отношений с «Я». «Я» - это личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения. Именно несовместимость того или иного представления с «Я» приводит к защитам. Причем, если от наплыва внешних возбуждений можно как-то отгородиться, то от внутренних возбуждений (например, внутренней агрессии) отгородиться можно только за счёт различных защитных механизмов психики.    Понятие защиты относится одновременно и к защите чего-то и к самозащите. Есть место защиты или психическое пространство, оказавшееся под угрозой, персонаж, осуществляющий защитные действия, цель защиты (стремление сохранить или восстановить целостность «Я» и избежать любого внешнего вторжения, причиняющего человеку неудовольствие), мотив защиты (то, что побуждает к защите) и сами механизмы защиты. Различение психологических защитных механизмов  позволяет производить взаимосвязывание предъявляемых поверхностно-структурных уровней и ненаблюдаемых глубинных психических процессов. Механизмы защиты, относясь к процессам «Я», направляются против влечений и всего того, что составляет тревогу из-за их несовместимости с теми или иными представлениями. Они различаются по типу возникающего душевного расстройства, по зависимости от генетической стадии развития, по степени обработки защитного конфликта и пр.  Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии. 

         Сопротивление. Под этим понимается любое проявление человека, противостоящего попыткам другого оказать на него воздействие. Основная причина сопротивления – угроза появления неприятных мыслей, образов, аффектов, которые могут вызвать чувство стыда и угрызения совести, могут изменить самооценку, вызвать боязнь потерять контакт с кем-либо значимым.   Непосредственной причиной такой защиты является избегание тревоги, вины, стыда. Более отдаленная причина: психотравматическая ситуация, положение, в котором Эго сокрушено и беспомощно, потому что, «затоплено» тревогой, которую оно не может контролировать. Такого состояния человек стремится избежать и «включает» защиту.   Опасные ситуации, вызывающие травматические ситуации, могут быть охарактеризованы, как страх оказаться брошенным, страх уничтожения тела, чувства нелюбви, страх потери уважения к себе, страх кастрации.   Интересен факт, что, имея неосознаваемые причины сопротивления, пациенты во время психоаналитических сеансов могут осознавать какое-либо вторичное проявление процесса защиты. Также в основе сопротивления индивида лежит неосознаваемый страх приобрести какой-либо новый навык, умение, качество с которым ему придется жить по новым правилам, что потребует дополнительных усилий, времени и т.п.  Страх также касается утраты внутреннего равновесия или угрозу существования внешних условий, к которым индивид уже адаптировался и  получает неосознаваемую «выгоду» от своих страданий, неумений, болезней.  «Есть лица, странно ведущие себя во время аналитической работы. Если им дают надежду и высказывают удовлетворение успехом лечения, они кажутся недовольными и регулярно ухудшают своё состояние. Позднее…, убеждаешься, не только в том, что эти лица не переносят похвалы и признания, но и в том, что на успехи лечения они реагируют обратным образом. Каждое частичное разрешение проблемы, которое должно было бы иметь результатом улучшение или временное выпадение симптомов…у них порождает немедленное усиление их страдания. В конце концов, мы приходим к убеждению, что корень надо искать, так сказать в «моральном» факторе – чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий» З.Фрейд выделял пять видов сопротивлений, сообразно с их источниками: - сопротивление регрессии (сопротивление защит Эго); - сопротивление переноса (поскольку перенос есть заменитель воспоминания, и он базируется на основе перемещения от прошлых объектов на объекты  настоящего);    - выгоду от болезни или вторичную выгоду от неё (З.Фрейд её тоже поместил среди сопротивлений Эго);  - вынужденные повторения или навязчивые повторения, или либидозная сцепленность ассоциаций (сопротивление Ид);  - сопротивления, возникающие из бессознательного чувства вины и необходимости наказания (образуются в Супер-Эго).  

Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности